Картина датской художницы Герды Вегенер «Похищение Европы», в основу сюжета которой лег известный античный миф о похищении дочери финикийского царя Агенора Европы принявшим форму быка Зевсом, послужила началом удивительной трансформации.
Герда Вегенер. «Европа на быке» (из той же серии, что «Похищение Европы»). 1920-е гг.
Фото WikiArt.org
С самого начала
Герда Вегенер (в девичестве Готлиб) родилась в 1886 году в датском прибрежном городе Грено. Несмотря на консервативное воспитание, Герда убедила отца-викария отпустить ее в подростковом возрасте в Копенгаген для учебы в женском колледже Датской королевской академии изящных искусств. Там-то она и встретила Эйнара Вегенера и вышла за него замуж. Невесте было 19 лет, жениху — 22 года.
Герда и Эйнар Вегенеры в 1924 году
Фото VTR / Alamy / Legion-Media
После окончания колледжа Герда и Эйнар жили в среде артистов, актеров и танцоров в Копенгагене, а потом перебрались в Париж. В столице Франции погруженная в эстетику ар-деко Герда продолжила карьеру художницы и писала картины, которые считались радикальными из-за затрагиваемых в них тем — в своем творчестве Герда исследовала вопросы пола, идентичности и сексуальности. Эйнар специализировался на пейзажной живописи.
Чета Вегенеров так бы и оставалась творческим союзом художников, которых в начале XX века в Париже было немало, если бы однажды к Герде не смогла прийти натурщица.
Тайна «Похищения Европы»
В начале 1920-х Герда Вегенер работала над картиной «Похищение Европы», чей довольно распространенный в мировом искусстве сюжет был заимствован из древнегреческой мифологии. Европа была дочерью финикийского царя Агенора. На картине красавицу похищает царь богов Зевс, принявший вид быка. Но при чем здесь Эйнар?
Дедлайн сдачи картины заказчику горел, а к Герде, как на зло, не пришла натурщица. Художница обратилась за помощью к мужу: Эйнар обладал субтильным телосложением и идеально подошел бы для роли Европы. Не сразу, но он все-таки согласился. и всё бы ничего, но, раз примерив женский образ, Эйнар не остался к нему равнодушным.
«Я не могу отрицать, как бы странно это ни звучало, что я наслаждалась маскировкой. Мне нравилась мягкость женской одежды, с первой минуты я чувствовала, что всё так, как должно быть».
Мемуары Лили Эльбе, одной из первых трансгендерных женщин
Случайное пробуждение женственности разблокировало в Эйнаре более глубокие чувства, и он продолжил наряжаться женщиной не только для искусства, но и в жизни. Подруга семьи Анна Ларсен окрестила образ Эйнара Лили. Так родилась Лили Эльбе.
Перерождение
Герда Вегенер блистала на олимпе Монпарнаса. Кульминацией ее успеха стала Всемирная выставка 1925 года в Париже — самая важная художественная выставка той эпохи, где художница завоевала две золотые и одну бронзовую медали за свои работы. Пока Герда сияла, ее партнер боролся.
Дело в том, что шли годы, а состояние Вегенера ухудшалось, он все больше страдал от депрессии. Врачи относились к жалобам довольно пренебрежительно: некоторые диагностировали истерию, другие говорили о гомосексуальности художника как источнике проблем. «Я сказала себе, что мой случай — первый в истории медицины, такого раньше просто не существовало, не могло существовать», — писала Лили в дневниках.
Лили Эльбе в 1926 году
Фото Wikimedia Commons
Еще в 1918 году германский врач Магнус Хиршфельд открыл Институт сексуальных наук в Берлине. В течение 30 лет до того он наблюдал гомосексуальных мужчин и женщин в разных странах мира и решил превратить сексологию в академическую медицинскую дисциплину. Это он придумал термин «транссексуал» — для тех, кто хотел стать человеком другого пола. Именно под наблюдением Хиршфельда прошла первая операция Лили Эльбе по смене пола в 1930 году. Эйнару-Лили были удалены яички.
По закону Герде и Лили пришлось аннулировать свой брак еще до того, как могла состояться операция по смене пола (однополые партнерства не будут законными в Дании до 1989 года), но Герда поддержала Лили и профинансировала большую часть ее операции. После своей первой операции Лили дала себе новую фамилию Эльба и начала разрывать связи со своей старой жизнью. В частности, она прекратила заниматься живописью, считая это частью своей прежней идентичности.
В течение двух лет женщина подверглась еще трем операциям. Они были выполнены уже доктором Дрезденской муниципальной женской лечебницы. Случай Эльбе стал сенсацией в датских и немецких газетах. Эльбе удалось получить паспорт на имя Лили Ильзе Эльвенес.
«Я хочу творить не мозгом, не глазами и не руками. Я хочу творить сердцем и кровью. Самое горячее желание в моей жизни как женщины — стать матерью».
Мемуары Лили Эльбе, одной из первых трансгендерных женщин
После официального расторжения брака с Гердой в сентябре 1931 года Лили Эльбе вернулась в Дрезден для заключительной операции. Но пересадка матки прошла неудачно — Эльбе умерла. Иммунодепрессант циклоспорин, препарат, препятствующий отторжению пересаженных органов, впервые был успешно использован только в 1980 году, почти через 50 лет после смерти Лили.
После смерти Эльбы в 1931 году Герда Вегенер изо всех сил пыталась выкарабкаться из нищеты и вернулась в Данию. Художница умерла 28 июля 1940 во Фредериксберге, в Дании, в возрасте 54 лет.
В 2000 году вышел Роман Дэвида Эбершоффа «Датская девушка», основанный на истории жизни Лили Эльбе и ее отношениях с Вегенер. А в 2015-м — фильм Тома Хупера «Девушка из Дании», удостоенный премии «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана.
Александра Сабынина
Комментарии (0)