То что нужно настоящему мужыку!

Как строитель Красноярской ГЭС за женами ездил

Как в «Белом солнце пустыни», только наоборот. Вместо пустыни – зеленое море тайги. Вместо товарища Сухова – комсомолец Леша Медведь. 22-летнему строителю красноярской ГЭС выпала точно такая же миссия, как красноармейцу 20-х...

Фото предоставлено дивногорским историком Игорем Федоровым: Невесты для строителей Красноярской ГЭС.

ЛАВСТРОРИ И ГИДРОГИГАНТ
- Мне как сознательному бойцу, поручили сопроводить группу товарищей. Отметить надобно - народ подобрался покладистый, можно сказать, душевный, с огоньком, - под этими словами Сухова своей любезной Катерине Матвеевне сибиряк мог бы подписаться.

… В 1972 году под Красноярском завершилась великая комсомольская стройка. Сдали ГЭС, которая и сегодня входит в десятку крупнейших в мире. А в России она – вторая по мощности (после Саяно-Шушенской). Но мало кто знает, что с гидрогигантом связана романтическая, а главное – массовая - лавстори.

Но сначала предыстория: на стройку в Сибирь ехали со всей страны. Первый отряд появился в поселке Скит (его назовут Дивногорском только через пару лет) в ноябре 1955-го.

Двести хлопцев и девчат из Киевской, Житомирской и Винницкой областей первое время жили в палатках. Холод был - одеяла примерзали к земле.

Алексей Медведь прибыл в числе первых, когда в 1959-м в воду сибирской реки сбросили первую гранитную плиту с вызовом: «Покорись, Енисей!».

Вскоре ГЭС объявили ударной комсомольской стройкой. Говорит, «Письма желающих шли мешками. Люди сюда ехали - мама родная».

Это сейчас Алексей Емельянович - председатель Совета ветеранов КрасноярскГЭСстроя. А тогда был просто Леша Медведь из Новосибирской области.

Дослуживал срочную в танковом полку, и тут на глаза попалась заметка из «Правды»: в Сибири начинается строительство самой крупной в мире ГЭС.

Долго не раздумывал – махнул сразу вместе с 13 ребятами из своего батальона.

Алексей Емельянович Медведь. Фото: из архива героя публикации.

ЕДЕШЬ В ЦВЕТНИК
- Я работал машинистом крана, а по общественной линии – членом комитета комсомола стройки, отвечающим за бытовой сектор, - улыбается мужчина.

Начинал как разнорабочий, отучился в вечерней школе. Потом курсы механизаторов (стал машинистом крана и экскаватора), техникум. Работал на стройках, плотине. Как ни крути, парень тертый.

Ему и досталось секретное поручение. В какой-то момент директор объекта Андрей Бочкин заметил странную вещь.

Приезжают парни на стройку, получают квалификацию и… возвращаются домой. Хотя - по всему видно – не за длинным рублем прикатили. Так отчего же бегут?

Между тем впереди маячил 1967-й, запуск первых агрегатов. А тут – ребята уезжают один за другим. Обмозговав ситуацию, комитет комсомола с кадровиками решили: парням не хватает девчат! Причем катастрофически: на шестерых женихов – одна невеста.

- Позвали меня: «Алеша, вот тебе задание. Договорились с ЦК комсомола. Поедешь в Горьковскую область – за невестами. Причем в засекреченном виде. Не надо, чтобы здесь знали, что ты отправляешься за девчатами. Не нужны они на стройке – работа тяжелая, бетон месить. Только никому не говори».

Отдельно дали инструкцию: заруби на носу, везешь не просто женщин – невест!



- Выбирай, чтобы были молодые, красивые, здоровые (и желательно девственницы- прим. моё). Не подведи!

- Приехал я в Горький, прямиком в обком. Дали мне рабочее место, кабинет, телефон. И пошло! Я и на автозавод, и на фабрику Хохломской росписи. Зашел туда: мама родная – цветник.

Желающих была уйма – комсомольская стройка, энтузиазм. И за полмесяца я отобрал 171 девушку. И 14 парней.

Подумал: как я повезу драгоценный груз через всю страну? Один не справлюсь! Ребят подобрал тоже строительных специальностей – сварщиков, монтажников, водителей тоже. С учетом – чтобы были добрые, надежные. Хорошо, добрались без приключений.

ВЫНОСИЛИ НА РУКАХ
В Красноярск приехали ночью. Нас, скорее всего, не встретят, предупредил Медведь свой «гарем». Берем вещички, заносим на вокзал, складываем в угол. Утром, наверное, нас заберут. Сотовых не было – с дороги и не предупредишь.

- Вокзал все ближе, и тут девчата мне: «На площади тебя зовут». Выглядываю: мама родная! А там кричат: где наш Лешка? Наши дивногорские ребята приехали! Автобусы, цветы, июль же месяц, красота! На руках вынесли девчат из вагонов, посадили в автобусы и поехали. В Дивногорске в общежитии коечки расставлены, цветы на столах стоят, все в порядке.

Дальше наступили будни. Говорит, тогда уже и детсады строились, и столовых было много, и на стройке работа. Всех девчонок трудоустроили мигом. Вот так – стройка наладилась, ребята уезжать перестали.

И к 7 ноября 1967 года два агрегата были запущены.

50 ЛЕТ ВМЕСТЕ
Любопытно, что себе невесту комсомольский «сват» не привез. Да, приглянулся одной из женского «десанта». Да так, что она сама ему шепнула: «Леша, женись на мне!». Признается, от такого признания оторопел, но…

- У меня в Дивногорске была уже девушка. Приехала из Татарии, преподавала в школе, окончила казанский физмат. На ней я потом и женился. Той же осенью 66-го года. Вот она моя супруга - Юлия Степановна. Вместе мы больше полувека. У нас две дочки и трое внуков.

Знаете, как мы ухаживали? Сами, комсомольцы, построили танцплощадку. Прямо посреди тайги вырубили площадку – сейчас это центр Дивногорска. Танцевали под радиолу. Песня еще была такая «Навстречу утренней заре, по Ангаре, по Ангаре» помните?

Жена преподавала в вечерней школе. Я ее встречал, провожал домой, в общежитие. А сам жил в другом. В голову не приходило как-то грубо, залихватски подойти. Это же сокровище было, девушка. Мы их берегли…

А свадьбы комсомольские проходили скромно. Было у нас кафе «Романтика», еще одно – из бывшего детского сада, даже в общежитии или в квартире могли праздновать.

Самое дорогое было – получить жилье. Комнату в общежитии, потом квартирешку. Город строился темпами бешеными. Соревнования были среди бригад – на лучшего плотника, лучшего бетонщика.

Ты отличился на работе, твоя девушка. Комсомольский комитет за вас похлопотал.

И начальник стройки может распорядиться: выдать жилье. В порядке исключения. Тогда все было бесплатно – комнаты, квартиры. Нашему поколению повезло: мы строили ГЭС, ГЭС строила нас!



Источник: Как строитель Красноярской ГЭС за женами ездил
Опубликовал:
Теги: native-yes

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Почему чукчам приходится меняться женами 
Почему чукчам приходится меняться женами 
15
Мужской журнал 18:51 20 мар 2018
«Покажите стране крановщика Ивана, фельдшера Марию!»: уральский строитель разгромил Дудя
«Покажите стране крановщика Ивана, фельдшера Марию!»: уральский строитель разгромил Дудя
36
Ваши новости 04:01 22 дек 2020
На каком автомобиле ездил Виктор Цой
На каком автомобиле ездил Виктор Цой
8
Авто-Тема 18:40 11 апр 2021
Бобр обыкновенный – трудолюбивый строитель. Описание и фото бобра обыкновенного
Бобр обыкновенный – трудолюбивый строитель. Описание и фото бобра обыкновенного
2
Мужской журнал 07:00 30 июн 2021
Самая дорогая машина в мире: на чем ездил Сталин?
Самая дорогая машина в мире: на чем ездил Сталин?
0
Авто-Тема 15:16 06 апр 2021
На каком авто ездил знаменитый Фрунзик Мкртчян
На каком авто ездил знаменитый Фрунзик Мкртчян
0
Авто-Тема 22:33 16 ноя 2021
Зачем раньше делали ставни и почему сейчас от них отказались? Рассказывает старый строитель
Зачем раньше делали ставни и почему сейчас от них отказались? Рассказывает старый строитель
2
Все о работе руками 12:00 26 окт 2024
Человек, который 78 лет ездил на одной машине
Человек, который 78 лет ездил на одной машине
0
Авто-Тема 21:15 27 фев 2019
Суд арестовал троих обвиняемых в хулиганстве в московском метро
Суд арестовал троих обвиняемых в хулиганстве в московском метро
29
Ваши новости 06:01 18 окт 2021
Секретные сокровища хрущевок: что находили в стенах и перекрытиях при ремонте
Секретные сокровища хрущевок: что находили в стенах и перекрытиях при ремонте
5
Все о работе руками 08:20 29 мар 2025
Трофейные автомобили в СССР. Кто на них ездил?
Трофейные автомобили в СССР. Кто на них ездил?
0
Авто-Тема 14:15 08 июн 2021
«Сова» — как выглядел и ездил известный отечественный мотоцикл
«Сова» — как выглядел и ездил известный отечественный мотоцикл
0
Авто-Тема 14:30 02 окт 2021

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства