Август 1991 года. Пока Москва замерла в ожидании у танков, на другом конце страны, во Владивостоке, царила неразбериха. Именно здесь, в атмосфере всеобщего «бурления», разыгралась одна из самых невероятных историй того времени — угон боевой подводной лодки группой срочников и младших офицеров.
«Надо что-то делать!»
Главной «героиней» стал дизельная подлодка Б-855, стоявшая на ремонте у пирса на мысе Улисс. С нее было снято вооружение, а топлива хватало лишь чтобы вернуться обратно. Экипаж, состоявший в основном из срочников, наслаждался затишьем. Всё изменилось в ночь на 21 августа.
Старший помощник командира, капитан-лейтенант Андрей Медведев, и несколько старшин, увидев по телевизору сообщение о группе захвата, выехавшей в Форос к Горбачеву, пришли к выводу: «Надо что-то делать!». Спонтанный митинг вахтенных, которым до дембеля оставался всего месяц, закончился единогласным решением — выйти в море, чтобы призвать Тихоокеанский флот поддержать Ельцина и демократические реформы. Риск был колоссальным: вместо штатных 40 человек на борту находилось всего 16.
Под Андреевским флагом
Отойти от пирса удалось без приключений. Но стоило лодке взять курс на выход из бухты, как ее с собственного балкона заметил командир — капитан II ранга Владимир Николаевич Жгирев, который тоже не спал, наблюдая за столичными баталиями по телевизору. Он сразу начал звонить в штаб, но там о происшествии ничего не знали. Главный вопрос, который задают себе до сих пор все участники происшествия: каким образом подлодка смогла выйти в море? Непонятно. Выходит, на всех кораблях, осуществлявших охранение вод Владивостока, офицеры тоже прильнули к телевизорам.
Более того, лодка прошла мимо брандвахты, подняв над кормой Андреевский флаг! Вопрос о флаге встал сразу, как только отошли от пирса — негоже русскому боевому кораблю ходить без флага. Было предложение поднять триколор, но не нашлось ни красной, ни синей материи. Тогда решили поднять Андреевский флаг. Старшина Пестерев взял для него белую простыню, а на полосы крест накрест пустил синее казенное одеяло. Лодка под сине-белым флагом прошла мимо сторожевых катеров и направилась прочь от берега – напрямую к торговым путям. К этому моменту рассвело.
Командованию стало ясно, что подводной лодки у пирса нет. По тревоге были подняты все сторожевые корабли и ракетные катера. В штабе создали оперативную группу, в которую вошел и капитан Жгирев. Были выдвинуты две версии: согласно первой, моряков и лодку захватили террористы, по второй — Медведев угнал ее с неизвестной целью.
Группа захвата, вперед!
Между тем радисту «ушедшей в самоволку» субмарины удалось связаться с несколькими торговыми судами, экипажи которых были согласны с позицией моряков. Некоторые даже предлагали взять лодку в кольцо, чтобы защитить. Это еще больше вдохновило экипаж судна. Охладить пыл подводников смогли две вещи — ограниченный запас топлива и подошедшие к лодке военные корабли. После предупредительных выстрелов лодка легла в дрейф, однако все равно маневрами заставила пограничников понервничать — ведь они не знали, что вооружения на субмарине нет. Вскоре лодку взяли в плотное кольцо и попытались захватить.
В операции участвовало шесть боевых кораблей, три ракетных катера, пограничный корабль и «торпедоловы». Высадить на лодку группу захвата экипаж не дал, работая винтами «в противоход», создавая этим волну. Пришлось ждать начальство. Вскоре подошел катер с командованием, один из адмиралов как парламентер был допущен на борт. Выяснив, из-за чего произошел угон, он стал уговаривать сдаться, так как «Ельцин уже залез на танк» и переворот не удался. Но мятежная подлодка решила вернуться в порт только тогда, когда эту информацию передали по радио «Маяк».
Все хорошо, что хорошо кончается
Такого количества встречающих черных «Волг» у причала экипаж подлодки еще не видел. Все было оцеплено автоматчиками. Как только моряки сошли на берег, Медведева задержали и увезли на гарнизонную гауптвахту. Остальных — в казарму. Допрашивали всех долго. Пытались создать видимость, что экипаж хотел угнать лодку в Японию.
Экипажу повезло, что в дело вмешался капитан I ранга Виктор Иванович Черепков, который в эти дни возглавил «мятежные»части флота. Он не только заступился за моряков, но и попросил их расписаться на самодельном Андреевском флаге и увез его в Москву, показать Ельцину. Удивительно, но для срочников угон прошел бесследно: они получили увольнение ровно через месяц.
Капитан-лейтенанта Медведева уволили «по несоответствию». По информации BBC, он вернулся на Алтай, открыл литейную мастерскую и не любит вспоминать прошлое. Говорят, происшедшее произвело впечатление на капитана Жгирева. Он весьма был впечатлен тем, что экипаж из 16 человек сделал то, на что в другой ситуации потребовались бы все 40: без проблем, тихо миновав сторожевые корабли, выйти в открытое море.
Комментарии (0)