Строительство храма идет полным ходом…
Храм этот уникален уж тем, что это один из самых известных в мире «долгостроев». Почему? Да потому, что инициаторы его сооружения в свое время почему-то посчитали, что его следует вести только на добровольные пожертвования. А они собираются, да, конечно, но далеко не всегда регулярно и в желаемых объемах. И потом, для него используются очень сложные каменные блоки, которым нужна очень тщательная обработка и индивидуальная подгонка.
А вот так он выглядит в жарком городском мареве с вершины Монжуика.
Ну и, конечно, всех, кто о нем слышал, привлекает его внешний вид, который и сделал его сегодня одной из самых главных достопримечательностей Барселоны. Например, в 2006 году на его строительстве побывало 2,26 миллиона человек, столько же, сколько в музее Прадо и во дворце Альгамбра.
Несмотря на строительство в этом храме, имеющим официальное звание Малой папской базилики, регулярно происходят богослужения (официальное освящение проведено 7 ноября 2010 года папой Бенедиктом XVI). То есть храм этот не только очень важный и популярный для города туристический объект, но еще также и действующая католическая церковь.
Это очередь у входа. Движется медленно. Народа… тьма, и надо простоять несколько часов на жаре, чтобы попасть внутрь. Для туристов, приезжающих сюда на автобусе, задача практически невозможная.
Интересно, что строительство храма идет на земельном участке, Церкви не принадлежащем, и не курируется барселонским епископатом. То есть как была это «народная стройка», так она таковой остается по сей день, да и сам этот храм по сути дела тоже «народный»!
Памятный знак начала строительства.
Ну, а история этого поистине удивительного во всех отношениях сооружения такова. Идея постройки родилась еще в 1874 году. Затем в 1881 году на пожертвования в районе Барселоны Эшампле был приобретен земельный участок, который в те годы находился… далеко за городом. Первый камень в его фундамент заложили 19 марта 1882 года, и вот этот-то день и принято считать началом его строительства. Первоначальный проект принадлежал архитектору Франциско дель Вильяра, и по нему, храм представлял собой неоготическую базилику, имеющую форму традиционного латинского креста, с пятью продольными и еще тремя поперечными нефами. Но вышло так, что в конце 1882 года у дель Вильяра начались разногласия с заказчиками и он покинул проект, после чего руководство работами было передано Антонио Гауди.
Фотографироваться на фоне этого храма довольно сложно. Издалека – неудобно. А вблизи получается, в камеру попадает либо верх, либо низ.
Сначала Гауди продолжал воплощать в камне замыслы своего предшественника и строительство шло по ранее утвержденному плану. Но потом случилось так, что Гауди получил небывало щедрое пожертвование от некоего анонима и… решительным образом переработал весь проект. Он решил увенчать храм множеством монументальных башен, а всем элементам собора, как внутри, так и снаружи, придать глубоко символическое значение.
Если кто-то видел, как дети делают на пляже башенки из жидкого песка, то здесь их сходство с задумкой архитектора очевидно.
Понимая, что может просто напугать жителей города, если он начнет работу по своему замыслу с фасада Страстей Господних, где должно было быть изображено в подробностях распятие Христа, Гауди решил их к этому «приготовить» и в 1892 году начал с работы над фасадом Рождества. Одной из особенностей использованного им декора стало оформление наверший башенок и желобов водосточных труб изображениями ящериц и улиток, которые в изобилии встречались тогда по всем окрестностям и… тоже являлись тварями Божиими. Затем в 1899 году он завершил портал Св. Девы Розария, в котором также очень много символики. В 1911 году Гауди был создан проект фасада Страстей, однако его строительство началось уже после его смерти.
Вокруг много разных технических строений, поэтому фотографировать его со всех сторон сложно.
Наконец 30 ноября 1925 года была закончена постройка колокольни фасада Рождества высотой 100 метров, которая была посвящена Св. Варнаве. К сожалению, это была единственная колокольня, достроенная при жизни Гауди, который отдал строительству этого храма… более сорока лет своей жизни.
Когда Гауди умер, продолжил строительство его ближайший сподвижник Доменек Сугранес, работавший с ним более 20 лет. Он умер в 1938 году, но успел до этого выстроить три колокольни фасада Рождества (1927—1930 гг.), закончил работу над керамическим кипарисом над центральным входом фасада, и сделал еще много всего из того, что не успел выполнить Гауди. Гражданская война в Испании привела к тому, что строительство фасада Рождества оказалось возможным продолжить лишь в 1952 году.
Стены храма и его фасады украшает впечатляющее количество различных скульптур.
В 1954 году наконец-то занялись возведением фасада Страстей на основе разработок Гауди, выполненных им с 1892 по 1917 год. В 1977 году были закончены четыре башни фасада Страстей, а в 1986 году – начата работа над скульптурами для его украшения, которые закончили уже в начале XXI века. Тогда же в окнах были смонтированы витражи, посвященные Воскресению Иисуса Христа, и отлита бронзовая скульптура Вознесения Господня.
«Бегство в Египет». Увековечен даже осел!
Сегодня в храме идет работа над 170-метровой центральной башней, увенчанной крестом, и башней апсиды, посвященной св. Деве Марии. По имеющемуся плану в этой части сооружения должны быть еще четыре башни, названные в честь Евангелистов. Все строительные работы должны быть закончены в 2026 год, включая и фасад Славы, начатый в 2000 году.
«Фасад Страстей»
Полностью готовая церковь будет иметь восемнадцать башен. Двенадцать, то есть по четыре на каждом из фасадов, будут высотой от 98 до 112 метров, и посвящаются двенадцати апостолам. Соответственно еще четыре башни в 120 метров высотой, названные в честь Евангелистов, будут окружать главную 170-метровую башню Иисуса Христа, а колокольня Девы Марии располагаться над апсидой. Башни евангелистов должны быть украшены их скульптурами и традиционными символами: телец (Лука), ангел (Матфей), орел (Иоанн) и лев (Марк). На центральном шпиле башни Иисуса Христа будет находиться огромный крест. Общая высота Храма, по мысли Гауди, также ни коим образом не могла быть случайной: она не должна была своей высотой быть выше естественного творения Господня - горы Монжуик. Остальные же башни будут иметь украшения в виде снопов пшеницы и виноградных гроздьев, долженствующих символизировать Святое Причастие.
Вот так храм выглядит внутри!
Фасад Рождества, большую часть которого создали еще при жизни Гауди, образуют три портала, прославляющие христианские добродетели. Все порталы украшаются скульптурами, выполненными в очень реалистической манере и посвященных земной жизни Иисуса Христа. Например, над левым порталом Надежды показаны, например, сцены обручения Марии с Иосифом, их бегство в Египет и ужасы избиения младенцев, тогда как его навершие с надписью «Спаси нас» символизирует гору Монсеррат. Правый портал Веры украшают скульптуры «Встреча Елизаветы с Богоматерью», «Иисус и фарисеи», «Введение во храм» и «Иисус в мастерского плотника». Соответственно центральный портал под рождественской звездой украшен скульптурными композициями «Рождение Иисуса» и «Поклонение пастухов и волхвов», а также сценами Благовещения и Венчания Святой Девы, над которыми «парят» трубящие в трубы фигуры ангелов.
А это его колонны и свод.
Форма башен-колоколен, похожих на песчаные замки, выбрана не случайно. Ее определяет устройство проходящих внутри винтовых лестниц. В самой верхней их части Гауди хотел установить трубчатые колокола, звон которых должен сочетаться со звуками целых пяти органов и голосами полутора тысяч певчих. На каждой из колоколен сверху вниз располагается следующий девиз: «Слава всевышнему». А над ним возвышаются полихромные шпили, с украшениями в виде символов епископского сана — Кольца, Митры, Жезла и Креста.
Поблизости от храма, в какой магазин не зайдешь, везде стоят его макеты в законченном виде. Где из бумаги…
Внутри храма все интерьеры Гауди подчинил строгим геометрическим законам. Здесь имеются и круглые, и эллиптической формы окна и витражи, своды гиперболических очертаний, геликоидальные лестницы, и также многочисленные звездных конструкции, которые возникают в местах пересечения различных поверхностей, и украшающие опорные колонны эллипсоиды — вот далеко неполный перечень геометрических деталей этого необычного храма.
А вот в барселонском Музее Шоколада он сделан из шоколада!
Основной вес башен и сводов поддерживают колонны, передающие их огромный вес на фундамент. В сечении базы колонн имеют звездообразную форму с количеством вершин от 4 до 12, что связано с нагрузкой на каждую такую колонну. По мере того, как она приближается к сводам, она разветвляется и создает необычную конструкцию в виде… стеблей, что было продиктовано необходимостью как можно более эффективно подпереть соответствующие части свода.
Кругом полным-полно туристов. Плюнуть некуда! Но буквально шаг в сторону, и ты можешь оказаться вот на такой совершенно тихой и тенистой улице.
Автор: В.Шпаковский
Комментарии (1)