Юноша тофалар в национальной одежде. Фото взято из открытых источников
Места проживания и численность
Тофалары являются малочисленным народом Севера России. Место их проживания – северные склоны Восточного Саяна. Жители горно – таёжных территорий населяют бассейны рек Уда, Бирюса, Кан, Гутара, Ия. В Нижнеудинском районе Иркутской области тофалары живут в посёлках Алыгджер, Нерха, и Верхняя Гутара. Однако, добраться туда не так просто. Транспортным средством является вертолёт, а связь возможна только по рации.
Исследователи отмечают, что на протяжение долгого времени, начиная с 17 – го века и до 1925 года, численность тофаларов была в пределах 400 – 500 человек. Считается, что уменьшение численности народа произошло до покорения Сибири. Современное состояние по переписи 2010 года свидетельствовало о том, что численность тофаларов составляла 762 человека.
Тофалары в наши дни. Фото взято из открытых источников
Происхождение названия народа
«Тофалары» - название происходящее от самоназвания «тофа» - человек. Но данное название является относительно новым. Известно, что до 30 – х годов 20 – го века народ был известен под другим тотемическим именем – «карагасы». По мнению исследователей, в долине реки Уды до прихода в эти места первых казаков здесь кочевало племя с тотемическим названием «карагасы», или «Черные гуси», как назывался один из народов. А впоследствии это название распространилось на всё племя.
Уклад жизни тофаларов
Тофалары во времена СССР. Фото взято из открытых источников
Тофалары вели кочевой или полукочевой образ жизни, занимаясь охотой и оленеводством. Исследователи отмечают, что на протяжение своего исторического развития тофалары создали уникальную материальную и духовную культуру, приспосабливаясь к жизни в суровых условиях тайги. Исконным занятием тофаларов были оленеводство и охота. Однако, основой традиционных занятий был охотничий промысел. Важно заметить, что тофалары являются прекрасными следопытами, передавая навыки подрастающему поколению.
Коренной перелом в жизни тофаларов произошел после революции 1917 – го года. Новая власть стала насаждать им оседлый образ жизни, что в значительной степени повлияло на хозяйственный уклад их жизни и культуру. Бывшие кочевники и оленеводы вынуждены были стать членами колхозов. Также тофаларов стали приобщать к социалистической культуре. Участвуя в ведении коллективного хозяйства, они освоили такие виды труда, как животноводство, огородничество, освоение сельскохозяйственной техники, строительство. Наряду с этим тофалары продолжали сохранять традиционную индивидуальную хозяйственную деятельность. Хотя постепенный переход тофаларов к новой оседлой культуре привёл тому, что они утратили многие черты традиционной культуры и быта. Начиная с 80 – х годов прошлого века произошло возрождение интереса к национальной культуре и языку.
Пожилые представители народности. Фото взято из открытых источников
Язык и письменность
Тофаларский язык входит в восточно – хуннскую ветвь тюркских языков и относится к саянским языкам. При установлении тесных контактов тофаларов с русскими в 17 – м веке, это нашло отражение в тофаларском языке. После революции происходила культурно – языковая ассимиляция тофаларов в русской среде. Однако, тофаларский язык не исчез. Изучение родного языка в школах и детских садах началось в 1990 – м году. Но в наши дни наблюдается сокращение социальной базы, способствующей возрождению национальных традиций и сохранению тофаларского языка, чтобы он не стал умирающим.
Комментарии (0)