Художник Андре Дюран путешествовал по России в начале девятнадцатого века и создал много рисунков городов и сел. Я заинтересовалась альбомом Дюрана, потому что занимаюсь исследованием катастрофы 19 века, выпадением огромных метровых слоев глины, которая засыпало большую материковую часть планеты. По подсчетам исследователей, это произошло в начале-середине 19 века. Мое исследование привело дату этого события на 1859-1860 годы.
Альбом А.Дюрана датирован официально 1839-м годом. Такая редкость, найти улочки, дома, здания, Москвы, других городов России этого периода!
Я считаю, что ни рисунков, ни, тем более фото старых городов и сел России до 1840 года, просто нет. Нет очевидцев художников, которые бы оставили такие рисунки. Я имею в виду, именно, современников и русских художников, а не работы иностранцев, посетивших Россию. Такой вывод я сделала в своем фильме «О чем помнит Петровский бульвар после Крымской войны 19 века? Москва допотопная. часть вторая». Фильм приведен в конце этой статьи.
Я тщетно искала рисунки старой Москвы, улочек, церквей. Мне хотелось посмотреть, как они выглядели. Но, кроме, портретов или другой не значащей информации, пусто, ничего. Все картины исторические и литература начинается со второй половины 19 века, как и основные фотографии Москвы с альбома Дмитрия Найденова.
Имя Дюрана
На сайте is-tok.ru где удалось найти некоторые работы из альбома имя художника М.Дюран. Ищу М.Дюрана-нет информации. Поисковик выдает «Андре Дюран, французский художник 19 века» Почему на сайте инициалы М.Дюран? не известно.
Скришот с сайта is-tok.ru
Датировка альбома
Итак, мой главный вопрос по датировке альбома. Официально альбом литографий с рисунков Андре Дюрана выпущен в Париже в 1839. Официальная информация на всех ресурсах утверждает, что путешествие А.Дюрана по России в 1839 году спонсировал известный промышленник (?)Демидов, который жил постоянно не в России, а во Франции. ( Тот самый Демидов, который спонсировал Огюста(Августа)Монферрана, того самого, архитектора Исаакиевского собора в Петербурге с 1818-1858, из тех же, официальный источников. То есть, Демидов — меценат, любит русскую культуру. Правда не оставил потомков, да и другой информации, на сегодня, о нем нет. Ну, да ладно, пошли дальше.
Начинаю внимательно рассматривать рисунки альбома А.Дюрана. И что же я вижу? Датировка от руки, как впрочем, преимущественно ставят художники свою подпись и дату внизу рисунка. Подтверждение авторства. А там даты стоят совсем другие, и более поздние. 1842, 1849, 1845, 1843, но не 1839. Нет ни одного рисунка с датировкой «от руки» от 1839. Ну как так может быть? Чтобы более поздняя литография с рисунка( ведь, сначала рисует художник, а потом с рисунка делают копии, литографии, фотографии). Значит, датировка альбома не верна. Она никак не может быть раньше самих рисунков. Значит, Дюран, если, это его рисунки, должен был путешествовать по России в 1842-1847 годах. А вот такой информации нет нигде! И что, Демидов спонсировал поездку Дюрана в 1842-1849 годах так же нет.
Далее: два фрагмента сравнения дат «изготовления альбома рисунков Дюрана 1839» и подписей на самих рисунках.
Постараемся немного увеличить рисунок и изменить контрастность.
Подпись на рисунке 1845 а под рисунком дата 1839.
Увеличим и изменим контрастность.
На рисунке 1843, а под рисунком 1839.
Опять увеличим подпись к рисунку.
1843 на рисунке и 1839 под рисунком.
Продолжать можно долго. Все рисунки альбома так же не стыкуются по годам.
А это фрагмент подписи Андре Дюрана с сайта аукциона, где выставлен на продажу рисунок.
Фальшивки 19 века. Андре Дюран.
Фальшивки 19 века. Андре Дюран. Разные подписи, разный наклон и стиль написания Исторические фальшивки 19 века. Андре Дюран. А есть информация, о том, что Демидов в 1839 году спонсировал археологическую(?) поездку в Среднюю Азию((когда Романовы захватили Среднюю Азию, Бухару?)
Наталья В. Гончарова
Нахожу источник «историков — официалов». Автор работы Наталья В. Гончарова. Это уже исследование не любителей, как я, а настоящих профессионалов. И так же, странности с датами.
Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2014. No2 Н.В.Гончарова «ОБРАЗЫ РУССКИХ ГОРОДОВXIX в.НА ЛИТОГРАФИЯХ АНДРЕ ДЮРАНАВ КНИЖНОМ СОБРАНИИ Г.А.СТРОГАНОВА»
Например:
а) альбом есть, но появился он в 1880 году у Строгановых,
б) стр 2-7: «под руководством Демидова, заказы аристократии», стр7: «не осталось документов», стр33: «есть документ о том, что Демидов организовал путешествие на юг России, а вот, доказательств, что он заказывал Дюрану-нет, но это есть в исследовательской литературе». Н.В. Гончарова прямо пишет, что документов нет, но есть упоминания в исследовательской литературе., кто «упоминает», на что ссылается упоминавший и что это за исследовательская литература, Н.Гончарова, не пишет. Исследователь ссылается на чьи то фантазии, неизвестно кого.
Фрагменты статьи Н. Гончаровой:
«В своей работе современная исследовательница предлагает типологию графических изображений на основе принципов отражения в них архитектурного образа города.
В соответствии с предложенной классификацией в конце ХVII — начале XVIII в. появляется такой топографический тип где город изображался «с высоты птичьего полета», а также топографическо-панорамный тип испытавший на себе влияние европейской видовой гравюры где город изображался с уровня земли на плоскости, развернутой к зрителю.
В этом смешанном типе изображения художник представляет город как панораму, развивающуюся по горизонтали и в глубину. В Петровскую эпоху возникает фронтальная панорама, основанная на принципе достоверного отражения архитектурного облика города. Этот тип проявляется в серии гравюр «Собрание российских и сибирских городов», где город вписывался в ландшафт. объединяя окружающее пространство и являясь центром многообразной жизни человека. И наконец, локальный вид как тип изображения города запечатлевал или определенное здание на определенном месте, или часть городского пространства. Такой тип имел вид зарисовок репортажного характера. В нем более всего проявлялась художественность., и ценность его заключалась в достоверности.
Основным мотивом появления графических изображений, с точки зрения В.Б. Раковой, является заказ. В России того времени существовал государственный и частный заказ. Государственный заказ был связан с освоением территорий, устройством городов и т.д. С появлением Академии наук и возрастанием ее роли в России появилась научная заинтересованность государства в графических заказах. Географический департамент Академии возглавлял М.В. Ломоносов, он инструктировал экспедиции, отправляющиеся в города России, предлагая им «снимать планы и проспекты городов и знатных гор или положения мест, примечания достойных». Например, серия гравюр «Собрание российских и сибирских городов» была создана по заказу Академии наук художниками И.Х. Беркханом. И.В. Люрсе- Ниусом и И.Д. Деккером во время Второй Камчатской экспедиции под руководством профессоров Г.Ф. Миллера и И.Г. Гмелина.
Кроме Академии наук, в роли заказчика выступал также император. К примеру, выпускник Императорской Академии художеств Е.М. Корнеев участвовал в экспедиции по Азиатской и Европейской России, организованной по приказу Александра I. Позже его рисунки стали основой для парижских изданий «Les peuples de la Russie» (Народы России. 1812-1813) и «Voyage pittoresque en Russie» (Живописное путешествие по России. 1832).»
«К текстовым томам прилагался иллюстрированный атлас и альбом с 78 иллюстрациями работы французского художника Раффе (О. Raffet, 1804-1860). В этом случае А. Демидов являлся не только инициатором экспедиции, но и заказчиком изображений.
По словам М.А. Алексеевой, «частные заказы художников редко оставляют след в документах». Так. по-видимому, не осталось документального подтверждения заказа Анатолия Демидова французскому художнику А. Дюрану нарисовать виды русских городов. На титульном листе альбома «Voyage pittoresque...» значился, что путешествие было совершено «sous la Direction M.Anatole de Demidoff» (под руководством Анатолия Демидова), но в исследовательской литературе имеются сведения, что русский меценат и предприниматель только оплатил расходы на путешествие художника, сам в нем не участвуя.
Два демидовских издания — «Путешествие в Южную Россию и Крым» и альбом литографий А. Дюрана — находились в библиотеке Г. А. Строганова в 1880 г., когда она была привезена в Императорский Томский университет. Они были описаны в печатном каталоге библиотеки, но в 1930 г. оба издания были увезены Ударной бригадой Совнаркома по изъятию музейных и библиотечных ценностей для нужд экспорта. В дальнейшем в фонде библиотеки был обнаружен второй экземпляр издания литографий А. Дюрана. без общего переплета и владельческих признаков. Высказывается предположение. что у Г.А. Строганова, имевшего родственные связи с А.Н. Демидовым. мог быть второй экземпляр, не зафиксированный в каталогах. Как бы то ни было, этот альбом считается принадлежащим собранию Г. Строганова -взамен утраченного.
Андре Дюран (1807-1867). французский литограф, учился в художественной школе в Руане, был членом-корреспондентом Комитета исторических памятников, принимал участие в Парижских салонах с рисунками и литографиями старинных архитектурных зданий. Многие из его работ были опубликованы в журнале «Артист» в 1836 г. По предложению Анатолия Демидова Дюран в 1839 г. предпринял путешествие по России, во время которого делал зарисовки видов русских городов для альбома «Excursion pittoresque en Russie». Все рисунки были сделаны художником с натуры, под каждым из них он оставил точную дату: день, месяц и год. На основе подписей в статье предпринята попытка проследить путь художника по территории России.»
В. Смотрим рисунок Дюрана: Питер. Исаакиевский собор по дате литографии (1839) уже без лесов стоит, хотя по официальной версии, окончательная дата постройки — 1858 год. Двадцать лет еще до завершения, а уже построен.
Хорошо, пока пойдем дальше, так как, речь не об «Исаакии» сейчас идет.
Аукционы
В интернете есть сайты — аукционы. Там продаются рисунки Андре Дюрана из этого альбома. И на одном рисунке меня смутила подпись. Благодаря возможностям интернета и программам редакторов, можно рассмотреть поближе самые закоулки старых рисунков и фотографий.
На одном рисунке мне показалось, что подтерта цифра и подпись. Увеличив размер рисунка и сравнив подписи художника, выяснилось, что они разные, то есть абсолютно! Разный наклон и подтерта дата.
Исторический фальшивки 19 века. Андре Дюран_разные подписи.
Тут, либо врет аукцион и выдает подделку, либо источник оцифрованного альбома Дюрана, либо, это не Дюран, либо не те даты, либо, вообще, фальсификат. Документов нет, доказательств нет, есть некие загадочные «информационные источники», у которых нет ни адреса, ни фамилии. Вопрос «веры в Дюрана». А еще, литографии недоказанного и неподтвержденного Дюрана, как две капли воды похожи на другого французского художника, который путешествовал на юг России на деньги Демидова, и зовут художника -Огюст (опять Август!) Рафан.
Еще по подписям есть два совпадения. Инициалы: «А. Д.» на рисунках. И их нам представляют, как «Андре Дюран», а может это «Анатолий Демидов»?, который был бездетный. А еще, Демидов, в это же самое время 1839 помогает Огюсту(опять Августу) нашему Монферрану, опять французу, да что ж такое! Кругом одни французы, мы же их вроде бы победили! И, видимо, из чувства вины, пригласили на все посты и во все культурные проекты запустили, что б им, немного самооценку поднять.
Ну да ладно, пошли дальше:
Есть общее во французский изданиях в изображении русских крестьян, Монферрана и Дюрана, колпаки( на это тоже обратили внимание многие исследователи — энтузиасты).
Шляпы Монферрана. 1835.
А вот в Лондонском издании 1855 –наши крестьяне выглядят более привычно нам, равно, как и у русского художника Федора Солнцева в 1836 году.
Семья русских крестьян. Лондонский журнал 1855.
Федор Солнцев. 1836.
А вот еще один француз, любитель русских крестьян, Жан Ксаве Рауль, даты рисунков 1870, «крестьяне в национальных костюмах», бац, опять котелки.
Крестьяне Орловской губернии 1870 Жан Рауль.
Нашла статью: «
Ремонт дома Нижегородской области 1870-e.
Дальше, фото укладки шпал «Трансиб», это уже после постройки Исаакиевского собора, такие же технологии, должны быть, эволюционировать, а где прогресс? Куда он подевался? ( а да, совсем забыла, «Исаакий»же — тоже, вручную собирали).
Исторические фальшивки 19 века.
А вот фото: углежоги, слово цензурное, так и назывались УГЛЕЖОГИ!- жгут дерево, чтобы получился уголь для завода!!! Как?, может поэтому такие пейзажи -пустыня ни деревца, ни кустика, что все сожгли на угли?
А где технологии?
Углежоги.
Или вот, фото: будаки. И на головах опять какие то круглые шапочки с козырьками. Это 1895 год.
Будаки.
Фото город Павлово на Оке, Нижегородская область. Двое рабочих, босиком, стол не обструганный и две струбцины, штангенциркуль в руках. Это при таких технологиях, как Исаакиевский собор, как звезды крепости, дворцы и такая убогая промышленность, и это уже вторая половина 19 века! Нет, не сходятся пазлы.
Крестьянин со штангенциркулем. Нищета. Нижегородская губерния 1870.
Если на рисунках первой половины 19 века головные уборы, шляпы, колпаки, как у Монферрана, то почему в конце 19 века на фото, опять колпаки такие же? Что, 60 лет мужики носили одни и те же головные уборы?, та же одежда? А развитие? Его не было?
Когда я хотела посмотреть картины Андре Дюрана, не предполагала. что открываю «ящик пандоры». Есть авторы, помимо меня, кто нашел нестыковки рисунков из этого альбома и тем описанием исторической реальности 19 века, которой нас потчевали в школе-институте. У меня есть, что сказать по фальсификатам «ах, усопший век дворян, век гусарской песни», но это в следующей части.
А пока посмотрите мой фильм на эту тему.
Автор: Галина Конышева
Источник:
Источник:
Комментарии (3)