На просторной равнине, раскинувшейся вокруг Фив, между Нилом и Долиной Царей, можно видеть остатки монументальной аллеи, которая вела к храму Аменофиса III.
Храм, к сожалению, исчез, а то, что осталось, известно под названием «Колоссы Мемнона». Речь идет о двух гигантских статуях 20-метровой высоты, одни только ноги которых имеют 2 м длины и 1 м толщины. Изваянные из монолитных блоков песчаника, они изображают сидящего на троне фараона, руки которого лежат на коленях. Южный колосс, хотя и очень поврежденный, кажется, пострадал меньше другого, о котором сложены легенды. Возможно, в 27 году до н. э. мощное землетрясение серьезно повредило большую часть фиванских сооружений и обрушило верхнюю часть колосса до пояса. Однако, некоторые историки считают, что это акт вандализма царя Камбиза, и это кажется более правдоподобным по той причине, что Египет никогда не был страной землетрясений.
Было замечено, что каждое утро на восходе солнца статуя испускает невнятный, протяжный звук, в котором некоторые путешественники слышат печальную, но гармоническую мелодию. Это странное явление, подтвержденное такими знаменитыми историками как Страбон, Павсаний, Тацит, Лукиан и Филострат, дало повод греческим поэтам сочинить красивую легенду. Они утверждали, что «поющий камень» представляет Мемнона, мифического сына Авроры и Тифона — царя Египта и Эфиопии. Посланный своим отцом на помощь троянцам, осажденным греческой армией, Мемнон прославился, убив в сражении Антилоха, сына Нестора; но и он, в свою очередь, погиб от мстительной руки Ахилла. Аврора в слезах умолила всемогущего Юпитера воскресить ее сына хотя бы на мгновение в день. Так, каждое утро, когда Аврора ласкает своими лучами сына, он отвечает своей безутешной матери протяжным жалобным стоном… Такова трогательная поэтическая легенда, но это явление в действительности имеет вполне естественную основу. Звуки возникают от вибраций, происходящих на поверхности излома под действием тепла первых солнечных лучей на остывший за ночь камень.
Это научное объяснение подтверждается историей. Действительно, до Страбона ни один историк не говорит о «голосе» колосса Мемнона, а те, кто свидетельствовал об этом, наблюдали колосса в промежуток времени между его разрушением и последующим восстановлением при Септимии Севере .
В течение многих веков на ногах колосса были нацарапаны многочисленные и порой любопытные надписи. Одна из них читается так: «Знай, о Тот, ты, кто царствует над водами. что Мемнон еще жив и что согретый материнским огнем, он издает свой звонкий голос у подножия Ливийских гор в Египте, там, где Нил разделяет надвое прекрасновратные Фивы; в то время как ты, Ахилл, некогда ненасытный в битве, теперь безмолвен и на равнине Трои, и в горах Фессалии».
Колоссы Мемнона в Египте
Сегодня у гигантских колоссов Мемнона почти не осталось лиц, но размеры их по-прежнему поражают.
Эти гигантские статуи были созданы во время правления фараона Аменхотепа III и по сути изображали его самого, сидящего на входе в свой поминальный храм, охраняя покой своих же останков, и взирающего на восток.
Колоссами Мемнона статуи были названы в честь благородного царя Эфиопии, который откликнулся на призывы осаждённой Трои и совершил с войсками марш-бросок из Африки в Малую Азию, спеша на помощь к союзникам. В конце концов царь Мемнон пал от руки легендарного воина Ахиллеса. Хотя вполне возможно, что статуи были названы так не в честь царя, а просто из-за смысла его имени — Мемнон буквально переводится как Правитель утренней зари.
Охраняемый колоссами храмовый комплекс Аменхотепа III был в своё время самым роскошным культовым центром, занимающим просто огромную площадь в 35 гектаров. Для сравнения, храм в Карнаке, считающийся самым большим по площади сохранившимся строением древнего мира, был меньше храма Аменхотепа III, как меньшими были и возведённые впоследствии храмы Рамессеум и Мединет-Абу. также являвшиеся грандиозными сооружениями своего времени.
У ног фараона расположились его первая главная жена Тия и мать Мутемуйя, в обществе изображённого на боковых панелях бога Нила Хапи.
Блоки кварцитного песчаника для создания колоссов были доставлены сюда из каменоломни в Джебель-эль-Ахмаре, которая находилась в 670 километрах севернее, причём транспортировать блоки пришлось по земле, т.к. они оказались слишком тяжелы для отправки Нилом.
Готовые статуи достигали 18 метров в высоту и весили более 700 тонн каждая.
Гигантские изваяния просидели на этом месте уже почти 3 с половиной тысячелетия, поэтому неудивительно, что они настолько сильно пострадали от ежегодных наводнений во время разлива Нильских вод.
Северному колоссу вдобавок досталось от сильного землетрясения 27 года до нашей эры — в результате статуя была расколота и на рассвете стала издавать свистящие звуки, за что вскоре была прозвана поющей. Такие звуки были вызваны испарением влаги из отколовшихся частей пористого камня, поэтому когда в 199 году император Септимий Север приказал собрать осколки статуй, пытаясь таким образом ублажить оракула, — статуи умолкли навсегда.
Поющие колоссы Мемнона
Древнеегипетские посмертные храмы фараонов обычно отличались своими внушительными размерами. Не исключением стал и храм фараона Аменхотепа III. Единственное, что сохранилось от этого строения до наших дней — две огромные 21-метровые статуи, которые получили название «поющие колоссы Мемнона».
История
Собственно, имя Мемнона статуи получили по ошибке. Когда греки попали в Египет, они увидели в этих статуях образ своего легендарного героя Трои Мемнона. За легендой и сохранилось название.
Мемнон — полубог, властитель Эфиопского царства. Для помощи своему родственнику Приаму, он отправляется в осажденную Трою, где идет ожесточенная битва.
Он выступает во главе троянского войска, вражескую же сторону ведет сам знаменитый Ахилл.
Далее в ходе битвы Мемнон устремляется за престарелым Нестором, который в результате возникшей опасности призывает на помощь своего сына Антилоха. Сын, разумеется, бросается на помощь для защиты отца, но, получив удар копьем в грудь от Мемнона, падает замертво. Ситуация обостряется тем, что Антилох был хорошим другом Ахилла.
Ахилл бросается за Мемноном. Оба сильные, оба сыновья богинь, оба в броне, выкованной богом Гефестом. Разразилась битва, за которой наблюдали даже на небесах. Эос и Фетида, матери героев, просили у Зевса каждая за своего сына. Но Зевс для определения победителя использовал свои золотые весы. Чаша Мемнона опустилась вниз, это означало для него поражение. Ахилл копьем пронзает грудь Мемнона.
Увидев это, богиня Эос посылает еще своих сыновей для того, чтобы унести тело Мемнона к реке Эсепа, где ему и была создана гробница.
Приметив огромные колоссы Мемнона в Луксоре, греки признали в них именно этого Мемнона. Здесь же, возможно, проявило себя и название построек — «менну», которое было созвучно с именем героя.
Но самое интересное, что обнаружили греки, это то, что при попадании света на одну из статуй она начинала петь. Звуки были похожи на обрывающиеся струны арфы, поэтому греки решили, что это Мемнон жалуется своей матери при появлении ее из-за горизонта. Разумеется, такое явление не осталось незамеченным. Оно удивляло и потрясало всех людей. В 130 году статую посещали Адриан и Сабина. В 195 году Септимий Север приказал восстановить разрушенные детали статуй, после чего явление пения пропало. До сих пор неизвестно, чем точно было вызвано подобное явление, но то что оно было на самом деле не вызывает сомнения.
Между Долиной Царей и Нилом, вокруг Фив, на просторной равнине можно увидеть остатки монументального древнего сооружения – аллеи, которая когда-то вела к храму Аменофиса III. Само здание, к сожалению, не сохранилось. А те руины, которые можно здесь наблюдать, носят название «колоссы Мемнона».
Речь в данном случае идет о двух огромнейших статуях. Высота каждой из них достигает порядка 20 метров. Создавались изваяния из монолитных блоков песчаника, а изображают они фараона, сидящего на троне и положившего руки на колени. Южный колосс поврежден чуть меньше, нежели северный, с которым связаны легенды.
Кто или что разрушило эту громадную статую? По одной из версий, в 27 году до нашей эры имело место мощное землетрясение, которое повредило практически все фиванские сооружения, в частности ту часть колосса, которая находилась выше пояса. Другие историки придерживаются мнения, что разгром статуй – дело рук человеческих, а точнее это было актом вандализма царя Камбиза. В свете того, что Египет никогда не являлся страной землетрясений, последняя теория кажется более правдоподобной.
Спустя время подметили, что разрушенный колосс каждое утро на восходе солнца стал издавать непонятный, протяжный звук. Некоторые путники, внимательно прислушиваясь, даже пытались уловить в этом некую печальную, но очень даже гармоничную мелодию. О том, что необъяснимое явление действительно имело место, подтверждено такими серьезными историками, как Павсаний, Страбон, Тацит, Филостат, Лукиан.
Древнегреческие поэты не могли обойти феномен своим вниманием и сочинили по поводу «поющего камня» красивую легенду. В предании говорилось, что колосс представляет собой Мемнона – мифического сына царя Эфиопии и Египта Тифона и Авроры. Воинственный родитель отправил наследника в помощь троянцам, осажденным греками. В сражении Мемнон убил сына Нестора Антилоха, чем снискал почет и славу. Но вскоре новоявленный герой пал от мстительной руки Ахилла.
Горевавшая по сыну Аврора умоляла Юпитера воскресить ее чадо хотя бы на чуть-чуть, но чтобы это прекрасное мгновение повторялось бы каждый день. Всемогущий бог услышал мольбы, и теперь рано поутру, когда Аврора ласкает сына своими солнечными лучами, Мемнон отвечает ей протяжным, жалобным, но полным любви к матери стоном. Звучит настолько красиво и поэтично, что уже не хочется принимать во внимание тот факт, что звучание, доносящееся из разрушенного колосса, имеет вполне естественные причины.
Наука объясняет феномен поющего колосса Мемнона так. Звуки вызывались движением воздуха, который из-за нагревания остывшего за ночь камня лучами солнца проходил сквозь узкие щели в статуе. И действительно, «жертва» то ли вандализма, то ли природных катаклизмов пела только в промежуток времени между своим разрушением и последующим частичным восстановлением по приказу Септимия Севера в 199 году. После этого момента звучания больше никто и никогда не слышал, хотя многие туристы приезжают сюда встретить рассвет именно для того, чтобы проверить, а так ли бескомпромиссно на самом деле молчание колоссов Мемнона.
Две статуи изображают сидящего Аменхотепа III. Его руки положены на колени, а взгляд обращён на восток к реке и восходящему солнцу. Две меньшие фигуры вырезаны на передней части трона вдоль его ног. Это его жена Тия и мать Мутемуйя. Боковые панели отображают бога Нила Хапи.
Статуи сделаны из блоков кварцитного песчаника. которые были добыты из каменоломни в Джебель-эль-Ахмаре и транспортированы на 670 км по земле без использования Нила. Блоки, использованные инженерами Септимия Севера для реконструкции северного колосса, могли быть привезены из Эдфу. С учётом каменных платформ, на которых стоят статуи, они достигают 18 метров в высоту. Вес каждой статуи оценивается в 700 тонн.
Первоначальное предназначение Колоссов Мемнона было стоять на страже к входу в Поминальный храм Аменхотепа — массивный культовый центр, построенный при жизни фараона, где он почитался как воплощённый бог на земле перед и после его отбытия из мира сего. В его дни этот храмовый комплекс был самым большим и самым роскошным в Египте. Покрывая в сумме 35 га, даже последующие соперники, такие как Рамессеум Рамзеса II или Мединет-Абу Рамзеса III, не могли покрыть такую площадь; даже храм в Карнаке, стоявший во времена Аменхотепа, был меньше.
За исключением Колоссов, от храма Аменхотепа сегодня осталось очень мало. Так как колоссы стоят в пойме Нила, ежегодные наводнения размыли их у основания. Известная литография, сделанная в 1840-х гг. изображает Колоссы, окружённые водой.
Греческий историк и географ Страбон. писавший в ранние года I столетия, рассказывает о землетрясении, которое разрушило северный колосс.
Расколовшись, статуя получила репутацию «поющей» каждое утро на рассвете: легкий стон или посвистывание, возможно, вызваны повышающейся температурой и испарением влаги внутри пористого камня. Тон издаваемого статуей звука во всём античном мире считался эталонным для настройки музыкальных инструментов. Легенды о колоссах распространились по всему миру, и к ним потянулись путешественники, чтобы восхититься изваяниями. Загадочные звуковые эффекты статуй прекратились в 199 году, когда император Септимий Север. в попытке ублажить оракула, приказал собрать треснувшие части.
Мемнон был героем Троянской войны. царь Эфиопии, который повёл свои войска из Африки в Малую Азию. чтобы помочь защитить осаждённый город, но в конечном счёте был убит Ахиллом. Имя «Мемнон» означает «Правитель утренней зари».
Колоссы Мемнона представляют собой уникальную скульптурную композицию времен Древнего Египта. Это две массивные статуи фараона Аменхотепа III, выполненные из камня. Они расположены в некрополе города Фивы, на противоположной стороне Нила от современного города Луксор. Простояли в этом месте скульптуры более 3 400 лет, напоминая предшествующим поколениям о величии и могуществе фараонов. Если вы хотите насладиться великолепным зрелищем архитектуры этой древней цивилизации, то горящие туры в Египет от
От величественного храма Аменхотепа на сегодня осталось, за исключением Колоссов, очень мало. Но разливы Нила ежегодно размывают и статуи у основания. По сведениям греческого историка Страбона, писавшего в I столетии, в 27 г. до н. э. сильное землетрясение разрушило северный колосс.
После этого статуя получила репутацию «поющей», потому что каждое утро в предрассветные часы было слышно посвистывание, которое, возможно, было вызвано повышением температуры. Тон издаваемого статуей звука в те далекие времена считался эталонным для настройки различных музыкальных инструментов.
Дивные звуки, издаваемые статуей, прекратились в 199 году, когда римский император Септимий Север, чтобы ублажить оракула, отдал приказ о реконструкции статуи.
Что касается имени «Мемнон», то это был герой Троянской войны. Имея титул царя Эфиопии, он повёл войска в Малую Азию на помощь защитникам осаждённой Трои, но был убит Ахиллом. «Мемнон» в переводе означает «Правитель утренней зари».
Источник:
Комментарии (1)