Как вы думаете, можно ли построить судоходный канал из Каспийского моря в Персидский залив? Несмотря на впечатляющее расстояние, огромный объем работ и значительное количество инвестиций, этот проект, призванный открыть России и многим другим странам кратчайший путь в Индийский океан, активно обсуждается в последнее время многими заинтересованными в нем государствами.
Сама идея строительства подобного судоходного канала, который бы соединил акваторию Каспийского моря с акваторией Индийского океана, уже отметила свой вековой юбилей. Но стратегическое значение проекта Трансиранского канала, гораздо шире, чем выход прикаспийских стран к Индийскому океану. На сегодняшний день в России существует целая сеть судоходных каналов и речных путей, которая связывает Каспийское море с Балтийским (Волго-Балтийский водный путь), Каспийское море с Белым морем (посредством Беломорско-Балтийского канала и Волго-Балтийского водного пути), а также Каспий с бассейном Черного моря (Волго-Донской канал). Эта колоссальная транспортная сеть наряду с Трансиранским каналом способна обеспечить кратчайший путь в Индийский океан не только для России, но и для Казахстана, Туркмении, Азербайджана, Узбекистана, а также европейский стран Балтийского региона. По подсчетам специалистов, канал «Каспий — Персидский залив» позволит преодолевать путь из российских портов на Балтике до индийского порта Мумбаи всего за 3 недели вместо 7 недель, которые сегодня уходят на маршрут через Средиземное море и Суэцкий канал.
Трансиранский канал «Каспий — Персидский залив» на данный момент имеет два основных варианта строительства: с выходом в Персидский залив и с выходом в Оманский залив. Западный вариант канала предполагает выход в Персидский залив, а его протяженность составит около 650 километров. При этом придется создать ряд водохранилищ, затопить большое количество плодородных земель и переселить значительное количество людей. Второй вариант проекта — восточный — не так труден с точки зрения возможного затопления, но зато имеет протяженность почти 1000 километров. Восточный маршрут с выходом в Оманский залив будет проходить по крайне засушливой местности, что также усложняет строительство.
Примерная стоимость канала оценивается в 10 миллиардов долларов США. Несмотря на такую внушительную сумму, специалисты полагают, что уже через 5-7 лет эксплуатации канал полностью себя окупит, ведь выгода от него будет значительно больше.
Тем не менее, учитывая все временные и финансовые выгоды проекта, строительство канала до сих пор не началось. Причиной тому служит нестабильная ситуация на Ближнем Востоке, а также обстановка вокруг самого Ирана. Для начала строительства потребуется немалый объем инвестиций, а их наличие напрямую зависит от политической и финансовой стабильности в мире.
Источник:
Комментарии (29)