Обеты молчания и религиозные убеждения заставили европейских монахов и священнослужителей 500 лет назад искать новые методы общения. Обеты обетами, а изъясняться как-то было нужно.
За несколько тысячелетий до этого, почти на протяжении всей истории человечества люди с нарушением слуха жили в постоянной изоляции. Долгое время человечество считало, что язык можно выучить только на слух. Древнегреческий философ Аристотель, например, утверждал, что «глухие люди во всех случаях глупы, так как необразованны». Согласно римскому законодательству, люди, рожденные глухими, лишались права подписывать завещание, поскольку «предполагалось, что они ничего не понимают, потому что невозможно, чтобы они могли научиться читать или писать».
Отступление от этого убеждения началось в эпоху Возрождения. Первым человеком, которому приписывают создание официального языка жестов для людей с нарушениями слуха, был Педро Понсе де Леон, бенедиктинский монах 16-го века из Испании.
Его идея использовать язык жестов не была новой. Коренные американцы использовали жесты, чтобы общаться с другими племенами и вести торговлю с европейцами. Бенедиктинские монахи использовали жесты для передачи сообщений во время долгих периодов молчания.
Вдохновленный успешной практикой использования языка жестов в монастыре, Понсе де Леон адаптировал их для создания метода обучения глухих общению и коммуникации, тем самым совершив великий шаг в истории человечества. Он проложил путь для образовательной системы, которой пользуются в настоящее время. Многие аристократы, которые растили глухонемых детей, отдавали их ему на воспитание. Через некоторое время монах их обучал не только испанскому, но также латинскому и греческому языкам.
Опираясь на работу предшественника, другой испанец, священник и лингвист Хуан Пабло Бонет продолжил изучение новых методов общения.
Бонет раскритиковал некоторые жестокие методы, которые использовались, чтобы заставить глухих людей говорить: «Иногда их помещают в бочки, в которых звучит и звучит голос. Эти насильственные меры ни в коем случае не должны быть больше использованы».
Хуан Пабло родился в 1579 году в Сарагосе. Он работал помощником Хуана Фернандеса де Веласко, 5-го герцога Фриаса, констебля Кастилии. Однажды священник заметил, как воспитатель безуспешно пытался обучить глухонемого младшего сына констебля. У того ничего не получалось. Бонет предложил свою систему. Для того, чтобы учащийся сумел разобрать его слова, он придумал особую зрительную систему знаков и упражнения, позволяющих глухому человеку начать говорить и выстраивать слова в осмысленные фразы.
Первым шагом в этом процессе было то, что он назвал «пальчиковым алфавитом», ручной системой, в которой правая рука делала фигуры, изображая каждую букву. Этот алфавит очень похож на современную азбуку языка жестов. Он был основан на системе музыкальной нотации, созданной итальянским монахом Гвидо д'Ареццо в Cредние века, чтобы помочь певцам исполнять музыкальные произведения с листа. Глухой должен был научиться ассоциировать каждую букву алфавита с фонетическим звуком.
Подход Бонета сочетал использование звуков для общения с языком жестов. У системы были свои проблемы, особенно при изучении слов, обозначающих абстрактные понятия. Тем не менее его правила и «пальчиковый алфавит» легли в основу нескольких национальных сиcтем обучения глухих: итальянской, французской, американской.
В 1755 году французский католический священник Шарль-Мишель де л`Эппе создал более универсальный метод обучения.
Это привело к созданию первой государственной школы для глухих детей — Парижского национального института глухих. Студенты приезжали в это заведение со всей Франции, внося свои знаки и способы общения между собой, к которым привыкли дома.
Л`Эппе это все адаптировал, изучил труды предшественников и добавил свой собственный алфавит. Он настаивал на том, что язык жестов должен быть полномерным языком, его система была достаточно сложной и включала в себя предлоги, союзы и другие грамматические элементы. Шарль Мишель создал 21 учебное заведение для глухих. Его система стала настолько популярна, что разошлась по всему миру.
Система русского жестового языка и американского относится к французской жестовой речи.
Вот так, благодаря непреодолимому желанию монахов во время обетов молчания перекинуться лишним словцом, появилась система, которая позволила людям с ограниченными возможностями приобрести доступную разговорную речь во всем ее многообразии. Более того, многие современные правила жестового языка имеют свои региональные признаки. Тем самым, язык жестов пытается выразить сложность и разнообразие оттенков национальных языков.
Комментарии (0)