Санкт-Петербург не зря называю Северной Венецией и культурной столицей России. Уникальные памятники архитектуры, множество культурных и исторических объектов, живописные каналы и мосты сделали этот город необычайно популярным среди российских и иностранных туристов. Но построенный в устье реки Невы город за свою историю пережил несколько крупных наводнений, пока, наконец, не была сооружена протяженная система защитных дамб, которая решила эту проблему.
Первое наводнение в еще строящемся Санкт-Петербурге произошло в августе 1703 года, но в шведских документах можно найти упоминание о том, что эта местность затапливалась и ранее. В 1708 году свидетелем наводнения стал сам царь Петр I, который писал А. Меньшикову: «…Вода хотя и зело велика была, беды большой не сделала». Но это было лишь начало, и в дальнейшем вода натворила в городе довольно много бед.
За свою трехвековую историю город пережил более 300 наводнений различной силы. В основном это были наводнения, вызванные нагонной волной со стороны Финского залива, когда во время сильного ветра морские волны подпирали сток реки Невы и уровень воды в реке резко поднимался.
Самое катастрофическое наводнение в Северной столице произошло в ноябре 1824 года, когда вода поднялась до уровня 421 сантиметра. А самое страшное наводнение XX века произошло в 1924 году, когда вода поднялась до отметки 380 сантиметров над уровнем водомерного поста. Сегодня наводнением принято считать повышение уровня воды в Неве до отметки 160 сантиметров и выше, а если уровень превышает 300 сантиметров, то говорят о катастрофическом наводнении.
Таким неприятностям, как нагонные волны и вызванные ими наводнениями, подвержены все портовые города Нидерландов, Лондон, Гамбург и многие другие. Единственным спасением в таких случаях является строительство защитных дамб.
Строительство комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга началось в 1979 году (город в то время назывался Ленинград). Полностью сооружение удалось достроить лишь в августе 2011 года.
Комплекс дамб и входящих в них водопропускных и судопропускных сооружений имеет общую протяженность 25,4 километра и способен защитить город от наводнений, приводящих к повышению уровня воды до 4,55 метра. Дамба протянулась поперек Финского залива, соединив через остров Котлин, на котором расположен Крондштадт, Сестрорецк со станцией Бронка.
Комплекс включает в себя 11 защитных дамб, которые пронумерованы и имеют названия от Д-1 до Д-11. Кроме того, в комплекс входят два судопропускных сооружения, С-1 и С-2, а также шесть водопропускных сооружений, В-1–В-6.
Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга уже был задействован во время чрезвычайных ситуаций и спасал город от возможных наводнений, вызванных нагонными волнами. Полностью дамба закрывалась в ноябре 2011 года и в октябре 2013 года.
Комментарии (0)