Герой Советского Союза лётчик Александр Горовец – личность легендарная. Ему принадлежит рекорд по количеству сбитых за один вылет немецких самолётов. К сожалению, этот воздушный бой 6 июля 1943 года стал для пилота истребителя последним.
Военная биография
Александр Горовец – уроженец Витебской области Белоруссии. Когда началась Великая Отечественная война, ему было 26 лет, и он работал в аэроклубе в городе Шахты Ростовской области, закончив ранее школу авианструкторов в Ульяновске. После призыва в армию попал в авиашколу, где обучал других лётчиков, а с 1942 года выполнял боевые задания на фронте. На момент смерти он имел звание старшего лейтенанта и служил заместителем командира эскадрильи 88-го гвардейского истребительного авиаполка (Воронежский фронт, 88-й гвардейский истребительный авиаполк)
Подвиг
Шёл второй день грандиозной Битвы на Курской дуге. Александр Горовец, управляя одномоторным истребителем Ла-5, вылетел вместе с другими пилотами своего авиаполка для патрулирования местности между селами Владимировка, Зоринские дворы и Ольховатка. Именно в этом направлении противник наносил мощный удар с юга к Курску, и для подкрепления с воздуха на крыло поднялись от 20 до 50 бомбардировщиков Ju-87 («Юнкерс») под прикрытием «Мессершмидтов».
В какой-то момент немецкие истребители настигли советскую эскадрилью, уже возвращавшуюся с задания. Последними в группе летели Горовец и Василий Рекунов. Первым навстречу «Мессершмидтам», прикрывая напарника, вылетел Рекунов, выполнявший в связке функцию ведомого. Горовец же в это время успел заметить десятки бомбардировщиков.
Предположительно, на борту Ла-5, которым управлял Горовец, не сработала рация, и он не смог передать информацию другим лётчикам. Поэтому, оставив Рекунова противостоять истребителям, Горовец решил сам уничтожить Ju-87, начав с флагманского самолёта. Один за другим он сбивал вражеские бомбардировщики пулемётными очередями. Чтобы сразить противника, лётчик приближался к самолётам врага вплотную и обстреливал их. Второй подбитый «Юнкерс» развалился в воздухе, третий загорелся. Оставшиеся бомбардировщики попытались разлететься в стороны, но Горовец, преследуя их, один за другим подбил ещё шесть «Юнкерсов». Боеприпасы кончились, и советский лётчик предпринял отчаянный шаг – он ударил девятый вражеский бомбардировщик по хвосту собственным винтом. Ju-87 упал вниз, а Горовец полетел к аэродрому.
Однако по пути на базу аса атаковали 4 немецких истребителя BF-109. Ла-5 был повреждён, поэтому уклониться Горовцу не удалось. В итоге одна из очередей попала в корпус советского истребителя, и он отвесно стал падать на землю. Горовец попытался эвакуироваться на парашюте, но не успел. Его самолёт рухнул в воронку от авиабомбы, но долгие годы оставалось неизвестно, где именно он упал.
Посмертная судьба
Посмертная звезда Героя была присвоена Александру Горовцу 28 сентября 1943 года. О его подвиге военачальникам стало известно со слов других участников вылета.
Уникальность проведённого Горовцом воздушного боя заключалась в том, что практически каждый боеприпас попал в цель по маневрирующему противнику. Для этого лётчик должен был исключительно точно нацеливать длинные очереди. Ранее подобное считалось невозможным даже теоретически.
В 1957 году жители деревни Зоринские дворы раскопали самолёт Горовца. При этом были найдены документы на имя лётчика и другие личные вещи. Героя похоронили в той же деревне с почестями, а на месте его гибели впоследствии был установлен бронзовый бюст.
Современные публицисты высказывали сомнения в реальности подвига Горовца, приписывая его прославление военной пропаганде. Однако серьёзные историки не видят причин опровергать истинность события.
Горовец стал одним из самых результативных боевых лётчиков Второй мировой войны. Его рекорд побил только ас люфтваффе Эрих Рудорффер, который 6 ноября 1943 года сбил 11 советских самолётов. Среди союзников аналогичного с Горовцом результата 24 октября 1944 года в небе над Филиппинами добился американец Дэвид Маккэмпбелл.
Тимур Сагдиев
Комментарии (3)