Грустина — город, предположительно существовавший на территории современного Томска во времена до начала освоения Сибири русскими первопроходцами.
Грустина упоминается в Записках о Московии Сигизмунда фон Герберштейна, в исследованиях по древнерусской истории А.Х. Лерберга, обозначена на опубликованных в западной Европе в XVI—XVII веках картах Сибири (в частности, на картах Герарда Меркатора, Абрахама Отелия, Петруса Бертиуса, Йодокуса Хондиуса, Гийома Делиль и других). Какие-либо сведения о Грустине в древнерусских летописях и на русских картах отсутствуют.
Русские казаки, поставившие в 1604 г. Томскую крепость, никакого города здесь не обнаружили, однако письменный голова Гаврила Писемский и сын боярский Василий Тырков отметили крайнюю нарушенность естественного ландшафта. Академик Пётр Симон Паллас, известный «неслыханной» наблюдательностью, в 1760 г. отметил неестественность томского ландшафта — бесконечные «бугры и ямы».
За четыре века существования Томска признаки былого проживания людей здесь отмечали неоднократно. Это, во-первых, облагороженная растительность — берёзы, боярышник, конопля; во-вторых, археологические памятники палеолита, неолита, бронзы, железа, раннего, развитого и позднего средневековья. Но есть и наиболее значимые доказательства существования древнего города на месте Томска. Речь идёт о древних дотомских кладбищах и о катакомбном городе под Томском.
-Прокладка разных коммуникаций привела к обнаружению огромного количества захоронений людей. Только на территории казачьей Томской крепости было обнаружено 350 гробов-колод.
Прозектор Императорского Томского университета С.М.Чугунов, в антропологических целях изучавший обнаруженный костный материал, не переставал удивляться своеобразию погребального обряда «первотомичей». Во-первых, у подавляющего большинства покойников, сколь ни искал Чугунов в гробах-колодах, не обнаруживалось крестиков. Во-вторых, в колодах, наряду со скелетами покойников, обнаруживались кости домашних и диких животных: коров, лошадей, лосей и оленей. В-третьих, колоды были обёрнуты в бересту. В-четвёртых, значительная часть покойников захоранивались головами, повёрнутыми направо, т.е. лежащими по-сарматски на правом виске. В-пятых, местами гробы-колоды располагались штабелями до семи штук один на одном. Некоторые колоды находились в небольших кирпичных склепах с размерами кирпича 27,5х14,5х7,0 см. В одном гробу-колоде покойники лежали «валетом». Несколько десятков покойников, захороненных без гробов в глубоких могилах головами на запад, также имели головы повёрнутыми направо. Этих-то и посчитали татарами, однако Чугунов по строению черепов отверг их принадлежность к татарам.
Не трудно видеть, что погребальный обряд не соответствует православному и, следовательно, принадлежит людям, проживавшим здесь до становления Томска. Этими людьми были, скорее всего, грустинцы.
Кто построил город Грустину? Какому этносу он принадлежал? У И.Гондиуса на этот счёт есть весьма определённое высказывание. Надпись на его карте 1606 г. рядом с Грустиной гласит: «В этом холодном городе живут совместно татары и русские».
О городе, построенном Франграссионом, по-видимому, до начала войны с Ираном, в мифах приводится одна чрезвычайно важная подробность: свой город он обустроил под землёй. В «Бундахишне» приводится следующее: «Гора Бакуир — та самая гора, которую Фрасийак Тур (так называли Франграсиона в более поздних источниках. — Н.Н.) использовал как крепость, сделав себе обиталище внутри неё; а в дни (царствования) Йима мириады сёл и городов были воздвигнуты в долине её» (Рак И.В. Мифы древнего и раннесредневекового Ирана. — СПб.; М.: журнал «Нева», «Летний сад», 1998). По одной из легенд, именно в пещере после взятия города иранцами был схвачен Франграсион и казнён. В Авесте, кстати, недвусмысленно говорится, что Франграсион лишь продолжил традицию Йимы строительства городов под землёй.
Итак, согласно иранским источникам, город Грасиона имел подземную часть, и, по-видимому, эта часть была весьма обширной. Это сильно укрепляет версию о том, что Томск поставлен на месте древнейшего города Грасионы. Согласно устной народной традиции, под Томском расположено несметное множество подземных ходов, проходят они и под рекой Томью. Молва утверждает, что размеры этого подземного объекта превышают размеры современного Томска — от устья реки Киргизки на севере до устья реки Басандайки на юге. За время существования Томска имело место неисчислимое количество случаев обнаружения подземных ходов.
К их числу относится обнаружение в 1888 г. кирпичного свода на аршинной глубине во дворе столоначальника казённой палаты Б.Б.Орлова в конце Новой улицы (ныне пер. Орловский). Эта находка изучалась директором университетской научной библиотеки археологом С.К. Кузнецовым, пришедшим к выводу, что вскрыто начало подземного хода. Размер подземных ходов так велик, что в них свободно могли заезжать, а то и разъзжаться тройки лошадей. Согласно «Тобольским губернским ведомостям» (конец XIX в.) в Томске от почтамта до Лагерного сада прослеживается гигантский подземный ход, названный «томским метро».
В усадьбе на ул. Шишкова, 1 обнаружен выход к реке, закрытый кованой железной дверью.
Возле Южного переезда экскаваторщик обратил внимание на открывшуюся в земле дыру и спрыгнул полюбопытствовать. В подземном ходе он обнаружил сундук со старинными иконами и книгами. Объём грунта, извлечённого из земли при строительстве подземного объекта, составляет многие тысячи кубических метров, что соответствует многим десяткам погонных километров катакомб. В 1908 г. «в Томске в крутом берегу реки Томи найдена пещера, в которой обнаружен прекрасно сохранившийся костяк монгола, одетого в деревянные боевые доспехи и в низкий шлем из лошадиной кожи. Около скелета лежат короткое копье, лук и топор. Находка передана Томскому университету» («Петербургский листок» N277, 1908). Правда, весьма сомнительно, что этот воин относился к татаро-монголам, у которых вооружение было уже гораздо менее совершенным. Его деревянные обтянутые кожей доспехи характеризуют скорее гуннскую эпоху. Но тогда «пещера воина» древнее Томска более чем на тысячелетие.
Поразительно, но в 2000 г. в МАЭС ТГУ не сохранилось никаких следов этой уникальной находки.
Существует план-экспликация Томска (1765 г.), составленная геодезии прапорщиком Петром Григорьевым. На карте очень выразительной рисовкой показаны так называемые «бугорки». В связи с каждым «бугорком» существуют легенды о наличии в недрах подземных ходов невообразимой глубины. Судя по объёму «бугорков», протяжённость подземных сооружений под Томском составляет сотни километров. А если Воскресенская гора тоже имеет насыпной характер, то эти объёмы приближаются к астрономическим.
В этой связи, учитывая всегдашний интерес ВЧК, КГБ, ФСБ к подземным городам, уместен вопрос: не этот ли подземный объект имел в виду перебежчик Олег Гордиевский в своём интервью «АиФ» (N30, 2001). В ответ на вопрос Г. Зотова «Какой главный секрет КГБ не раскрыт до сих пор?» Гордиевский ответил: «Подземные коммуникации спецслужб. Я знаю, что КГБ имеет под землёй грандиозные сооружения, целые города, равных которым просто не существует».
Если эти сооружения создавались самими спецслужбами, то пусть они ими по-прежнему и владеют. А если они создавались тысячелетия назад, если это наша история?
… В 1999 г. СМИ сообщили об открытии новосибирскими археологами древнего города, расположенного в Здвинском районе Новосибирской области на берегу озера Чича. На аэроснимках была обнаружена крупная аномалия. Геофизические исследования подтвердили наличие крупного археологического объекта площадью 600-650х400 м. Бронзовые ножи, железные изделия, различные орудия, украшения, керамика датировали город 800 г. до н.э.
В городе имелось развитое металлургическое производство, о чём свидетельствует мощный шлакоотвал.
Тайны подземного царства
Для того чтобы понять, кто, когда и для чего рыл подземные ходы под Томском, нам придется углубиться в малоизвестную историю нашего края. Есть основания предполагать, что томские катакомбы — это не «убегаловки», не купеческие забавы и не разбойничьи захоронки, а подземный город, созданный задолго до становления Сибирских Афин.
Артания, или гибель третьей Руси
Начнем с того, что в дочингизово время на территории, где через 400 с лишним лет была создана Томская губерния, существовало христианское царство.
Правил в этом государстве царь Иван, а по соседству располагался Кара-Китай, в котором были две провинции: Иркания и Готия, а жители также исповедовали христианство. В своем письме к византийскому императору Мануилу Комнину он называл свою страну «Три Индии» и рассказывал про нее всякие чудеса. Письмо в Византию пришло какими-то окольными путями, написано оно было на арабском языке. Его перевели на латынь и переправили папе Александру III и Фридриху Барбароссе Рыжебородому. В сентябре 1177 года папа Александр III отправил с посланием к царю Ивану лейб-медика магистра Филиппа, экспедиция которого затерялась бесследно на просторах дикой Азии. Из «Книги познания», написанной безымянным испанским монахом в середине XIV века, мы узнаем, что христианское Иваново царство называлось Ардеселиб, а его столица — Грасиона, что означает, по утверждению монаха, «слуга креста», а на самом деле происходит от слова грас — «зелень, трава, молодые побеги». Корневая основа «ард» в слове Ардеселиб дает основание предполагать, что христианское Иваново царство — это легендарная Артания, в поисках которой сбился с ног ученый мир.
Арабские и персидские ученые тысячелетие назад сообщали о том, что им известны три русские земли: Куявия (Куябия, Куяба), Славия (ас-Славия, Салау) и Артания (Арсания, Арта, Арса, Уртаб). Большинство отечественных историков считают, что Куяба — государственное объединение восточнославянских племен Среднего Приднепровья, столицей которого был Киев. Славия отождествляется одними с областью расселения ильменских словен, другими — с Югославией. Что касается Третьей Руси, — Артании, ее локализация до недавнего времени была совершенно неопределенной. Возможно, это было обусловлено тем, что артанские купцы ничего не рассказывали о своей стране и никому не позволяли себя провожать, а проникавших в Артанию самовольно попросту топили в реке. Купцы же привозили из Третьей Руси черных соболей, свинец и очень ценные клинки, которые после сгибания колесом выпрямлялись вновь. Упоминание об этих вещах выводило исследователей, искавших Артанию, на томскую землю по соседству с Кузнецком, где издревле процветала металлургия. Даже московский царь поначалу брал дань с кузнецких умельцев не мехами, а железными изделиями. Здесь же, в Приобье, в прежние времена проживали хазары и булгары, переселившиеся к концу первого тысячелетия в Восточную Европу.
Лишь в самое последнее время, после сопоставления Артании с Ардеселибом, а Грустины с Грасионой, предположение о том, что Третья Русь располагалась на томской земле, нашло свое подтверждение. Дело в том, что столица Артании Грасиона (в транскрипции Грустина) показана на всех средневековых картах Западной Сибири, составленных западноевропейскими картографами. На картах Г. Меркатора, И. Гонди-уса, Г. Сансона, С. Герберштейна этот город стоит на правом берегу Оби в ее верховьях. Наиболее детально Грустина показана на карте французского географа Г. Сансона, опубликованной в Риме в 1688 году. На этой карте обозначена река Томь, и город Грустина расположен возле ее устья. Не исключено, что название Грустина более позднее, образовавшееся за счет христианизации первично «зеленопастбищной» Грасионы не без желания увидеть в этом названии «город креста». Таким образом, можно считать установленным, что Артания — Третья Русь — располагалась на томской земле.
Ф.И. Страленберг и А.Х. Лерберг считали, что Грустина располагалась на месте Тоянова городка на левом берегу Томи напротив Томска. «Мнение наше, что сии еуштинцы, или гаустиниы суть грустинцы, подтверждается тем, что мы здесь находимся в такой области, ко -торая некогда не токмо в Сибири, но и у южных азиатов была в великой славе, по хорошему состоянию жителей оныя» [66].
В 1204 году христинское царство в Томском Приобье было, возможно, уничтожено Чингисханом. Однако следы былой жизни на берегах Томи сохранились до прихода казаков и становления Томска в 1604 году. На томских холмах напротив Тоянова городка были луга и «березовые рощи, вперемежку с лиственницей, сосной, осиной и кедром» [126, с. 57]. На этих лугах Тояновы эуштинцы пасли табуны своих коней и брали для хозяйственных нужд крапиву и коноплю [49]. Аналогичным образом описывали местную древесную растительность на пути от Тары к Томску пленные шведы в начале XVIII века: кедр, лиственница, береза, ель, различные кустарники.
Напомним, что береза обычно тяготеет к пашням, то есть возделываемым землям, а крапива и конопля сопровождают человеческое жилье. Значит, было кому копать подземные ходы. И в старинных книгах есть упоминания об этих ходах или, лучше сказать, о подземном городе. Но обо всем по порядку.
Черный народ подземного города
Австрийский посланник в Москве хорват Сигизмунд Герберштейн на основании расспросов русских людей, побывавших за Камнем (Уралом), и из попавшего в его руки так называемого «Сибирского дорожника» писал в «Записках о Московитских делах», опубликованных в Вене в 1549 году, о том, что к грустинцам приходят торговать черные люди, не владеющие общепризнанной речью, и приносят жемчуга и драгоценные камни. Видимо, именно эти люди были искусными металлургами, и именно они упоминаются в алтайских и уральских легендах под именем чуди — народа, имевшего темный цвет кожи и ушедшего под землю. Известный русский художник, ученый и писатель Н.К. Рерих в книге «Сердце Азии» приводит такую легенду. Жил некогда в хвойных лесах Алтая народ с темным цветом кожи, чудью назывался. Высокий, статный, знающий тайную науку земли. Но вот стала в тех местах расти белая береза, что по древнему предсказанию означало скорый приход сюда белого народа и их царя, который установит свой порядок. Люди выкопали ямы, поставили стойки, навалили сверху камни. Зашли в укрытие, вырвали стойки и камнями засыпались.
Засыпались, видно, не все, потому что дальше Рерих пишет: «Вышла из подземелья женщина. Ростом высокая, ликом строгая и темнее наших. Ходила по народу — помощь творила, а затем ушла назад в подземелье».
О контактах с народом, ушедшим под землю, свидетельствует следующий пассаж из книги «О человецех незнаемых на Восточной стране», написанной, по мнению специалистов, еще в 14 веке: «Верх тоя жрекы великия Оби есть люди ходят попод землею иною рекою день да нощь с огни. И выходят на озеро. И над тем озером свет пречуден. И град велик, а посаду нет у него. И кто поедет к граду тому и тогда слы-шити шюм велик в граде том, как и в прочих градех. И как приидут в него, и людей в нем нет и шюму не слышити никоторого. Ни иного чего животна. Но в всяких дровех ясти и пити всего много и товару всякого. Кому что надобе. И он положив цену противу того, да возьмет что кому надобет и прочь отходят. И кто что бес цены возьмет, и прочь отидет, и товар у него погыбнет и обрящется пакы в своем месте. И как проч отходят от града того и шюм пакы слы-шети как и в прочих градах...»
Коль скоро именно недра Томска изрыты подземными ходами, есть основания предполагать, что в цитированном тексте имеется в виду река Томь, под которой ходят с огнем, и Белое озеро, над которым «свет пре-чюден».
К изложенному остается добавить, что еще 111 лет назад из-под земли был слышен гул и шел теплый воздух. Эти обстоятельства описаны С.К. Кузнецовым в статье «Интересная находка в Томске», опубликованной в «Сибирском вестнике» 6 ноября 1888 года. «Утром 2 ноября во дворе дома столоначальника казенной палаты В.Б. Орлова, что в конце Новой улицы… при рытье ретирадной ямы рабочие наткнулись на кирпичный свод...» С.К. Кузнецов отмечал: «То обстоятельство, что во время осмотра ямы столбом поднимался пар, я склонен считать за указание на существование значительной подземной пустоты, содержащей более теплый воздух, чем наружный». Столоначальнику В.Б. Орлову, прожившему в этом доме пять лет, «часто приходилось убеждаться в существовании какой-то загадочной пустоты под его двором, особенно когда его начинал беспокоить непонятный гул под землею». По -видимому, этими и подобными им обстоятельствами обусловлены слухи о том, что в томских катакомбах до сих пор живут какие-то люди.
Многих смущает наличие кирпичных арочных сводов в подземных ходах, ведь первый кирпичных дел мастер уставщик-каменщик Савва Михайлов прибыл в Томск из Тобольска лишь в 1702 году, поставил пять домов и был отозван в Санкт-Петербург на строительство города на Неве. А строительство кирпичных домов в Томске возобновилось лишь через полвека. Но вот англичанин Джон Белл Антермонский, прикомандированный к дипломатической миссии в Китай капитана лейб-гвардии Льва Васильевича Измайлова, вспоминает другое. Проезжая через Томск в 1720 году, он встретил здесь одного бугровщика (так назывались в Сибири грабители древних курганов), и тот рассказал ему, «что однажды неожиданно наткнулся на сводчатый склеп, где нашли останки человека с луком, стрелами, копьем и другим вооружением, лежавшим вместе на серебряной плите. Когда притронулись к телу, оно рассыпалось в пыль» [50, с. 52].
«Рассыпавшееся в пыль» тело свидетельствует о тысячелетней древности останков, а сводчатость склепа, по-видимому, о том, что кирпич строителям склепа был известен за ту же тысячу лет до прихода казаков в Сибирь.
Катастрофа, изменившая лик Земли
Итак, мы с горем пополам ответили на вопрос, кто и когда делал подземелья под Томском. Но остался без ответа вопрос: зачем?
Подземные города известны в Малой Азии, Грузии, в Керчи, в Крыму, Одессе, Киеве, в Сары-Камыше, в Тибете и других местах. Подчас поражают размеры этих подземных сооружений. Так, открытый лет 40 назад подземный город в местечке Глубокий Колодец в Малой Азии имел более восьми подземных этажей и был рассчитан на 20 тысяч населения. В этом городе было много вентиляционных колодцев глубиной до 180 метров, а также около 600 гранитных поворотных дверей, перекрывавших проходы между отсеками города. Проникнув за одну из таких дверей, исследователи обнаружили подземный тоннель, длиной шесть километров, упирающийся в такую же гранитную задвижку.
Строительство этого города приписывается хеттскому племени муш-ков. Для чего хетты строили свои подземные города? Ведь для того, чтобы вкладывать такое суперколоссальное количество труда, требовалась такая же суперколоссальная идея. Высказывалось предположение, что строили они подземные города, чтобы укрыться от набегов внешних врагов. Но, во-первых, хетты почти 500 лет успешно воевали с Египтом, Ассирией, Миттани, не проиграли ни одной войны и лишь в конце уступили Ассирии часть своей территории. Однако перед волной переселенцев с Балкан оказались бессильными, и примерно в 1200 году до н.э. хеттское царство было уничтожено, вряд ли успев построить свои подземные города, так как хетты были уверены в своей военной силе.
Во-вторых, человечество, называющее себя разумным, воевало всегда и везде. Следуя идее спасения от внешних врагов, логично было бы ожидать повсеместного распространения подземных городов, а этого нет.
Один из наиболее последовательных современных исследователей Гиперборейской проблемы доктор философии В.Н. Демин совершенно, на мой взгляд, справедливо утверждает, что идея строительства подземных городов могла родиться лишь под угрозой замерзания. Речь идет о северной Прародине цивилизованного человечества, носящей в культурах разных народов разные названия: Гиперборея, Скандия, Арьяна-Вэйджо, Меру, Беловодье и др. Зародившись во время голоценового климатического оптимума, Прародина после начала похолодания, словно рои из улья, выбрасывала на юг все новые и новые племена и народы. Похолодание наступило, скорее всего, в течение нескольких веков. Многие протонароды успели покинуть Прародину, прежде чем условия проживания в ней стали совершенно невыносимыми. Заканчиваться этот процесс мог либо окончательным вымиранием, либо стремительным бегством на юг. А те, кто оставались, были вынуждены зарываться глубже в землю, обустраивая подземные жилища и приспосабливая их для продолжительного проживания. Так рождалась технология строительства подземных городов. А уходящие народы уносили ее с собой на новые места проживания. Этим обусловлено трассирование пути «из Гипербореи в Греки» подземными городами.
Другой сценарий климатической катастрофы — не постепенный, но внезапный, можно найти в древнекитайском трактате «Хуайнаньцзы», он приводился выше. Небо накренилось на северо-запад, светила переместились. Воды и ил покрыли всю землю.
Этот сценарий похолодания, возможно, был обусловлен внезапным наклоном земной оси в связи с падением астероида. Русские сказания показывают, что в глубине народной памяти сохранились воспоминания о такой именно внезапной климатической катастрофе. Не менее выразительные воспоминания об этом событии есть и у белорусов, которые рассказывают о великом холоде, губившем их далеких предков, о том, что они, не зная огня, пытались собирать солнечный свет в ладони и приносить его в свои жилища, но от этого им не становилось теплее, и они превращались в камни, то есть замерзали.
При втором сценарии похолодания спасение под землей было единственным способом уберечься и выжить, с тем, чтобы позднее короткими перебежками все-таки уйти на юг.
Те же, которые оставались, вынуждены были спасаться от лютого холода под землей, строя подземные города. Не случайно в индийских сказаниях северная Шамбала — Агарта считается подземным городом. Не случайны рассказы новгородцев о чуди белоглазой, ушедшей под землю. Показателен в этом плане рассказ новгородца Гюряты Роговича, записанный в Начальной летописи под 6604 (1096) годом: «Послал я отрока своего в Печору, к людям, которые дань дают Новгороду. И пришел отрок мой к ним, а оттуда пошел в землю Югорскую. Югра же это люди, а язык их непонятен, и соседят они с самоядью в северных странах. Югра же сказала отроку моему: «Дивное мы нашли чудо, о котором не слыхали раньше, а началось это еще три года назад; есть горы, заходят они к заливу морскому, высота у них как до неба, и в горах тех стоит клич великий и говор, и секут гору, стремясь высечься из нее; и в горе той просечено оконце малое, и оттуда говорят, но не понять языка их, но показывают на железо и машут руками, прося железа; и если кто даст им нож или секиру, они взамен дают меха. Путь же до тех гор непроходим из-за пропастей, снега и леса, потому и не всегда доходим до них; идет он и дальше на север».
Когда и эти строители подземных городов вынуждены были мигрировать на юг, они трассировали свой путь подземными городами. Прародина, по нашему мнению, располагалась на Таймыре (тай, тая по хеттски «таить», отсюда Таймыр — «тайный, ушедший под землю мир» ). Основной миграционный путь лежал на Северный Кавказ, в Причерноморье и Малую Азию. Томская земля лежала на этом пути и, в силу выдающихся ландшафтно-географических особенностей, служила промежуточным накопителем в миграционном коридоре. Район Томска — это начало лесостепи. Выход из северных лесов в степи требовал крутой смены жизненного уклада, поэтому народы-скитальцы вынуждены были здесь останавливаться для перестройки уклада. Здесь же, на Томском палеозойском выступе, проходит граница Западно-Сибирской плиты и Томь-Колыванской складчатой области. Именно здесь, в месте, замечательном обилием восходящих родников, столь чтимых древними, можно было углубляться в землю.
По-видимому, не случайно корневое совпадение в огласовке томской Артании и арктической Шамбалы-Агарты: оно указывает направление миграции. Дальнейшее движение на юго-восток переселяющихся народов привело к появлению таких топонимов, как Артек в Крыму, Арта в Греции. Не случайно также, надо думать, совпадение таких испанских и португальских топонимов, как Орта, Ортегаль, Ортигейра, Ардила. Совпадение этих топонимов обусловлено переселением вестготов на Пиренейский полуостров в начале пятого века. Столь любезный нашему сердцу Д'Артаньян также, надо думать, получил свое имя благодаря сибирской Арте.
Некоторые смелые исследователи высказывают мнение, что слова «орда» и «орден» также происходят от «арты». По поводу орды вопросов нет, настолько эта родственность терминов очевидна. Если же и слово «орден» происходит от «арты», это могло бы объяснить более чем пристальное внимание, которое оказывали подземным городам отечественные спецслужбы. Следуя обозначенной логике, ордена — это тайные организации, приватизировавшие древние и чрезвычайно глубокие знания, родившиеся в Прародине. Знания эти касались, прежде всего, психофизических технологий, возможности влияния силы духа на материю жизни.
Мировые спецслужбы давно заинтересовались всякими тайными обществами, Орденами и выросшими из них масонскими братствами. Всем царствующим особам было далеко небезразлично содержание тайного знания, лежащего в основе этих полуеретических организаций. Это знание могло нести угрозу вере, монархии и отечеству. От тайной полиции России интерес к масонам, тамплиерам и прочим тайным орденам через привлеченных специалистов ведомства плаща и кинжала плавно передался к руководителям ЧК — ОГПУ — НКВД — КГБ — ФСБ. И коль скоро в среде тайных обществ упорно циркулировали слухи о том, что принадлежащее Агарте тайное знание по-прежнему хранится в подземных городах, первочекисты не жалели сил и средств на изучение последних. Известно, что сам Дзержинский направлял консультанта спецотдела НКВД А.В. Барченко на поиски подземных городов в Крыму и на Кольском полуострове, а Глеб Бокий посылал своего суперагента Якова Блюмкина в экспедицию Н.К. Рериха по Центральной Азии.
Источник:
Комментарии (8)