У некоторых известных произведений искусства такая любопытная и запутанная судьба, что их истории могут показаться вымыслом. ВТБ в рамках
Ночной дозор
«Ночной дозор» 1642 год, Рембрандт Харменс ван Рейн
Самый занимательный факт про картину Рембрандта «Ночной дозор» состоит в том, что никакой он не ночной. Огромное полотно 3,5 на 4,5 м в оригинале вообще-то называется «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга». Темные краски на холсте тоже не краски вовсе, а многолетняя копоть от свечей. А действие на самом деле происходит ярким солнечным днем.
Как это вышло? Этот парадный портрет написан по заказу Стрелкового общества Амстердама. Когда Рембрандт презентовал заказчикам финальную работу, все были шокированы:
- кроме 18 стрелков на холсте оказались еще 16 неизвестных человек,
- от «парадности» не осталось и следа,
- среди военных, прямо в центральной точке золотого сечения, затесалась какая-то девочка в белом платье с мертвой курицей на поясе.
Работу сначала даже не хотели оплачивать, но потом все-таки разметили в здании Стрелкового общества. Там оно провисело 200 лет.
В XVIII веке общество перестало существовать, и картину перетащили в городскую ратушу. Но дверной проем оказался узковат, поэтому картину обрезали со всех сторон. До середины XX века бесхозный шедевр провисел в зале напротив камина: коптился, пылился и в итоге почернел.
Завтрак на траве
«Завтрак на траве» 1863 год, Эдуард Мане
Эдуард Мане впервые принес свою картину «Завтрак на траве» на ежегодный художественный Салон в Париже 1863 году. Но жюри не приняло полотно и раскритиковало автора.
Дело в том, что до этого никто не писал обычных земных женщин, «застуканных» голышом во время пикника с двумя денди в каком-нибудь лесопарке. Более того, бесстыдница не пытается прикрыться. Она нагло смотрит вам прямо в глаза! Вопросы у критиков вызвал и художественный стиль Мане: непропорционально большая женщина на заднем плане, не проработана кора и листва деревьев, резкий свет. Из-за этой картины девушку, которую Мане пригласил в качестве модели, — любимую музу французских художников Луизу Меран, вскоре перестали звать для позирования, обвинив в порочной связи с художником-бунтарем.
Но именно полотно «Завтрак на траве» положило начало совершенно новому течению изобразительного искусства — импрессионизму, который в считанные годы перевернул весь мир.
Портрет Адели Блох-Бауэр
Портрет Адели Блох-Бауэр 1907 год, Густав Климт
Лицо Адели Блох-Бауэр сегодня стало визитной карточкой Австрии. А про историю появления этого портрета можно было бы написать книгу или снять фильм. Сахарный магнат еврейского происхождения, муж Адели — Фердинанд Блох-Бауэр узнал, что его молодая супруга крутит роман с популярным художником Густавом Климтом и решил эту проблему нетрадиционно.
Он заказал у Климта портрет собственной жены, щедро заплатил ему и наказал, чтобы тот работал над ним как можно старательнее. 4 года работы и около 100 эскизов понадобилось для создания знаменитого портрета.
За то время, что художник проводил с Адель, пока писал ее портрет, устал от девушки, их роман быстро сошел на нет. План Блох-Бауэра сработал.
Черный квадрат
«Черный квадрат» 1915 год, Казимир Малевич
Нет в мире другой картины, которая пользовалась бы такой дурной славой, как «Черный квадрат» Малевича. Она до сих пор сохраняет позицию самого неоднозначного, при этом технически самого незамысловатого художественного произведения.
Глубокую философскую концепцию, заложенную в эту черную «клетку», не разгадали даже художественные критики. А обнаружение под слоем черной краски сразу двух картин запустило новую череду обсуждений и поисков скрытого смысла.
Главный спор заключается в том: открыл ли Малевич своим «квадратом» базовую философскую формулу миру, либо устроил великолепный пиар. Ведь известно, что даже собственные похороны художник украсил черными квадратами: повесил их изображения в изголовье и на крышке гроба, на капоте грузовика в траурной процессии и на трибуне среди ритуальных цветов.
Еще один интересный факт: картина впервые появилась на футуристической выставке «0,10» в 1915 году, где висела в красном углу — на месте, где в русских домах традиционно находились иконы. Считается, что эта новая икона символизировала конец старого мира, христианства и искусства в целом.
Увидеть вживую картину Казимира Малевича «Черный квадрат» и другие шедевры русского авангарда можно будет сразу после открытия музея в основной экспозиции Третьяковской галереи на Крымском Валу.
Комментарии (1)