Фото: Dominic Lipinski/FA Bobo/PIXSELL/PA Images/ТАСС
Федеральная торговая комиссия (ФТК) США оштрафовала Google и YouTube за недостаточную защиту американских детей от контекстной рекламы, а также агрессивного и запрещённого содержимого в интернете. Если в США предпринимаются меры по защите детей, то как быть с этим в России, где детям в Сети доступно практически всё?
Автор:
Американские регуляторы уже неоднократно выражали возмущение тем, как ведут себя интернет-гигант Google и принадлежащий ему с 2006 года видеосервис YouTube. Конечно, в США всё ещё продолжается большая война регуляторов с IT-корпорациями: не так давно огромный штраф в 5 млрд долларов получил Facebook за свои неоднократные масштабные утечки личных данных пользователей, у властей также есть претензии к мессенджеру WhatsApp, к Twitter и другим компаниям.
В последние дни августа стало известно, что Федеральная торговая комиссия (ФТК) США, выполняющая функции регулятора, оштрафовала Google на 200 млн долларов за недостаточную защиту детей в интернете. Отмечается, что дети в США сталкиваются с навязываемой им агрессивной контекстной рекламой и даже предложениями посмотреть контент для взрослых. Власти США считают подобное недопустимым.
Фото: Castleski / Shutterstock.com
Можно было бы сказать, что данная инициатива — это лишь часть упомянутой выше войны регуляторов в США с IT-корпорациями, однако властям на самом деле гораздо проще «прижать» Google или Facebook по вопросу личных данных пользователей, чем заниматься «детским вопросом». Эксперты в США говорят, что власти, наконец, озаботились защитой прав американских детей в интернете.
Эта проблема не нова и для России. Роскомнадзор старается оперативно включать в реестр запрещённых сайтов все ресурсы, которые, так или иначе, содержат запрещённый контент. Однако это таранный метод решения проблемы, тогда как воздействие самой интернет-среды, включая контекстную рекламу, на детское сознание может вовсе не означать посещения определённых сайтов.
В интернете много рекламы и баннеров, заманивающих пользователей на страницы с «шок-контентом», подобное же происходит и в YouTube, который формирует картинку на основе «вкусов» смотрящего.
Косвенно прецедент со штрафом для Google и YouTube вновь ставит вопрос о том, а кто будет заниматься тем же в России. Сейчас Google не входит в единый реестр Роскомнадзора, а значит, и YouTube делает всё, что хочет. В будущем может оказаться, что в то время как США заботятся о своих детях и «чистоте» интернета, Россия, а вместе с ней и страны Восточной Европы окажутся полигоном для западных механизмов предоставления контекстной рекламы и запрещённого контента, а штрафовать их за это будет просто некому.
Google нарвался на штраф
О новом штрафе для Google написала газета
Источник издания сообщил важную деталь. Google будет не просто оштрафован, но и обязан заключить с регулятором в лице ФТК США соглашение, в котором будут зафиксированы меры по защите детей. Отмечается, что среди них — прекращение предоставления таргетированной рекламы на YouTube, ориентированной на несовершеннолетних.
Расследование ФТК началось в прошлом году после жалоб групп потребителей на то, что YouTube незаконно собирает данные о несовершеннолетних в возрасте до 13 лет и подвергает детей воздействию опасного и тематического контента для взрослых,
— пишет газета об этом деле.
Ожидается, что ФТК объявит об урегулировании вопроса после Дня труда, который в США отметили 2 сентября. Но Google после этого вряд ли сможет вздохнуть свободно.
Wall Street Journal напоминает о том, что урегулирование данного вопроса является частью более широкой компании властей США по изучению деятельности крупнейших американских интернет-компаний. В отношении Google также идёт расследование Минюста США.
«Это расследование находится на ранних стадиях, и прокуроры ещё не запрашивали проведения официальных допросов руководства Google, сообщил осведомлённый источник», — пишет газета.
Можно сказать, что расследование ФТК пока лишь приоткрывает завесу над той деятельностью, которой занимается YouTube в реальности. В материале отмечается, что «мощный механизм рекомендаций» сервиса вредит молодому поколению, предлагая ссылки на недопустимый для детей контент.
Согласно данным опроса исследовательского центра Pew, которые приводит издание, в четырёх из пяти американских семей с детьми в возрасте 11 лет и младше родители разрешают им смотреть видео на YouTube. В Google уже признали упущения, однако отметили, что защита детей является для компании приоритетной задачей, и за последние годы в алгоритмы были внесены улучшения для достижения этой цели.
В 2015 году компания создала сервис YouTube Kids, который не собирает данные о несовершеннолетних. Однако с массовостью «большого и взрослого» YouTube сервис спорить не может, и проблема никуда не делась.
Фото: BigTunaOnline / Shutterstock.com
Обратим внимание и на ещё один аспект — размер штрафа. Напомним, речь идёт о 200 млн долларов. Американские эксперты считают, что такой размер штрафа это всё равно что слону дробина. Отмечается, что при этом он в десять раз больше, чем тот штраф, который компания уплатила ФТК в 2012 году, но ничтожно мал по сравнению со всем бизнесом материнской компании Alphabet, владеющей Google, которая за последние три года заработала 63 млрд долларов.
И хотя YouTube официально не раскрывает свои финансовые результаты, аналитики оценивают его годовой доход в десятки миллиардов долларов, пишет Wall Street Journal. Из этого следует только один самый большой вывод — алгоритмы YouTube и Google очень прибыльны для компаний, а дети на самом деле никого особенно не интересуют.
Однако очевидно и то, что в США всё же взялись за защиту детей от агрессивного содержимого в интернете, пусть даже это часть общей борьбы с безраздельной властью IT-корпораций.
А как в России?
Детям в нашей стране доступно очень многое, если не вообще всё в интернете. Роскомнадзор блокирует все опасные сайты с запрещённым содержимым и отслеживает случаи возникновения контента, который имеет отношение к порнографии, насилию, самоубийствам, экстремизму и разжиганию межнациональной розни.
Однако на деле ребёнок спокойно смотрит, например, YouTube вместе со всем его содержимым, рекламой и рекомендациями. Конечно, многое в вопросе контроля за поведением детей в интернете должно отдаваться на откуп родителям. Можно ограничить использование компьютера ребёнком, но сегодня у многих детей есть смартфоны и планшеты. Само же пространство интернета и Рунета — это обилие контекстной рекламы, баннеров с «клубничкой» и «шок-контентом» про звёзд, а то и похуже. И если взрослый человек (если он достаточно опытный пользователь) всё же сначала подумает, прежде чем кликнуть на громко звучащий или ярко выглядящий рекламный баннер, то ребёнок — едва ли.
Тут не стоит даже и говорить о том, что у детей сегодня есть страницы в соцсетях, где можно встретить видео практически любого содержания, в том числе предоставляемого на платформе YouTube. Механизмов защиты детей от этого контента практически не существует.
Отметим, что в России уже предпринимались попытки ограничить деятельность Google. Совсем недавно, как писали
В то же время возникает вопрос о том, насколько в России можно обязать Google соблюдать эти нормы, которые хоть и не касаются напрямую «детского вопроса», но всё же должны ограничить деятельность Google и YouTube?
Фото: Thais Ceneviva / Shutterstock.com
Проблема в том, что Google подчиняется американскому закону об авторских правах (DMCA), а к тому же (что более важно) эта компания до настоящего времени не подключилась к единому реестру запрещённых сайтов Роскомнадзора. И это вопрос о том, насколько вообще транснациональные компании можно заставить соблюдать российское законодательство.
Что можно с этим сделать?
Как рассказал в интервью Царьграду координатор Центра безопасного интернета, ведущий аналитик РОЦИТ Урван Парфентьев, Google в настоящий момент подчиняется ряду законов как в Европе, так и в России.
Google, являясь американской компанией, также и объект регулирования органов европейских стран. На Google распространяются нормы европейского законодательства, в частности, GDPR («Генеральный регламент о защите персональных данных»), и регуляторы могут наложить на Google штрафные санкции. Насколько мне известно, Google наложенные штрафы исправно оплачивает, более того, компания старается формально соответствовать европейскому законодательству, чтобы избежать таких штрафов,
— сказал эксперт.
По его словам, в российской правоприменительной практике также есть примеры, когда ответчиком выступал Google и его представительство в России, так что американская компания работает не бесконтрольно.
«Наше законодательство, в принципе, тоже предполагает подобные меры о предписании тому или иному субъекту исключить совершение правонарушений. Эти нормы присутствуют, например, в законе «О прокуратуре». При необходимости какие-то формальные шаги могут быть предприняты. Google и YouTube так и делают — определяют IP-адрес и говорят, что данное видео заблокировано для вашей страны», — заметил Парфентьев.
На вопрос о том, достаточна ли защищённость детей в России от контекстной рекламы, эксперт отметил, что применительно к интернету существующего регулирования недостаточно.
Наш закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» не распространяется на рекламные материалы. Подразумевается, что это должно регулироваться специальным законом «О рекламе». В нём есть положения, которые ограничивают воздействие рекламы на детей, но если мы будем их сопоставлять с нормами закона «О защите детей от информации», то мы увидим, что всего этого недостаточно,
— сказал он.
Парфентьев не согласился с тем, что Россия вследствие «зарегулированности» Google может превратиться в своего рода полигон для отработки тех технологий, которые на Западе будут запрещены или за которые приходится платить гигантские штрафы.
«Google — это бизнес-компания. Тут принцип очень простой — ничего личного, только бизнес. Российский рынок для этих компаний является небольшим по сравнению с той же Европой. Какой смысл им отрабатывать какие-то технологии, если они не принесут прибыли? Но да, мы можем создать механизм санкций, более приближённый к тому, что есть в Европе», — отметил он.
Парфентьев пояснил, что речь идёт о введении принципа, который применяется в том же европейском законе GDPR — о штрафах в процентах от выручки. Тогда Google уже начнёт осторожничать и хотя бы формально соблюдать требования российского законодательства, считает эксперт.
Однако тут идёт оппонирование со стороны тех, кто отвечает за доходную часть бюджета. У нас опасаются, что цифровая экономика будет уходить в серую зону, если начнут считать это всё в процентах от выручки. Поэтому тут должен быть сопоставимый штраф в твёрдой денежной сумме, как это есть в том же GDPR в виде опции. Там либо 4% от мировой выручки, либо 20 миллионов евро. Либо же нужно вводить процентную градацию в штрафах для компаний, но вы видите, что наши ведомства никак не могут побороть серую экономику в стране,
— сказал он.
По словам Парфентьева, в Европе и США бухгалтерия «белая», и они могут себе позволить исчисление санкций в процентах, так как имеют дело с жёстким контролем за оборотом денежных средств, а в России это сложнее.
Таким образом, над защитой детей в России от рекламных и иных действий Google и YouTube нужно работать. Пока сложно сказать, насколько Google может изменить свои алгоритмы по требованию американских регуляторов и в какой степени эти изменения затронут другие страны. Вместе с тем очевидно, что вседозволенности для детей во всемирной паутине быть не должно, и это ставит очень неудобные вопросы перед соцсетями и говорит о необходимости их модерации в ситуации, когда речь идёт об аккаунтах детей.
На законодательном уровне, к сожалению, Россия пока не может ударить по Google большим штрафом, и причина тут в комплексной проблеме с регулированием. Пока что российские законодатели пытаются добиться от Google выполнения требований Роскомнадзора по пиратскому контенту. В то же время вопрос защиты детей ни в коем случае нельзя оставлять в стороне.
Комментарии (1)