Кроваво-красная киноварь и блестящее золото, непостоянная ртуть и огненная сера: это были составляющие бессмертия, согласно китайским алхимикам династии Тан. Но в то же время эти вещества были ужасными ядами. Как минимум шесть китайских императоров из династии Тан умерли, желая достичь бессмертия с помощью этих смесей. Жажда вечной жизни сводила с ума не только правителей, но также ученых и поэтов. Знаменитый поэт Бо Цзюйи, посвятил много часов созданию эликсира. Он бесконечно смешивал ртуть и киноварь.
Тем не менее поэту так и не удалось создать волшебный напиток. Свою неудачу он выразил в стихах:
С каждой осенью седых волос все больше и больше.
Киноварь растворяется в огне.
Я не смог подарить бессмертие молодой девушке.
И сам превращаюсь в дряхлого старика.
Но ему повезло все же больше, чем остальным. Многие алхимики, стремясь к бессмертию, не дожили даже до среднего возраста.
К концу правления династии Тан люди стали искать другие пути обретения вечной жизни. Из внешнего мира переключились на внутренний. Даосские практики стали новым видом обретения долголетия.
Древние тексты говорят о том, что представления о внутренней алхимии стали развиваться в III-IV веках до нашей эры. Со временем китайская внешняя алхимия почти полностью заменилась внутренней. Ей посвящено множество трактатов. В представлении даосов тело человека играет роль своеобразного алхимического котла, в котором изготавливается бессмертный эликсир. Переплавка длится многие месяцы.
В итоге появляется бессмертный эмбрион. Он развивается, растет в течении многих месяцев, а затем выходит из тела через макушку и обретает бессмертие. В видении даосов человеческий организм — это целый мир со своими пейзажами, реками, озерами, хижинами и дворцами. Адепт погружается в него, чтобы преобразиться.
Это происходит с помощью медитаций и дыхательных практик. Лучше правильно дышать, чем пить ртуть, киноварь и золото. Учителя советовали представлять свое тело как высохший кустарник, а сердце как остывший пепел. При правильном погружении внутрь себя можно заметить, как начинает формироваться внутренний бессмертный плод, нос чувствует восхитительный аромат, во рту появляется приятный вкус, над головой колышется красноватое облако, в глазах появляется небесное сияние. Кости постепенно превращаются в золото. Это все признаки зарождения бессмертного тела.
Но тут главное, не переборщить.
Даже внутренняя алхимия может быть коварна. Учителя предупреждали, что после нескольких дней без еды и отдыха, «ваш умный дух будет радоваться и танцевать, но нужно быть предельно осмотрительными, иначе демоны начнут соблазнять видениями чудовищ или нефритовых дев, что иногда одно и тоже». Не нужно на это реагировать, а то не заметишь, как попадешь в ловушку и все труды окажутся напрасны.
Развитие «бессмертного Я» было сложной задачей. Если адепт начал процесс в более позднем возрасте,что вполне вероятно, то были все шансы на то, что он умрет до того, как бессмертный плод разовьется. Если он чувствует, что конец приближается, ему, возможно, придется отбиваться от демонов смерти и разложения, вызывая духов, которые обороняют каждую часть нашего тела: богов желчного пузыря, печени, селезенки и легких, 84 000 богов волос и пор. И каждый из них готов победить врага. Если адепт еще не способен победить смерть, он может попытаться повторить попытку, родившись в новом теле.
Источник:
Комментарии (2)