То что нужно настоящему мужыку!

Черный день Кригсмарине

«Танненберг» тонет.

Двадцать шестого июня 1941 года войну Советскому Союзу объявила Финляндия, и положение в Финском заливе резко ухудшилось. Финский флот немедленно приступил к минированию вод залива, расширяя минные заграждения, уже поставленные немцами. Уже той же ночью немецкий минзаг «Бруммер» в сопровождении тральщиков и торпедных катеров поставил мины севернее Моонзунда и западнее острова Осмуссаар (Оденсхольм). При этом два катера, S-46 и S-106, вошли на советские мины и затонули.

В июле минная война в Финском заливе разгорелась уже вовсю, причем финны применили в ней не только свои надводные силы, но и подводные лодки «Саукко», «Ветехинен», «Весихииси» и «Ику-Турсо». Зато неудачей агрессоров закончилась попытка немецких и финских торпедных катеров прервать пути подвоза снабжения отрезанной базы на полуострове Ханко – советская  авиация атаковала и разогнала вражеские корабли, повредив два из них.

Но настоящим черным днем немецких сил в Балтийском море стал день 9 июля 1941 года.

В тот день германский флот понес весомые потери, правда, не в ходе боевых действий, но в некотором смысле в их результате. После постановки минных заграждений «Вартбург», «Апольда» и «Корбета» германское командование пришло к выводу, что часть минно-тральных сил можно перебросить с Балтики на запад, в Северное море. Выбор пал на 2-ю группу минзагов под командованием уже известного капитана Шёнермарка на флагмане «Танненберг». В последний момент минзаг «Бруммер» заменили на вспомогательный минзаг «Пройссен» под командованием капитана третьего ранга Вильгельма Шрёдера. Вместе с третьим кораблем был «Ханзештадт Данциг» капитана третьего ранга Карла Эрнста Бартеля, они должны были покинуть Балтийское море и, как впоследствии оказалось, покинули его навсегда, пополняя списки утерянных единиц кригсмарине.

Взяв на борт полный груз мин, группа покинула Турку вечером 8 июля. Опасаясь советских подводных лодок, немецкие корабли взяли курс на запад, к острову Утё, а оттуда на юго-запад, в сторону северной оконечности острова Эланд, то есть к шведским территориальным водам.

После полудня 9 июля немецкие корабли вошли в Кальмарский пролив, отделяющий Эланд от материковой Швеции, с намерением следовать прямым курсом на Свинемюнде. Согласно плану рейса, командир группы должен был своевременно получать информацию о присутствии советских подводных лодок на водах центральной Балтики. Именно это обстоятельство заставило немцев идти в Германию окольным путем. По той же самой причине немецкие корабли должны были держаться как можно ближе берегов Эланда, не считаясь с суверенитетом шведских территориальных вод, несмотря на многократные предупреждения шведов.

Кроме того, идти окольным путем их заставило их же собственное минное заграждение «Вартбург», растянутое в южной Балтике от Мемеля до Эланда. Это заграждение, почти перпендикулярное южной оконечности Эланда, оставляло лишь узкий проход у своего западного края, и именно им немцы решили воспользоваться, чтобы выйти на незаминированные воды южной Балтики.

Но прежде чем осуществить этот план, эскадре капитана Шёнермарка пришлось пройти вдоль берегов Швеции около суток. Корабли шли назначенным курсом под конвоем тральщиков 5-й  флотилии, которые должны были сопровождать минзаги до самого Свинемюнде, и приданных им трех однотипных единиц из состава 2-й флотилии, задачей которых было усилить эскорт на самом опасном отрезке пути вдоль Эланда. Ночь прошла без примечательных событий – погода была хорошая, а на море стоял штиль. В районе, где ожидались советские подводные лодки, корабли перестроились из кильватерной колонны (один за другим) в линию (бортами друг к другу). Ближе всего к береговой линии шел «Танненберг», за ним «Пройссен» и самый крайний – «Ханзештадт Данциг».

Драма «Танненберга»


Ближе к вечеру, когда корабли уже подходили к южной оконечности острова, перед «Танненбергом», несколько на траверзе его левого борта, появился идущий контр-курсом шведский тральщик, который опознали как «Сандён». При виде шведского корабля «Танненберг» отвернул влево так, что тральщик при приближении к немецким кораблям должен был идти перпендикулярно «Танненбергу».

Шведский корабль выбросил флаги международного свода сигналов, которые на «Танненберге» ошибочно прочитали как DQ – пожар на борту. Немцы решили сигнал проигнорировать и идти дальше своим курсом. Это привело к череде фатальных для них последствий.

Из-за слабо видимого сигнала, к тому же неправильно прочитанного, вдобавок переданного медленным флаговым сигналом вместо более эффективного светового светофора (за что впоследствии немцы предъявляли шведам претензии), и последовавшим за этим непониманием и отсутствием реакции, немецкая эскадра примерно в 4 милях западнее южной оконечности Эланда вошла на шведское минное заграждение.

Первым, в 18:40, подорвался «Танненберг», причем прежде, чем его экипаж среагировал и принял меры по спасению корабля, он еще шел по инерции, натыкаясь на последующие мины. Шёнермарк, опасаясь, что огонь на борту, вызванный взрывами в нижней части корпуса, может перекинуться на машинное отделение, не решился возобновить ход и вызвал на помощь тральщики, чтобы те взяли «Танненберг» на буксир. Но повреждения были уже настолько тяжелыми, что «Танненберг» стал сильно крениться на правый борт, и Шёнермарк принял единственно правильное в такой ситуации решение: приказал экипажу немедленно прыгать в воду. Корабль буквально за мгновения погрузился в воду и затонул.

Но на этом злоключения германской эскадры не кончились.

Судьба «Пройссена» и «Данцига»



Взрыв на «Пройссене».


Пока на глазах немецких экипажей разыгрывалась драма «Танненберга», остальные корабли продолжали идти прежним курсом, не сворачивая, прямо вслед за своим погибающим подельником. Вторым на минах подорвался «Пройссен». На котором тоже остановили машины.

Объятый пламенем корабль стал дрейфовать, грозя протаранить третий из минзагов. Чтобы избежать столкновения, капитан Шрёдер решился запустить машины, но в то же время «Ханзештадт Данциг» отвернул и напоролся на мину, которая взорвалась прямо под миделем. Сильный взрыв сразу же вывел из строя оба его двигателя, в машинном отделении последовали дальнейшие взрывы, и пламя пожара стало вырываться на палубу.

Судьба «Пройссена» и «Данцига» была уже предрешена. Ничто не могло спасти эти корабли, а, собственно говоря – суда, так как они были спроектированы и построены как пассажирские лайнеры, без бронированного пояса и водонепроницаемых переборок, какие имеются на военных кораблях. Командиры обоих минзагов приказали своим экипажам эвакуироваться.

Так, в течение нескольких минут все корабли группы Шёнермарка исчезли с поверхности Балтийского моря. На месте катастрофы остались только группы выживших моряков, в спасательных жилетах или на плотах, вокруг которых сновали «Сандён» и немецкие тральщики, вылавливающие потерпевших крушение.

Единственное, в чем немцам повезло, это жаркая, летняя погода и относительно высокая температура воды, а также присутствие эскортных кораблей, которые немедленно предприняли спасательную операцию и уменьшили потери в экипажах. Здоровые и легкораненые на тральщиках отправились в Свинемюнде, где 10 июля их приняло госпитальное судно «Штутгарт», а тяжелораненых, которым требовалась неотложная медицинская помощь, «Сандён» забрал в Кальмар, где сдал их в военно-морской госпиталь. Это, вероятно, спасло жизнь некоторым из них.


«Ханзештадт Данциг» (слева, в военном камуфляже) еще на плаву.


По предварительному соглашению, информация о шведских минных заграждениях, их точные координаты и данные о шведских дозорах были переданы германскому морскому атташе в Стокгольме. Тот передал всю информацию дальше, в Верховное командование ВМФ (Oberkommando der Marine, ОКМ), а точнее – в его оперативный отдел или Штаб руководства морской войной (Seekriegsleitung).

Штаб руководства морской войной, в свою очередь, передал информацию дальше по инстанции – ближайшему военно-морскому начальнику в Свинемюнде, в данном случае командующему крейсерами (Befehlshaber der Kreuzer, BdK) вице-адмиралу Хуберту Шмундту, которому подчинялся командующий миноносными силами (Führer der Minenschiffe, FdM) капитан первого ранга Арнольд Бентлаге. Бентлаге должен был довести информацию о шведских минных заграждениях до сведения действующих в Балтийском море миноносных кораблей.

Однако такая важная информация не попала по назначению, в частности, к командирам трех минных заградителей, утерянных при возвращении из Финляндии в Германию. В связи с этим было назначено следствие, которое возложило всю вину за несвоевременную доставку сведений – на использование почты вместо радиосвязи при их пересылке через ОКМ к BdK и дальше к FdM, возможно, из-за их чрезвычайной секретности.

Расследование инцидента


Никогда не удалось установить, каким путем сведения передавались из Стокгольма в Свинемюнда, а оттуда в Финляндию, и когда это произошло. В любом случае это произошло уже после того, как эскадра Шёнермарка покинула Турку. Правда, в то время еще оставалась возможность радировать командиру зашифрованную депешу, но в германском командовании в Финляндии это никому не пришло в голову.

Кроме того, очевидно, что винить за катастрофу у Эланда надо и чрезмерно забюрократизированный аппарат кригсмарине, и дублирование, а, может, и утроение административных функций: ОКМ, BdK, FdM. Независимо от этого, похоже, что обмен информацией не был доработан на дипломатическом уровне в германо-шведских отношениях, за что немцы предъявляли потом шведам претензии.

Шведы же в свою защиту выдвигали аргумент, что с 1 июля 1941 года их радио постоянно передавало в эфир предостережения о минных заграждениях в шведских водах. Но, похоже, что на германских кораблях и судах никто шведского радио не слушал, и в итоге все предостережения принимали только шведские рыбаки...


Носовое орудие «Данцига».


Эландская катастрофа осталась засекреченной. И на всем протяжении войны, и даже какое-то время после неё никакие сведения о катастрофе не публиковались ни в Германии, ни в Швеции.

Впервые о ней узнали в 1947–1948 году после публикации сборника трофейных документов «Конференции фюрера по морским делам, 1939–1945» сначала в Великобритании и США, а затем в Западной Германии (The Admiralty, 1947).

Из этих документов стало известно, что для выяснения причин и обстоятельств потери трех минных заградителей было возбуждено расследование. Суд над виновником (или виновниками) состоялся уже вскоре, о чем 25 июля гросс-адмирал Эрих Редер докладывал Гитлеру. Правда, предыдущая конференция с участием Редера и Гитлера имела место вечером 9 июля, но это было как раз в то время, когда тонул «Танненберг» и два других корабля.

При следующей встрече с Гитлером Редер сообщил ему, что военный трибунал каким-то непонятным образом оправдал неназванного виновника потери трех минных заградителей по всем пунктам обвинения. Редер, однако же, добавил, что как главнокомандующий военно-морским флотом Германии он не согласен с приговором и приказал пересмотреть дело.

О дате и ходе нового заседания военного трибунала неизвестно ничего, кроме того, что, скорее всего, оно состоялось где-то в начале сентября. Так как 17 сентября Редер докладывал Гитлеру, что трибунал нашел виновным и примерно наказал некоего капитана первого ранга Брюнинга, а также возбудил дело против одного из офицеров штаба командующего крейсерами. О том, какое наказание понес Брюнинг и другой, неназванный офицер из штаба командующего крейсерами и каковы были выводы следователей, материалы «Конференции фюрера по морским делам» умалчивают.

Есть, однако, косвенные данные, проливающие немного света на этот инцидент.

В описываемое время в Штабе руководства морской войной действительно служил капитан первого ранга по фамилии Эрих Альфред Бройнинг. С 1936 года он являлся референтом отдела I. Если речь идет о нем, то факт, что он сначала был оправдан, а потом наказан (без указания каким образом наказан), наводит на мысль, что наказание не было особо суровым. Скорее всего, это был служебный выговор, может быть, даже без занесения в личное дело, так как уже тогда же, в сентябре 1943 года, упомянутый Бройнинг принял командование 3-м дозорным дивизионом, а в июне 1943 года стал командующим дозорным районом «Запад» (Sicherung West) с одновременным повышением в звании до контр-адмирала.

При таких обстоятельствах можно предположить, что весь груз ответственности за произошедшее у острова Эланд был возложен на того «безымянного» офицера из штаба командующего крейсерами.

К сожалению, в архивах документов командующего крейсерами начального периода войны против СССР нет никакой информации об офицере, осужденном военно-полевым судом кригсмарине. Отсюда следует, что или архив неполный, или следствие, о котором шла речь, не дало никаких результатов, или по этому делу не было вынесено никакого приговора. Четвертого не дано.

Так или иначе, судьбу немецких вспомогательных минных заградителей, которые тремя неделями раньше участвовали в коварной операции минирования у советских берегов и на советских коммуникациях еще до начала войны, можно подытожить словами библейского Соломона: «Не копай другому яму – сам в неё упадешь».

Продолжение следует...

Источники и литература:
Fuehrer Conferences on Naval Affairs, 1939–1945. The Admiralty, 1947.

Автор: Paul Neumann

Источник: Черный день Кригсмарине
Опубликовал:
Теги: история отношение море война Машина жизнь

Комментарии (16)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Бузыкин Александр 
Бардак он и в кригсмарине бардак..
Сколько было случаев когда отсутствие взаимодействия играло с кораблями в море злую шутку.. свои самолёты обстреливали свои же суда, подлодки топили свои транспорты, береговые батареи открывали огонь по своим кораблям.
Александр Турсин 
А что, разве званий типа Kapitan zur See, Fregattenkapitan, Korvettenkapitan и т.д. в кригсмарине в то время не было? При всем при этом статья интересная. Спасибо.
вадим ашаев
Бузыкин Александр - "Бардак он и в кригсмарине бардак.."

Абсолютно верно. Особенно хорошо это получалось у американцев во Второй Мировой войне. Они даже присвоили этому бардаку название - дружественный огонь.
Американская авиация не менее четырёх раз накрывала англичан "дружественными" бомбёжками в ходе высадки в Нормандии и последующих боевых действий.
До сих пор неизвестно(засекречено) кто понёс наибольшие потери от американского обстрела и бомбёжек обороняющиеся немцы или наступающие "союзнички" в ходе высадки в Нормандии.
Бузыкин Александр 
Такое явление как ошибочное наведение или навигационные ошибки случались во всех флотах и армиях мира. В советских тоже.
Эти ваши кривляния по поводу "союзничков" показывают плоский уровень вашего соображения.
Что же касается операции в Нормандии, то это естественно когда в ходе самой крупной в мировой истории десантной операции имеет место раскоординация боевых действий на практике. Точно такие же казусы случались во время Керченско-Феодосийской операции, высадки морского десанта под Эльтигеном, форсировании Днепра, Ржевской наступательной операции, во время высадки в Сицилии, проводке союзных конвоев в Баренцевом и Северном морях.
вадим ашаев
Бузыкин Александр - "Точно такие же казусы случались во время Керченско-Феодосийской операции"

Да, хоть Керченско-Феодосийской операциии скорректированной адмиралом Октябрьским не удалось полностью решить поставленных перед ней задач, эта десантная операция явилась одной из героических страниц в летописи Великой Отечественной войны, символом мужества воинов Закавказского фронта, штурмовавших в декабрьскую стужу 1941 года скалистые берега Крыма, не имея какого-либо опыта в проведении подобных операций.
И какие части РККА были подвергнуты "дружественному" огню во время Керченско-Феодосийской операции?
Бузыкин Александр 
Сведений об непреднамеренных артобстрелах частей 40-й и 51-й армий со стороны кораблей КЧФ не сохранилось. Но совершенно точно на своих минах в акватории Азовского моря подорвались транспорт Ейск и буксир Фанагория. В январе возле Феодосии подорвались транспорт Жан Жорес с грузом боеприпасов. Вполне допустимые потери в условиях неразберихи и сложной обстановки.
вадим ашаев
Бузыкин Александр - "Сведений об непреднамеренных артобстрелах частей 40-й и 51-й армий со стороны кораблей КЧФ не сохранилось"

Так откуда им сохранится если этого не было. РККА это вам не американцы осыпающие градом боеприпасов("дружественным" огнем) своих сателлитов.
Бузыкин Александр 
Было. Ветераны-фронтовики под Эльтигеном и в районе Керчи не раз вспоминали как в боях за плацдарм попадали под свой артогонь. Позиции наших и немецких войск были настолько впритык и активно перемещались, что корректировщики огня с обеих сторон часто давали неверные координаты. Немецкие мемуары тоже подтверждает это.. и это для воевавших никогда не было секретом.
Под Смоленском в 1943 наша танковая бригада на марше была обстреляна своей же артиллерией. Наблюдатели неверно распознали цель (приняли английские Матильды за немецкие четверки) Несколько танков было уничтожено.
А уж сколько раз советские штурмовики и бомбардировщики накрывали свои же позиции на переднем крае.. впрочем у немцев творилось то же самое.
Нормальная практика войны.
Бузыкин Александр 
Американцы не сателлитов осыпали, а часто открывали огонь по своим. В Сицилии американские зенитчики на Бофорсах (40мм автоматическая пушка) ошибочно открыли огонь по снижающимся В-24 и дугласам 82-й авиадесантной дивизии, перевозивших грузы. Сбито было около десятка самолётов, прежде чем ПВО осознала свою ошибку. Советский тральщик на Балтике в конце войны был потоплен своими же самолетами. Немецкие летчики в начале войны часто бомбили свои же эсминцы в Северном море, принимая их за англичан. Всякое бывало...
вадим ашаев
Войска оборонявшие «Атлантический вал». Американская пропаганда рассказывает, что это были элитные подразделения, в том числе и «СС», но в реальности на берегу Атлантики в большинстве своем расположились нестроевые немецкие части: из немцев на французком курорте восстанавливали силы раненные и инвалиды с Восточного фронта, проходили службу ограниченно годные: близорукие, с плоскостопием и т.д.
Серьезным боевым потенциалом обладала лишь примерно четверть войск. Большинство солдат, оборонявших «Атлантический вал» – сборная солянка коллаборантов со всей Европы: французы, белоказаки… Даже «власовцы» и «восточные легионеры» (известная 716 пехотная дивизия, состоящая в том числе из перебежчиков и пленных туркменов, узбеков, азербайджанцев и т.д) воевали здесь против элиты союзных войск.
Бузыкин Александр 
Какие узбеки? В состав 716 пехотной дивизии входило три полка, в состав каждого как средство усиления было включено по три остбатальона. Она была разбита в Нормандии (Виле-Бокаж), вырвалась из Фалезского котла, воевала после переформирования как 716-я фольксгренадерская под Кольмаром в Эльзасе, на Рейне.
Всего же одна только 7-я армия вермахта во Франции включала в себя 3 армейских корпуса (84-й,25-й и 2-й парашютный) и 1-й танковый корпус СС (две танковые дивизии и одна гренадерская) Кроме того в середине июня в Нормандию стали прибывать части 2-го корпуса СС из северной Италии.
Так что насчёт косоруких и плоскостопых тут вы пальцем в лужу..
Георгий Ситнянский
"...даже "власовцы"..."
Эти дрались яростнее всех, ибо деваться некуда было.
вадим ашаев
Георгий Ситнянский - "...даже "власовцы"..."
Эти дрались яростнее всех, ибо деваться некуда было."

Пачками бежали на Запад, когда удавалось, и также пачками сдавались Красной Армии. Они(власовцы) яростно сражались друг с другом, в плену.
Бузыкин Александр 
Не то, что бы яростно, но остбатальоны (не РОА) воевали на равных с немцами. Просто вооружены были гораздо хуже, чем немецкие подразделения.
Андрей Фатеев
"Шведский корабль выбросил флаги международного свода сигналов, которые на «Танненберге» ошибочно прочитали как DQ – пожар на борту."
плохо быть двоечником.
Бузыкин Александр 
Свой первый самолёт, который сбил знаменитый ас Покрышкин был свой (СУ-2,силуэт которого ещё плохо знали в советских ВВС)
На войне бывает всякое.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Боевые пловцы кригсмарине: дистанционно управляемые катера
Боевые пловцы кригсмарине: дистанционно управляемые катера
1
Мужской журнал 10:01 08 авг 2021
Бой в Баренцевом море. Приговор для кригсмарине
Бой в Баренцевом море. Приговор для кригсмарине
1
Мужской журнал 10:01 03 ноя 2021
Как скопить деньги на «черный день»?
Как скопить деньги на «черный день»?
0
Ваши новости 11:02 12 сен 2018
Черный камень Каабы - о древнем артефакте исламского мира
Черный камень Каабы - о древнем артефакте исламского мира
3
Мужской журнал 11:01 07 июн 2019
Уникальный самодельный внедорожник «Черный ворон»
Уникальный самодельный внедорожник «Черный ворон»
4
Авто-Тема 17:54 21 дек 2018
Мертвы полицейские, работавшие в день захвата Капитолия
Мертвы полицейские, работавшие в день захвата Капитолия
26
Ваши новости 18:25 03 авг 2021
Черный дым из выхлопной трубы автомобиля — причины
Черный дым из выхлопной трубы автомобиля — причины
0
Авто-Тема 06:25 08 фев 2022
20 фото о том, что ваш день прошёл лучше, чем у некоторых
20 фото о том, что ваш день прошёл лучше, чем у некоторых
1
Мужской журнал 04:01 07 дек 2020
Как горячие австралийцы отмечают День голого садовода
Как горячие австралийцы отмечают День голого садовода
13
Все о работе руками 20:15 10 май 2020
Такие простые кухонные хитрости помогают в быту каждый день. Поделюсь идеальными полезными советами на каждый день
Такие простые кухонные хитрости помогают в быту каждый день. Поделюсь идеальными полезными советами на каждый день
2
Все о работе руками 10:01 16 ноя 2023
Черный малакост — существо, случайная встреча с которым может стать причиной кошмаров
Черный малакост — существо, случайная встреча с которым может стать причиной кошмаров
2
Мужской журнал 08:00 17 авг 2019
8 новогодних традиций СССР, которые пропитаны домашним теплом
8 новогодних традиций СССР, которые пропитаны домашним теплом
0
Читайте самую соль! 18:22 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства