Раймонд Пристли, работавший геологом в одной из экспедиций Эрнеста Шеклтона в 1907 году размышлял:
Если хочешь отправиться в быстрое и продуктивное путешествие, то иди с Амундсеном, если хочешь научных исследований — со Скоттом, если же тебе надо пройти ад и вернуться живым, то стань на колени и помолись, чтобы пойти с Шеклтоном.
Столь невероятные способности Эрнест Шеклтон проявил в своих экспедициях по Антарктике, заботясь о себе и об окружающих.
Сегодня хотелось бы рассказать об одной из этих экспедиций.
Это самая впечатляющая история выживания, о которой мне когда-либо приходилось слышать или читать.
А начиналось всё так. После покорения Амундсеном Южного Полюса, из масштабных проектов по южному континенту оставалось пересечение его от одного берега до другого, 1800 км пути.
Так родилась идея имперской трансантарктической экспедиции 1914 — 1917 гг.
Эрнест Шеклтон — посередине. Слева — Амундсен, справа — Роберт Пири
Свою команду Эрнест Шеклтон отбирал лично. В экспедицию отправились 28 человек с самыми лучшими физическими способностями и устойчивостью к стрессам.
Корабль был назван в честь семейного девиза Шеклтонов: "Fortitudine Vincimus" (побеждая стойкостью) — "Endurance", что в переводе с английского означает выносливость.
Источник фото: youngzine.org. Команда Шеклтона
В августе 1914 года, когда других англичан мобилизовали на Первую Мировую войну, корабль Эндьюренс выплыл по Темзе в сторону юга.
7 декабря 1914: на широте 57 градусов к югу появился первый лёд. В течение шести недель корабль пробивался сквозь замерзающие моря.
19 января 1915 года льды сковывают корабль и это всего в 100 милях от пункта назначения (161 км).
Шеклтон спокойно объявляет, что экспедиция будет зимовать на льду до весны и это ориентировочно может продлиться 9 месяцев.
Команда находила выход, как не умирать от скуки: они то устраивали гонки на собаках, играли в футбол, вели хозяйственную работу. Команда была подобрана настолько хорошо, что не было жутких конфликтов, как это частенько бывало в экспедициях под руководством других путешественников.
Даже когда корабль начало раздавливать льдами, Эрнест Шеклтон не терял самообладания, помог членам команды держаться вместе и приказал организовать плавучий лагерь на льдине, используя пиломатериалы из Эндьюренс. Они построили камбуз, хранилище на льду и наполнили его тремя тоннами спасенной провизии. Главное сооружение они окружили пятью льняными палатками и тремя спасательными шлюпками.
Эндьюренс. Корабль будет раздавлен льдами
21 ноября 1915 года корабль окончательно утонул. Шеклтон не спал всю ночь, а утром он объявил, что теперь команда пойдет по льдам. После неудачных попыток идти по льдам, команда организовала "лагерь терпения", проведя там три месяца на дрейфующих льдах.
9 апреля 1916 лёд стал настолько тонким, что удалось спустить шлюпки на воду. Шеклтон решил, что единственная надежда на выживание — добраться до острова Элефант (Мордвинова), который находился примерно в 100 милях.
После недели шторма и холода на простых шлюпках, команда добралась. Некоторые члены экипажа едва выжили.
Остров Элефант
Однако Шеклтон понимал, что оставаться на этом острове долго было бесперспективно и решил с пятью добровольцами отправиться на самой большой 22 футовой (около 7 метров) шлюпке к островам Южная Джорджия, которые находились в 800 милях к северу (почти 1290 км).
То путешествие считается самым невероятным путешествием на лодке за всю историю.
Мужчины на хлюпком судне провели 17 дней в самом штормовом океане планеты, в самых опасных широтах, в условиях холода, без соответствующей экипировки и т.д.
Стоит отметить ещё и невероятную работу штурмана: он в этих условиях смог снять замеры секстанта. Ошибка даже в 1 градус стоила бы жизни всем членам экспедиции.
Но это ещё не всё. Доплыв до острова, им ещё предстояло проявить смекалку и выносливость для того, чтобы дойти до китобойной базы через горы, покрытые льдом. Используя части судна они сделали себе подобие "кошек". Они чудом смогли пройти так 22 мили (35,5 км) по горам острова Южная Джорджия.
Когда они начинали свой 33-х часовой поход, Шеклтон сказал:
Если со мной что-то произойдет, пока оставшаяся команда ждёт меня, я буду чувствовать себя убийцей.
Но до этого не дошло.
Четыре месяца спустя, после трёх неудачных попыток, Шеклтон вернулся за остальными членами команды. Голодные, изнеможденные они, перевернули шлюпки, обустроили себе жилище, пели песни, чтобы сохранить надежду и здравомыслие. Все 28 членов экипажа выжили. Шеклтон после этого проживет ещё несколько лет и умрет от сердечного приступа на острове Южная Джорджия, командуя очередной антарктической экспедицией.
Экспедиция Шеклтона
О Шеклтоне написана не одна книга. Из переведенных на русский очень хочу порекомендовать книгу "Лидерство во льдах. Антарктическая одиссея Шеклтона" под авторством Альфреда Лансинга. Сейчас снимают фильм о Шеклтоне, главную роль в котором исполнит Том Харди. А пока также могу порекомендовать фильм: "Затерянные в Антарктиде".
Найти этот фильм сложно, да и книга передает больше событий, эмоций членов экспедиции, приводятся выдержки из дневников экипажа.
Читая книгу, как будто переносишься в те времена и переживаешь вместе с командой и Шеклтоном злоключения, которые на них выпали.
А заодно проникаешься той выносливостью, героизмом и сплочённостью, которые проявили люди.
Лучшая книга о Шеклтоне
Комментарии (3)