Ежегодно в третье воскресенье августа празднуется День Воздушного флота России. Привязка к августу месяцу имеет исторические корни. На заре своего развития русская авиация не являлась самостоятельным видом вооруженных сил, а считалась, вместе с воздухоплаванием, составной частью инженерного дела. И лишь 12 августа 1912 года управление авиацией и воздухоплаванием было передано во вновь организованную воздухоплавательную часть Генерального штаба. Так появился Императорский военно-воздушный флот.
В общем, сегодняшний праздник хотя и является профессиональным праздником всех летчиков и работников авиации, но возник он как праздник именно военных авиаторов. Вспомним же в этот день героев-летчиков, прославивших русскую авиацию в годы Первой мировой и Великой Отечественной войн.
Петр Нестеров
Основоположник высшего пилотажа, прославленный летчик-испытатель, первый исполнитель «мертвой петли». 25 августа 1914 года в разгар первой Галицийской битвы командир 11-го авиационного отряда штабс-капитан П. Н. Нестеров впервые в практике боевой авиации совершил таран самолета противника. Увидев австрийский аэроплан «Альбатрос», ведущий аэроразведку наших позиций, Нестеров решил вступить с ним в бой и, поднявшись в воздух, атаковал его. Русский и австрийский летчики долго вели друг по другу огонь из револьверов, пока у Нестерова не кончились патроны. Тогда Нестеров решил таранить «Альбатрос» своим «Мораном». На высоте 2000 метров он направил аэроплан сверху на противника. Поравнявшись с ним, он обрушился на врага вертикально, носом вниз. «Альбатрос» опрокинулся и стал падать. Аэроплан Нестерова был невредим и благополучно продолжал полет, но толчок от удара был настолько сильным, что Нестеров погиб от перелома позвоночника.
Храбрость Нестерова была оценена не только в России, но и противником. Вильгельм II сказал в те дни: «Я желаю, чтобы мои авиаторы стояли на той же высоте искусства, как это делают русские».
Александр Казаков
Выдающийся русский ас-истребитель, второй лётчик в истории, применивший воздушный таран, и первый, оставшийся после тарана в живых. За три года войны Казаков сбил лично 17 и в групповых боях ещё 15 самолётов противника и был признан самым результативным российским лётчиком-истребителем периода Первой мировой войны. имел 16 наград, в том числе орден Св. Георгия, британский орден «За боевые заслуги», «Военный крест» и французский орден «Почетного Легиона». 20 августа Казаков был назначен командиром 19-й эскадрильи Воздушного Корпуса. В 1917 – командиром 1-й истребительной группы. Всем сердцем не приняв большевизм, Казаков принял участие в Гражданской войне, командуя Славяно-Британским эскадроном. Когда англичане решили уйти из России, Казаков, 3 августа 1919 года, сел в свой самолет, взмыл в небо и спикировал в центр аэродрома.
Александр Прокофьев-Северский
Первый в истории боевой летчик – инвалид, чья история впоследствии вдохновила Алексея Маресьева – прототипа главного героя книги Бориса Полевого “Повесть о настоящем человеке”. Северский окончил военно-морское училище, а затем обучался в военной летной школе. В 1915 году он был отправлен во 2-ю бомбардировочную эскадрилью Балтийского флота. 2 июля 1915 года во время своего первого ночного вылета на бомбардировку летчик был сбит над Рижским заливом. Взрывом ему оторвало правую ногу. Тем не менее, Северский обратился к Государю с просьбой остаться в строю, и такое разрешение было получено. Налетал 1600 часов, участвовал в 57 воздушных боях, одержал 13 побед, имел множество боевых наград, в том числе Георгиевское оружие – за бой в одиночку с семью немецкими самолетами, и орден Св. Георгия 4-й степени.
Самолёт – разведчик “Вуазен”, вооружённый пулемётной установкой.
Леонид Осипов
В авиацию пришел из пехоты, окончив авиашколу во время войны. 16-го апреля 1916 года Леонид Осипов на своем «Вуазене» на высоте 2000 метров встретился с немецким «Альбатросом». Атаковав немца, летчик заставил его круто спланировать вниз и на высоте 1000 метров, под огнем артиллерии противника вновь напал на него. Начался упорный бой. Пулемет «Альбатроса» и немецкие пушки буквально изрешетили огнем самолет русских. Офицер-наблюдатель подпоручик Калиновский был тяжело ранен и потерял сознание. Сам подпоручик Осипов был ранен в ногу и лишился возможности ножного управления самолетом. И все же отважный летчик сумел сбить вражеский аэроплан. После этого его «Вуазен» с пробитыми бензиновым и масляным баками, идя на высоте 300 метров над позициями немцев под их ураганным огнем, спланировал к своему аэродрому. Едва сумев посадить самолет, Осипов собрал последние силы и вытащил из горящей кабины раненого и бесчувственного Калиновского. А потом – даже потушил самолет с помощью подбежавших солдат. За этот подвиг Осипов получил орден Св. Георгия 4-й степени.
Виктор Янковиус
Воевал в составе пехотного полка, был дважды ранен в боях, после чего перевелся в авиацию. Летал на знаменитом воздушном корабле «Илья Муромец», ставшем родоначальником тяжелых и стратегических бомбардировщиков в мировой военной авиации. 13-го апреля 1916 года «Илья Муромец», на котором Янковиус был помощником командира, вел воздушную разведку в районе Фридрихштадта. Крылатому гиганту не удалось остаться незамеченным. Самолет попал под сильнейший огонь немецких зенитных орудий. Осколками и пулями было подбито три из четырех его моторов и тяжело ранен в грудь командир, управлявший самолетом. Воздушный корабль начал стремительно падать. В критический момент капитан Янковиус, не потеряв присутствия духа, занял место бесчувственного и истекавшего кровью командира, выровнял самолет и на одном моторе вывел его из зоны жесточайшего огня. Сумев дотянуть до своего аэродрома и благополучно приземлиться, Виктор Янковиус спас от неминуемой гибели и самолет и пять человек его экипажа. В «Илье Муромце» потом насчитали около 70 пробоин. За свой подвиг летчик получил золотое Георгиевское оружие.
Николай Гастелло
26 июня 1941 г. экипаж под командованием капитана Николая Гастелло вылетел с базы для бомбежки вражеской мотоколонны на дороге Молодечно-Радошковичи. В ходе боевых действий самолет Гастелло был подбит. Капитан совершил огненный таран, направив горящую машину на механизированную колонну немцев. Этот подвиг был одним из самых известных в истории Великой Отечественной войны. А сам Гастелло был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
Василий Гречишкин
Герой Советского Союза. 30 сентября 1943 г. около Ленинграда советские авиаторы наносили воздушный удар по войскам противника. В операции участвовал и известный русский летчик Василий Гречишкин, который на тот момент совершил уже 152 боевых вылета. Однако эта операция стала для героя-авиатора последней. Самолет Гречишкина был подбит, и летчик решился направить горящую машину на вражеские артиллерийские батареи.
Сергей Герасимов
К августу 1944 года совершил 93 боевых вылета. 10 августа 1944 года командир эскадрильи Сергей Герасимов вылетел с базы с заданием найти и уничтожить немецкие эшелоны с бензином. Позднее были обнаружены два состава цистерн с топливом, предназначенных для танков. При атаке самолет Герасимова был подбит. Авиатор, находясь в горящем штурмовике, протаранил составы цистерн. Ценой его жизни поставленная задача была выполнена – немецкие эшелоны с бензином были уничтожены. Сергею Герасимову за мужество и героизм было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Памятник Михаилу Шаронову
Михаил Шаронов
Во время операции по снятию блокады Ленинграда в 1944 г. погиб старший лейтенант Михаил Шаронов. Во время операции в районе Аннолово-Новолисино истребитель Шаронова был подбит огнем зенитной артиллерии. Летчик направил горящую машину в немецкую автоколонну, уничтожив десятки немецких солдат ценой собственной жизни.
Михаил Янко
Во время войны с Японией 10 августа 1945 года лётчик Михаил Янко в составе полка штурмовал с воздуха порт Расин. В мотор самолета Янко попал зенитный снаряд, и авиатор направил горящую машину на военный объект, спасая товарищей. Это был последний таран наземной цели в ходе Второй мировой войны.
Комментарии (1)