В Жигулевских горах, неподалеку от сел Сосновый Солонец и Аскулы Ставропольского района Самарской области, находится мифологический объект, который называется Аусин камень (или камень Аусина). Согласно легендам, ему множество лет, и он обладает некими волшебными свойствами. По мнению большинства исследователей, это часть ритуальной зернотерки (каменной мельницы), ранее составленной из двух камней. Но некоторые историки предполагают: это разрушенный алтарь Авсеня, или Овсеня, древнеславянского бога осени.
С изумрудом внутри
Надо сказать, что почитание священных камней — это неотъемлемая часть языческих славянских верований. Считалось, что некоторые из них способствуют наступлению беременности (женщине достаточно к нему прикоснуться, и она тут же понесет), другие излечивают, третьи оберегают жизнь и имущество и т. д. Такие камни служили местом паломничества, возле них оставляли приношения, а вода, собирающаяся в их углублениях, считалась целебной.
Местные легенды о камне Аусина в Самарской Луке по-разному объясняют его происхождение.
Согласно одной из них, камень когда-то извлек из земли крестьянин по имени Аусин. Он хотел сделать большой мельничный жернов, прикатил камень на нужное место, но дальше что-то пошло не так, и каменная мельница не была построена.
Есть и другая легенда. На берегах Волги в древности якобы жили великаны. Один из них, Аусин, узнал, что в недрах земли находится каменный орех с огромным изумрудом внутри. Он разыскал камень и расколол его на две половинки. Одна из них ушла в почву, вторая (Аусин камень) осталась на поверхности. А огромный изумруд богатырь-великан поместил в известную ему одному пещеру — к другим своим сокровищам.
Ворота между мирами
Еще один миф связан с колдовством. Жил на свете злой волшебник Аусин. И захотел он построить мельницу, которая меняла бы судьбы людей (по славянским верованиям, жернов олицетворяет круговорот времен года). С помощью колдовской силы он заставил выйти на поверхность земли огромный камень (на этом месте образовалась яма Аусина), а потом идти своим ходом (путь преобразовался в просеку Аусина, место, где лес до сих пор очень плохо растет). Но на пути колдуну повстречался старец, по одной версии — Хозяин леса, по другой — Николай-угодник. Этот прохожий-странник сказал: «Бог в помощь», — после чего исчез. А Аусин лишился магической силы и больше не мог заставить камень двинуться с места.
Наконец, четвертая легенда гласит, что когда-то в районе Самарской Луки жил мудрый и богатый народ, знакомый с магией. Но среди этих людей не было единства: часть их поклонялась Солнцу, а другие — Луне. Противостояние перешло в жестокую междоусобную войну. И тогда терпящие поражение сторонники культа Луны сотворили волшебный камень в виде жернова, который служил воротами между миром живых и миром духов. Его назвали Аухиен — на языке этого народа слово означало «Беспощадный». С такой поддержкой мощь поклонников Луны многократно возросла. Но служители Солнца, собрав все силы, нанесли им мощнейший удар. В последней битве весь древний народ погиб, лишь несколько человек нашли спасение в пещерах. А камень с тех пор лежит на месте своего тогдашнего пребывания, и его нельзя трогать, чтобы не разбудить дремлющих в нем злых духов.
Черный силуэт
Первое письменное упоминание о камне Аусина можно найти в книге Михаила Емельянова «Жигули и «кругосветка”», изданной в 1937 году. Автор коротко пересказал легенду о крестьянине, решившем сделать мельничный жернов.
Поисковики из Самарской области, интересующиеся паранормальными явлениями и объединившиеся в группу «Авеста» (название восходит к собранию священных текстов зороастрийцев, памятнику древнеиранской литературы), задались целью отыскать Аусин камень и исследовать его. Экспедиция была организована летом 1994 года. Участники собрали большое количество рассказов о камне, но самого объекта не обнаружили.
Камень разыскали год спустя. Он находился на поляне, окруженной огромными дубами. Здесь же было несколько полуразрушенных строении: остатки жилого дома и вспомогательных помещений. Большой камень напоминал слегка вытянутую половину ореха.
Участники экспедиции отметили, что в тот день столкнулись с чем-то необъяснимым. Неожиданно пошел дождь и поднялся сильнейший ветер. Разведенные костры погасли, поставленные палатки промокли насквозь. Но главное — люди почувствовали слабость и усталость, всем хотелось быстрее уйти из этого места. Так что обследовать камень не стали. По словам поисковиков, на обратном пути им пришлось пережить несколько неприятных минут, когда они обнаружили, что их пытается догнать какой-то призрачный черный силуэт.
В том же 1995 году еще одна экспедиция «Авесты» вышла к камню другим маршрутом. На этот раз его тщательно осмотрели, измерили и сфотографировали.
Округлый эллипсовидный камень имеет диаметр около 1,5 метров, в центре находится отверстие размером 20-25 сантиметров. Структура — окремненный (то есть с частыми вкраплениями кварца или халцедона) известняк. Камень лежит на боку, центральное отверстие обращено на запад. На расстоянии в полкилометра от камня Аусина был обнаружен еще один подобный объект — предположительно «постамент» зернотерки (по мнению других исследователей, он может находиться в земле под камнем Аусина).
Отпечатки в слое ила
С тех пор в этом месте побывало уже довольно большое количество исследователей. Несмотря на не слишком впечатляющие размеры объекта, он примечателен тем, что вокруг него постоянно происходят некие мистические явления.
Поисковики часто слышат непонятные громкие звуки. Недалеко от камня находится большая яма (предположительно отсюда был извлечен объект, то есть это яма Аусина). Во время движения от камня к яме в некоторых случаях происходит остановка времени — часы вдруг начинают отставать на 15-20 минут. Такое явление наблюдалось неоднократно. В 1998 году на дне ямы, в слое ила под скопившейся там водой, обнаружили пять отпечатков правильной прямоугольной формы размером примерно 100 на 60 сантиметров. Их происхождение неясно.
Рядом с камнем присутствует сильный радиационный фон, а в эфире искажаются любые сигналы, что делает невозможным использование здесь радиопереговорных устройств или сотовых телефонов.
Одна из экспедиций обнаружила внезапное исчезновение ямы Аусина, но через год она снова появилась на том же месте.
Анализ фотографий камня и ямы позволил сделать вывод, что во время съемок там присутствовал дополнительный источник освещения, который люди не замечают, но о котором говорит расположение теней.
В лесу неоднократно встречались странные животные, напоминающие больших собак, о них также рассказывают местные жители. «Собаки» не нападают на людей, но, находясь в отдалении, сопровождают их.
Ритуальное сооружение
Еще в 1930-х годах в районе камня обнаружили древнее городище — остатки укрепленного поселения, защищенного земляными валами, рвами и естественными преградами. По мнению археологов, небольшое поселение существовало с III по VII век, в нем проживали представители так называемой именьковской культуры, существовавшей до прихода в Среднее Поволжье булгар. Скорее всего, это была небольшая крепость, где в случае опасности укрывались окрестные жители. Но не исключено, что поселение могло быть местом, где жили служители культа, связанного с богом Авсенем (Овсенем), а камень Аусина — часть алтаря древнего святилища.
Исследователи отмечают, что в любом случае этот объект в древности имел ритуальное значение. Культ каменных сооружений когда-то был заимствован славянами у угро-финских племен. Но северные сейды (священные сооружения) состоят как минимум из двух камней — в основании и сверху. Есть все основания полагать, что камень Аусина когда-то стоял или должен был стоять на плите-основании. Таким образом, можно рассматривать несколько вариантов произошедших в древности событий.
Зернотерка осталась недостроенной — согласно легенде о неведомом путнике. Тогда находящаяся невдалеке большая плита является основанием ритуального сооружения, к которому доставляли камень Аусина.
Зернотерка какое-то время работала и одновременно служила религиозным объектом. В силу каких-то причин верхний камень сняли и переместили в сторону.
Зернотерка работала, но нижний камень постепенно ушел глубоко в землю, а упомянутая плита не имеет отношения к данному объекту.
Еще в 1882 году в американском штате Нью-Йорк недалеко от границы с Канадой было обнаружено древнее сооружение: гранитное полушарие радиусом около 1,5 метров, помещенное на «пьедестал» из такого же материала. Аборигены считали, что этот качающийся камень обладает магической силой. О подобных объектах есть упоминания в мифологии и скандинавских стран — там говорится, что они способны давать советы и предсказывать будущее.
Скорее всего, камень Аусина был частью (в реальности или по задумке) именно такой конструкции. Он стоял (или должен был стоять) на плите-основании и покачивался относительно нее. Это позволяло объекту служить зернотеркой — и в то же время выполнять функции культового сооружения. А центральное отверстие, где, по одной из легенд, когда-то находился огромный изумруд, могло служить для размещения подношений или проведения магических обрядов.
Элина ПОГОНИНА
Источник:
Комментарии (1)