Впервые необычные исцеления умалишенных на греческом острове Кефалиния (Кефалония) заметили после 1953 года. Как раз после сильного землетрясения, практически разрушившего Кефалинию. Землетрясение разрушительном образом подействовало на психику множества людей и большинству из них сумели помочь в церкви святого Герасима Кефалонийского.
Теперь это место считается меккой для тех, кто хочет вылечиться от душевных болезней.
Кефалиния, самый крупный из семи островов Ионического моря, омывающего западный берег Греции, известна своей природной красотой и отважными мореплавателями, которые принесли славу острову. Но только немногие за пределами Греции знали, что остров долгое время был центром странного паломничества. Туда ежегодно съезжаются много душевнобольных в надежде на чудо исцеления, которое совершает святой, почитаемый на острове — Герасим Кефалонийский.
В маленькой долине, усеянной оливковыми деревьями и отрезанной от моря высокими скалами, расположились церковь святого Герасима и женский монастырь, который основал сам святой в последние годы своей жизни, в XVI веке. Там можно встретить обычно только монахинь и душевнобольных, которые живут в палатках на протяжении всего года.
Дважды в год, 16 августа и 20 октября (в день почитания святого), сюда со всех концов острова и с континента по морю съезжается еще больше народа — больные в сопровождении родственников и паломники.
Мощи Святого Герасима
За день до праздника выносится серебряный сундук с телом святого, который устанавливается вертикально в главной церкви монастыря. Через стеклянное окошко видны высохшие лицо и руки святого, остальное закрыто различными золотыми и серебряными подношениями. Всю ночь люди проходят мимо священного сундука и целуют стеклянное окошко, которое находится как раз над руками святого.
Рядом стоят священники и тихо читают молитвы, поет хор, причем как можно громче, чтобы песнопения были слышны за криками пациентов, которых родственники рассредоточили по всей церкви.
На следующее утро после праздничной мессы толпа собирается на большом монастырском дворе и готовится к молебну в честь святого. До прихода церковнослужителей и выноса сундука больных располагают на пути следования процессии.
Женщин, мужчин, детей укладывают на землю, многих удерживают силой, они сопротивляются, пытаясь высвободиться, орут, проклинают святого и делают непристойные знаки в сторону церкви. Некоторые из них бывают настолько буйные, что связаны. Всех душевнобольных укладывают в ряд один за другим, иногда их бывает пятьдесят или восемьдесят человек.
Затем, в полдень, звонят церковные колокола; под палящими лучами летнего солнца появляется процессия с множеством крестов и других обрядовых принадлежностей, следом идет мужской хор, поющий гимны. И вот появляется священный сундук, сверкающий в лучах солнца. Его несут четыре священника, все одетые в украшенные золотом одежды; в нескольких шагах позади следует епископ, держащий золотую митру, в окружении священников, готовых выстроиться за ним.
Официальную процессию сопровождают шестьдесят монахинь, одетых в черное, с маленькими крестиками на лбу. Потом присоединяются паломники со свечами в руках, и процессия выходит с монастырского двора. Там к ней присоединяются несколько групп музыкантов из столичного города Аргостолиона.
Под звуки медленного марша и звон монастырских колоколов неторопливо продвигается процессия по пыльной дороге вдоль ряда больных, лежащих на земле или удерживаемых родственниками. Смысл заключается в том, что по прошествии епископа со священниками, несущими священный сундук над пациентами, дьявольских дух покинет тело благодаря чудесной силе святого.
Как только процессия миновала больного, родные поднимают его и снова укладывают впереди, с тем чтобы сундук пронесли над ним как можно больше раз.
Процессия доходит до конечного пункта, отмеченного большим кленом и источником, возникновение которых приписывается святому.
Всех больных, обессиленных от постоянных попыток освободиться и подчас жестоких схваток с родными, сводят в это место. Они истощены также длительным постом, который должны были выдержать, прежде чем присоединились к процессии.
Потом музыканты перестают играть, и все замирают в ожидании чуда. Епископ молится за душевнобольных, он читает специальную молитву — экзорцизм, сочиненную Крисостомосом, одним из почитаемых отцов Греческой Православной церкви.
Когда молитва и экзорцизм прочитаны, музыканты снова начинают играть, поднимают церковные знаки, кресты и знамена, а также сундук с телом святого, и процессия пускается в обратный путь, снова вдоль шеренги больных.
Когда и почему возникла вера в сверхъестественные способности святого Герасима в отношении душевнобольных, неизвестно. Более того, ничто в жизни святого не указывало на то, что его волнуют психические заболевания. Святой Герасим родился в 1506 году около древнего города Коринфа на континенте, его предки принадлежали к высшим слоям византийского общества. Говорят, что он получил хорошее образование классического греческого образца, но в рамках Греческой Православной церкви.
Он много путешествовал и однажды приехал на остров Кефалиния, где начал жить как отшельник. Довольно скоро, но не без трудностей и разногласий с местными жителями, он добился такого большого уважения на острове, что многие знатные семьи доверяли ему своих дочерей с тем, чтобы он научил их христианскому послушанию и мудрости. Тогда он основал женский монастырь, а окружающую его запущенную территорию превратил в преуспевающую ферму.
Может, из-за своей фермерской деятельности или преследуя какие-то другие цели, он построил огромное количество колодцев, и все в его жизни благоприятствовало этому. Около одного из таких колодцев в день смерти святого ежегодно произносится экзорцизм за исцеление душевнобольных.
Неизвестно достоверно, как возник обряд, кульминацией которого является проявление психотерапевтического экзорцизма. Возможно, поводом послужил известный факт, что одно из первых чудес святого Герасима произошло у его источника. По легенде, вскоре после смерти святого женщина, в которую вселился злой дух, упала в этот колодец. Благодаря явлению святого во сне одной из монахинь женщину успели спасти, и тут все с удивлением обнаружили, что дьявол покинул ее.
Чудеса, связанные со святым Герасимом, начались вскоре после его смерти в 1579 году. Он излечивал от многих болезней, а также защищал остров и его обитателей от таких бед, как вторжение врагов, эпидемии и засуха. Но все же большинство зафиксированных случаев, как прежде, так и в настоящее время, связаны с излечением психических заболеваний.
Если у кого-то и есть право искать помощи святого, то именно душевнобольной, наиболее вероятно, получит ее. А среди людей, страдающих психическими заболеваниями, как единодушно признают, так называемые одержимые, или «пациенты святого», могут в большей мере рассчитывать на то, что психотерапевтическая сила святого и чтения экзорцизма пойдут им на пользу. Что касается диагноза пациента, то во многих случаях он определяется по результатам экзорцизма Одержимые обязательно ведут себя неадекватно.
Они могут быть шумными или тихими, но всегда настроены негативно, они не контролируют себя, и их невозможно обуздать. Все это, согласно поверью, связано с дьявольской властью, и злой дух, поселившийся в теле, разрушает его или завладевает душой человека — будь то мужчина, женщина или ребенок. У демона своя личина, это вовсе не проявление худшей стороны больного.
Так, пациенты, разговаривая между собой, обращаются к демону, который завладел душой человека. Как это происходит, можно продемонстрировать на примере диалога между двумя душевнобольными женщинами, записанного Лукатосом.
«— Ого! Как ты умудрился вселиться в эту жирную тушу? — Не спрашивай! Не представляешь, как долго я искал ее. Я поймал ее однажды днем на оливковом дереве и вселился в нее, ха-ха-ха».
В трактате о жизни и чудесах святого Герасима священник описывает два случая исцеления благодаря святому:
«Потрясающее чудо, произошедшее 15 августа 1924 года и связанное с излечением двух женщин — Анны Т. Данату из деревни Вари и Мирьянти К. Фока из Цакарисьяну, одержимых поистине страшными демонами, произвело глубокое впечатление на паломников, которые трепетали от ужаса и благоговения. Демоны, необыкновенно злобные и дерзкие, сами назвали себя: одного, который вселился в бедную Анну, звали Трикерис, а другого, обладающего душой несчастной Мирьянти,— Драконтиус; они ругались, кричали, визжали, смеялись, кусались и стонали, короче говоря, они мучили тела двух несчастных женщин, как только могли...» (Имена обоих дьяволов мужские: Трикерис значит «три струны», а Драконтиос — «драконоподобный».)
Больные становятся совершенно неуправляемыми, когда процессия с телом святого подходит к ним. Они отчаянно пытаются освободиться, издают ужасные крики или ругаются и угрожают священникам и их святому, которого они обычно называли Капсали, что означает «тот, кто поджигает».
Вот примеры выражений, которые вырывались у пациентов под влиянием святого: «Капсали, ты сжег меня», «Я разобью тебе грудь, глупый старый монах!», «Убирайся прочь, ты, епископ, похожий на козла, с козлиной бородой!», «Убирайся, козлоподобный священник!», «Пусть дьявол вселится в тебя!»
Произнесение имени святого Герасима само по себе вызывает бурную реакцию демонов; и, как будто намеренно, священники и хор повышают голоса до предела, когда произносят имя святого как в церкви, так и во время литании. Но в тот самый момент, когда сундук с телом святого проносят над пациентом, он успокаивается и замирает. Когда же процессия проходит дальше, он снова начинает буйствовать.
Считается, что всякий раз, когда происходит чудо исцеления, случается что-то неожиданное, например, разбивается стекло в церкви, бешено мигают святые свечи, иногда они гаснут, как будто их задул сильный ветер. Иногда об этом предупреждают сами демоны, и это говорит о том, что они сдаются, например: «Капсали, я выйду из этого парня, но я потушу твой святой огонь».
Может произойти и кое-что посерьезней. Например, однажды, как сообщил один свидетель, сломалась большая ветка на дереве святого. Это произошло в тот момент, когда многие взобрались на дерево, чтобы лучше видеть процессию.
Большинство пациентов святого продолжают хорошо ориентироваться в пространстве и, хотя отрицают свою истинную личность, сохраняют интерес к тому, что происходит вокруг. Они прекрасно знают местонахождение тела святого и церемонии в церкви и за ее пределами, как свидетельствуют несколько эпизодов.
Однажды, когда на праздник святого явился епископ, имеющий дурную репутацию, пациенты все время прерывали церемонию справедливыми обвинениями; и когда в конце мессы он спросил соизволения у собравшихся объявить имя недостойного мирянина священникам, пациенты закричали хором: «Он такой же недостойный, как и ты».
Островитяне также верят, что одержимые дьяволом обладают даром пророчества. Когда одна женщина посмеялась над больным, он повернулся к ней и, указав на ее маленькую дочь, сказал, что она скоро тоже будет просить святого исцелить ее от психического заболевания. И по словам учителя, рассказавшего эту историю, пророчество сбылось.
Правда все это или нет, подобные истории наталкивают на мысль о загадочной природе связей между людьми и их святым — связи, в которой, возможно, скрыт ключ к пониманию чудес исцеления. Из книги "Подсознание под контролем"
Комментарии (0)