Вот уже не одно тысячелетие китайское полированное бронзовое стекло с рисунком ставит ученых в тупик. Оно настолько хорошо отполировано, что в него можно смотреться как в зеркало. Но удивительные впечатления возникают, когда яркие солнечные лучи, проходящие сквозь стекло, отражаются на противоположной стене, проявляя необычный таинственный рисунок. Создается ощущение, что бронзовое стекло становится чистым и ясным.
Когда их начали делать
В переводе с китайского выражение to'ou kuang ching означает «чудесные прозрачные зеркала». Производство диковинных изделий имеет давнюю историю. Оно известно со времен династии Хань. Тайны производства строго охранялись и передавались устно, пока не были записаны в 800-х годах в Летописи древних зеркал. Правда, на сегодняшний день книга тоже не сохранилась. Через два столетия изготовление зеркал стало тайной даже для самих китайцев.
Ученый и деятель 11 века Шэнь Куо в одной из книг описал волшебные зеркала, доставшиеся ему как семейная реликвия. Он попытался осознать их тайну: «Есть такие прозрачные зеркала с изображением таинственных знаков, которые трудно истолковать. Если световой луч упадет на его поверхность, то изображенные на обратной стороне символы отпечатаются на стене дома, где можно их прочитать более отчетливо. В семье сохранилось три таких раритетных символа, пропускающих свет. Для меня загадка, как это происходит. Древние действительно обладали уникальным искусством».
Самое распространенное объяснение заключается в том, что на зеркальной сфере присутствуют изображения под стать тем, что находятся на противоположной стороне. Солнечный свет, попадая на плоскость, отображается по-разному. Причем изображения сделаны настолько ювелирно, что, по мнению Шэнь Куо, заметить их невооруженным взглядом почти невозможно.
В чем секрет бронзовых зеркал
Ученые считают, что причиной всему является соединение различных способов литья. Проведенный анализ установил, что расплавленную бронзу мастера заливали в специальную форму с заранее нанесенным рисунком на обратной стороне зеркала. Затем ее полировали так, что часть поверхности становилась выпуклой.
Во время этого процесса более тонкие части зеркала под напряжением немного прогибаются внутрь и меньше подвергаются соскабливанию, чем более толстые части. Когда давление становится меньше, более тонкие части зеркала проявляются в виде небольших выпуклостей на отражающей поверхности, вызывая воспроизведение рисунка.
Еще одно предположение заключается в следующем: после того как зеркало отполировано, оно нагревается, и это вынуждает более тонкие слои расширяться и становиться слегка выпуклыми, рассеивая отраженный свет и создавая изображения. После нагрева зеркало погружают в воду, тем самым закрепляя сделанные изменения. Подобные магические зеркала в древние времена существовали не только в Китае, но и в Японии. Там там их называли макё.
Источник:
Комментарии (0)