Совершенно неподражаемая манера воевать итальянской армии в Первой и Второй мировых войнах неизменно глубоко изумляла тех, кому доводилось иметь с нею дело и в качестве противников, и в качестве союзников.
Но не менее сильное впечатление итальянцы производили и в роли «наставников», обучающих военному делу. Так, генерал-майор американских ВВС Клэр Ли Ченнолт в мемуарах описал, как итальянцам в тридцатые годы прошлого века довелось некоторое время «порулить» военной авиацией Китая, и что из этого вышло.
Итальянский диктатор Бенито Муссолини предложил китайскому лидеру генералиссимусу Чан Кай Ши «послать нескольких моих парней помочь вам решить ваши проблемы». Предложение было принято.
Вскоре в Китае появилась официальная миссия из 40 военных летчиков во главе с генералом Скарони и 100 инженеров и механиков, которые построили в Китае фабрику по сборке итальянских самолетов. Итальянцы принялись «решать» китайские военно-воздушные проблемы.
Ченнолт, командовавший группой американских летчиков-добровольцев, вспоминал: «К тому времени, когда я прибыл в Китай, итальянцы захватили полный контроль над китайскими ВВС и монополизировали авиационный рынок Китая. Итальянские военные летчики слонялись по Нанкину в полной форме. Генерал Скарони носился по улицам в большом черном лимузине. Его мундир был обильно увешан медалями и украшен золотым шитьем.. Для итальянцев все складывалось прекрасно… Китайские заказы на итальянские самолеты тянули на много миллионов долларов и помогали расширению итальянской авиационной промышленности, которая в открытую готовилась к войне».
Для Китая, правда, бурная деятельность итальянцев пользы не приносила: «Несмотря на огромную внешнюю активность итальянцев, реально для усиления китайских ВВС не делалось ничего. Итальянская летная школа в Лояне была уникальным явлением. Она давала диплом летчика каждому китайскому кадету, который ухитрялся пережить курс тренировок, несмотря на его способности… Влияние такого метода обучения расползалось по китайской авиации подобно чуме».
Не менее потрясающим образом организовали итальянцы производство авиатехники: «Итальянский сборочный завод в Нанчане также оказался липой. Он выпустил большое количество истребителей «Фиат», которые в бою показали себя летучей зажигалкой. Бомбардировщики «Савойя-Mapкетти» были настолько устаревшими, что китайцы использовали их как транспортные самолеты. Итальянцы также привили откровенно порочные методы действий Китайской авиационной комиссии. Ни один самолет не списывался окончательно ни под каким предлогом. Он мог превратиться в кучу обломков, быть разобранным на части или безнадежно устареть. Однако он считался состоящим на вооружении, и получалось, что на бумаге Китай имеет внушительные ВВС».
Не обошлось и без банального жульничества с целью заработать побольше: «Стандартным приемом был сбор денег по подписке, чтобы приобрести самолет, названный именем города. Один и тот же самолет пролетал через несколько городов, название с большой помпой писалось на фюзеляже крупными иероглифами под треск фейерверка. Куда уходили деньги, собранные по подписке, не знал никто. Эти самолеты также числились в списках. В результате, когда началась война, Авиационная комиссия полагала, что имеет 500 самолетов, тогда как в наличии имелась только 91 боеспособная машина».
Результат, что и говорить, был потрясающим.
Но, помимо этого, не меньше потрясали и «подготовленные» итальянцами китайские летчики. Ченнолт охарактеризовал их так: «Старая гвардия, которая была подготовлена во времена итальянского бардака... Эти люди были совершенно равнодушными летчиками. Их больше интересовали вопросы старшинства и производства в чин… Надежды исправить их не было никакой».
По мнению американца, китайские летчики, «которых учили итальянцы, были просто ужасны. Летчики-истребители, предположительно готовые к боям, во время учебных полетов сталкивались в воздухе и гибли. На раскисшем аэродроме ежедневно переворачивались на посадке до 5 истребителей». Он записал в своем дневнике: «Китайские ВВС не готовы воевать». Это было сказано слишком мягко.
Вот один из характерных эпизодов «боевой деятельности» летчиков, подготовленных «орлами» Муссолини: «Первый пилот промахнулся мимо полосы и разбился на рисовом поле. Следующий скапотировал и взорвался. Третий сел благополучно, но четвертый врезался в пожарную машину, которая спешила к горящему самолету. 5 из 11 самолетов разбились при посадке, погибли 4 пилота». Летная «подготовка», полученная в эпоху «итальянского бардака», была смертельно опасна для китайских пилотов.
Лишь после появления в небе Китая советских летчиков, которые не только сами сражались, но и всерьез обучали местных коллег, ситуация стала меняться. Кроме советских летчиков, повышением уровня подготовки китайских ВВС занимались также американцы и летчики из европейских стран. После того, как результаты «итальянского бардака» общими усилиями удалось преодолеть, выяснилось, что китайцы могут быть стойкими и умелыми воздушными бойцами, среди них появились асы, сбившие десятки японских самолетов…
Комментарии (6)