В своей деятельности наш
Несколько лет назад я попал под влияние книг Карлосы Кастанеды, работы которого на какое-то время сильно перевернули моё осознание и видение мира. Сейчас дымка от первого впечатления давно рассеялась, а мнения о Кастанеде в наше время существуют самые различные. Я вполне допускаю, что Кастанеда мог быть прав далеко не во всём. Может быть даже старый индеец дон Хуан просто решил подшутить над ним, сообщая каждый раз лишь то что было нужно ему самому – это отчасти подтверждают и книги самого Кастанеды. Нельзя не допускать также и то, что сам дон Хуан мог знать не всё, или по крайней мере ведал «знаниями», необходимыми лично его народу или интерпретировал их таким образом. Всё это предмет долгих дискуссий явно не для этой книги. Однако каждый раз, когда встречаешь в литературе или рассказах людей подтверждение мироустройства по Кастанеде - невольно понимаешь его правоту.
Карлос Кастанеда, будораживший умы и продолжающий то делать в наше время.
Речь же пойдёт о «странных местах», которые внушают страх, неспокойство. Находясь в которых чувствуешь, будто за тобой постоянно следят. Я представлю вам несколько выдержек из рассказов путешественников и исследователей.
Свидетельство первое
Первая из них - это отчёт Марины Галкиной о путешествии пешком из Петропавловска-Камчатского до долины Гейзеров. В пути она столкнулась с чем-то нерациональным, о чём и пишет в своей книге "Одна на краю света". При прочтении этих строк, в голове сразу всплывает учение дона Хуана о том, что рядом с нами, особенно в диких недоступных районах, обитают духи из некоего тонкого мира, которых мы не можем видеть, но можем ощущать.
Книга Марины Галкиной
По образованию я биолог и, вроде, любые явления природы должна объяснять научно. Но изредка со мной происходят явления, рационально объяснимые с некоторой натяжкой, вызывающие у меня настоящий животный страх. И частенько, оставшись наедине с природой, я отлично начинаю понимать наших далёких предков, которые, дрожа от холода и голода в звериных шкурах в каменных пещерах, взывали к богам о ниспослании им благоволения. Я тоже становлюсь язычницей и начинаю верить в лесных духов, духов водопада или горы и бросаю крошку еды в костер для Хозяина. И места для стоянок стараюсь выбирать лишь там, где место, помимо наличия на нем дров, воды и ровной площадки, еще чем-то подсознательно нравится мне.
Вот и здесь со мной произошел случай, испугавший меня не на шутку, по сравнению с которым близкие встречи с реальными ощущаемыми медведями стали казаться легким щекотанием нервов.
Под вечер я спустилась к реке Новый Семячик. В том месте, где я вышла на нее, троп и следов медведей вдоль берега совсем не было, я направилась вниз по реке в надежде найти рыбу под расположенным ниже водопадом. Кривые березки с зарослями стланика росли по берегам, на полянках попадались кочки, усыпанные спелой голубикой. А временами здесь рос молодой осинник, да так густо, словно это были заросли бамбука - частокол прямых тонких стволов. На реке шумели пороги. "Как я завтра буду форсировать ее?" - все чаще посещала меня тревожная мысль. Особенно низкий гул известил меня о том, что я уже миновала водопад.
Грохот близко расположенного водопада не способствовал душевному комфорту, но мне давно пора было вставать на ночевку, так как уже темнело. Я писала дневник в палатке при свече, когда на фоне несмолкающего гула падуна вокруг меня стали возникать непонятные звуки. Я слышала, и не раз, как топают ежики, как шебуршатся мыши, но эти звуки не укладывались в известные мне. Кто-то шелестел моим тентом то с одного боку, то резко - с противоположной стороны, то у меня за спиной, то у входа. Казалось, какой-то легкий невидимка перемещался мановением ока и дразнил меня.
Красоты Камчатки на фоне вулкана
Низкочастотные звуки падающей воды могут вызывать слуховые галлюцинации. Кроме того, невоспринимаемые человеческим слухом звуковые волны могут негативно воздействовать на психику. Я знала это, но от этого знания в тот момент спокойнее мне не становилось. По крайней мере, заставить себя выйти из палатки со свечкой в руках и убедиться, что вокруг никого нет, я не смогла. Липкий холодный страх сковывал меня. Наконец, я смогла уговорить себя, что это мыши, и бояться нечего, а если это что-то другое, то его тем более не стоит бояться, и тогда оно тоже не причинит мне вреда. Завернувшись в спальник с головой, я все-таки смогла заснуть…
Свидетельство второе
А вот так описывает ночёвку со своим отрядом на реке Билимбее (ныне река Билимбе или Таёжная) Владимир Клавдиевич Арсеньев, пожалуй один из самых выдающихся исследователей Уссурийского края. Река совсем небольшая, шириной менее 20 метров. Текст Владимира Клавдиевича столь увлекателен, что следует привести его почти целиком:
«Билимбее – царство растений. По обоим берегам реки лес растет так густо, что кажется, будто река течет в коридоре. Наклонившиеся деревья во многих местах перепутались ветвями и образовали живописные арки… В нижней половине река шириной около 20 м…
В 4 часа дня мы стали высматривать место для бивака. Здесь река делала большой изгиб. Наш берег был пологий, а противоположный – обрывистый. Тут мы и остановились. Стрелки принялись ставить палатки, а Дерсу взял котелок и пошел за водой. Через минуту он возвратился, крайне недовольный.
– Что случилось? – спросил я гольда.
– Моя думай, это место худое, – отвечал он на мой вопрос. – Моя река ходи, хочу вода бери – рыба ругается…Чего ваша смеется? – сердился Дерсу. – Плакать скоро будете.
Наконец я узнал, в чем дело. В тот момент, когда он хотел зачерпнуть воды, из реки выставилась голова рыбы. Она смотрела на Дерсу и то открывала, то закрывала рот.
– Рыба тоже люди, – закончил Дерсу свой рассказ. – Его тоже могу говори, только тихо. Наша его понимай нету.
Только что чайник повесили над огнем, как вдруг один камень накалился и лопнул с такой силой, что разбросал угли во все стороны, точно ружейный выстрел. Один уголь попал к Дерсу на колени.
– Тьфу! – сказал он в сердцах. – Моя хорошо понимай, это место худое…
Владимир Клавдиевич Арсеньев, известный путешественник, первопроходец Дальнего Востока (слева) и его проводник Дерсу-Узала (справа).
После ужина я взял ружье и пошел прогуляться вблизи бивака. Отойдя с полкилометра, я сел на бурелом и стал слушать. Кругом царила тишина, только вверху, на перекатах, глухо шумела вода. На противоположном берегу, как исполинские часовые, стояли могучие кедры. Они глядели сурово, точно им известна была какая-то тайна, которую во что бы то ни стало надо было скрыть от людей. После теплого дождя от земли стали подниматься тяжелые испарения. Они сгущались все более и более, и вскоре вся река утонула в тумане…
…В это время я увидел в тумане что-то громоздкое и большое. Оно двигалось по реке мне навстречу медленно и совершенно бесшумно. Я замер на месте, сердце мое усиленно забилось. Но я еще больше изумился, когда увидел, что темный предмет остановился, потом начал подаваться назад и через несколько минут так же таинственно исчез, как и появился. Был ли это зверь какой-нибудь, или это плыл бурелом по реке, не знаю. Сумерки, угрюмый лес, густой туман и главным образом эта мертвящая тишина создавали картину невыразимо жуткую и тоскливую. Мне стало страшно. Я встал и поспешно пошел назад…
…я рассказал им о видении и пробовал объяснить это явление игрой тумана.
– Гм , какое худое место, – услышал я голос Дерсу…
…Я хотел было почитать немного, но не мог бороться со сном и незаметно для себя заснул. Мне показалось, что спал долго. Вдруг я почувствовал, что кто-то трясет меня за плечо.
– Вставайте скорее!
– Что случилось? – спросил я и открыл глаза.
Было темно – темнее, чем раньше. Густой туман, точно вата, лежал по всему лесу. Моросило.
– Какой-то зверь с того берега в воду прыгнул, – ответил испуганно караульный.
Я вскочил на ноги и взял ружье. Через минуту я услышал, как кто-то действительно вышел из воды на берег и сильно встряхивался. В это время ко мне подошли Дерсу и Чжан Бао. Мы стали спиной к огню и старались рассмотреть, что делается на реке, но туман был такой густой и ночь так темна, что в двух шагах решительно ничего не было видно.
– Ходи есть, – тихо сказал Дерсу.
Действительно, кто-то тихонько шел по гальке. Через минуту мы услышали, как зверь опять встряхнулся. Должно быть, животное услышало нас и остановилось. Я взглянул на мулов. Они жались друг к другу и, насторожив уши, смотрели по направлению к реке. Собаки тоже выражали беспокойство. Альпа забилась в самый угол палатки и дрожала, а Леший поджал хвост, прижал уши и боязливо поглядывал по сторонам.
Но вот опять стала бренчать галька.
Я велел разбудить остальных людей и выстрелил. Звук моего выстрела всколыхнул сонный воздух. Гулкое эхо подхватило его и далеко разнесло по лесу. Послышалось быстрое бренчанье гальки и всплеск воды в реке. Испуганные собаки сорвались со своих мест и подняли лай…
…Все говорили, все высказывали свои догадки и постоянно обращались к Дерсу с расспросами. Гольд говорил, что это не мог быть изюбр, потому что он сильнее стучит копытами по гальке; это не мог быть и медведь, потому что он пыхтел бы…
…Проснулся я в 8 часов утра… Дерсу ходил на разведку, но ничего не нашел. Животное, подходившее ночью к нашему биваку, после выстрела бросилось назад через реку. Если бы на отмели был песок, можно было бы увидеть его следы. Теперь остались для нас только одни предположения. Если это был не лось, не изюбр и не медведь, то, вероятно, тигр. Но у Дерсу на этот счет были свои соображения:
– Рыба говори, камень стреляй, тебе, капитан, в тумане худо посмотри, ночью какой-то худой люди ходи… Моя думай, в этом месте черт живи. Другой раз тут моя спи не хочу!»
Жуткое место. Случайное фото
Кстати говоря, вообще весь фольклор Нанайцев и скорее всего их соседей, целиком пропитан духами, так или иначе мешающими людям. Подробнее на этом остановимся в главе «Шаманизм» данной книги, а в данном случае следует привести цитату из книги Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока Елены Сергеевны Новик:
«Среди гольдов (ранее используемое название народа Нанайцев) существует много рассказов про то, как черти (сеоны) нападают на людей и невидимо мучают их. Больше всего черти нападают в пустынных местах, у голых скал с громким эхом, в нежилых фанзах и юртах, на старых заброшенных стойбищах, где постоянно они живут…
Свидетельство третье
И напоследок приведу ещё один отрывок из очерка путешественника Александра Мурашева «Аномальный маршрут. Книга 2. Одиночное экстремальное путешествие.» О его ночёвке недалеко от реки Анюй во время длительного одиночного путешествия.
Дальневосточная тайга
Полутора часов хватило, чтобы выйти к Обходному Ключу… В распадок, по которому я пришёл сюда, мало кто из людей наведывался ввиду его непроходимости. Таких распадков в Сихотэ-Алине великое множество…
…Обгоревшие пни и выворотни причудливыми очертаниями напоминают то бабу-Ягу, притихшую в ступе, то сказочного змея-Горыныча, скорбно опустившего свои головы перед царящим вокруг разорением. Часто в очертаниях обгоревших валёжин угадывается силуэт медведя или сохатого. Но вот распадок сужается, склоны вплотную подступают к ключу - правому истоку Обходного. Именно по этому притоку мне предстоит идти к перевалу…
…Когда в воздухе стали сгущаться сумерки, я начал подумывать о ночлеге и подыскивать место для табора. Распадок был очень неудобный и не годился для этих целей, он мне не нравился, хотелось более комфортного и красивого пристанища. Но времени на поиски уже не оставалось. Пришлось подняться на высокую крохотную террасу и расположиться рядом с огромным стволом упавшей ели. Не было сил пилить сухостойный лес. Ограничился сбором валежника и натаскал к костру огромную кучу берёзовых и еловых стволиков и веток. Вместо подстилки использовал толстую берёзовую кору.
…Прислоняю ружьё к стволу ели, укрываюсь накомарником от донимающих кровососов и блаженно растягиваюсь рядом с жарким костром. Трудно назвать сном это состояние. Не спишь, а именно дремлешь, изредка погружаясь в забытьё. Часто приходится вставать и подбрасывать в костёр новую охапку валежника. Эта вынужденная процедура выматывает сама по себе и даже ёжась от холода, стараешься продлить миг забытья ещё хоть на десять минут.
Глубокая чёрная ночь сомкнулась над угасающим костром. Пламя уже не било столбом кверху. От раскалённых углей ещё исходил жар и, повернувшись спиной к кострищу, натянув на голову накомарник, я подумал, что не встану больше до утра, хоть гром разразись, надо только удобнее свернуться калачиком…
…В это мгновение я ощутил, как кто-то потряс меня за плечо. Тело ещё по инерции продолжало «проваливаться» в отдых, засыпающее сознание сопротивлялось: «Не дают отдохнуть!» Меня вновь так же осторожно потрясли за плечо. В следующее мгновение до моего сознания наконец дошло, что я здесь один, кто бы мог меня будить?! Нужно было действовать решительно, немедленно. За какую-то долю секунды я сосредоточился, затем резко попытался сбросить с головы накомарник, одновременно левой рукой схватил ружьё и снял с предохранителя, развернувшись к предполагаемому незнакомцу или врагу. Накомарник всё же запутался оттяжками, и я не мог некоторое время освободить голову. Пока барахтался, освобождаясь от накомарника, мелькнула мысль, придавшая ещё больше спокойствия и хладнокровия: «Если бы это был зверь, он уже двадцать раз мог бы мной закусить, пока я здесь барахтался». Наконец мне удалось сбросить накомарник. Посветил фонариком вниз и вверх по распадку. Вокруг ни звука, тишину нарушает лёгкое журчание ключа. Костра почти не видно, угли подёрнулись пеплом…
Дух леса из Японского аниме Принцеса Мононоке
…Что же это было? Во всяком случае, спасибо, что разбудили. Ветки уже пылали, и от них распространялось живительное тепло. Можно было спать, вытянувшись во весь рост.
- Спасибо, лесовичок! - произнёс я и спокойно уснул.
Что или кто же такие духи природы?
Если верить книгам Кастанеды, то как знать, может действительно в удалённых и глухих местах природы обитаю некие сущности, хозяева мест, которые не всегда приветливо принимают к себе непрошенных гостей. А может просто человеческое сознание (усталость, страхи, мнительность, подсознательный поиск собеседника в длительных переходах) само порой создаёт или даже оживляет подобные образы, как бы дико или антинаучно это ни звучало? Здесь мы уже затрагиваем такую тему для разговора, глубина и деликатность которой стоит того, чтобы написать об этом отдельную книгу…
Кстати, свидетельства о подобных духах природы есть и у многих других авторов. На память приходят Георгий Сидоров, Владимир Серкин, с творчеством которых я рекомендую вам ознакомиться.
Данная статья это выдержка из будущей книги "Чудеса Дальнего Востока". Но на сегодня уже вышла другая моя книга, с которой я советую ознакомиться. Это "Сборник тайн и загадок Дальнего Востока," приобрести которую можно по
Книга Сборник тайн и загадок Дальнего Востока.
Комментарии (0)