Пишет блогер Александр Шевченко:
Есть индивиды, которые или не знают чего хотят, или хотят всего и сразу. Страшный сон дизайнера — делать таким товарищам проект, при наличии средств у заказчика выйдет в худшем случае аляповатый китч, или безумная эклектика, не попадающая ни под какие каноны, при виде которой станут крутить пальцем у виска или молча восторгаться.
<...> Я к тому веду, что вкус, как и Восток, дело тонкое; если смешать воедино кучу по отдельности вполне себе съедобных ингредиентов из «Азбуки Вкуса», получившаяся масса после удовлетворения аппетита способна вызвать расстройство желудка; если понадёргать с полок в ЦУМе и надеть на себя выстрелившие на последней парижской неделе моды шмотки, смешав Balenciaga с Dior или Off-White с Chanel, не факт, что корону иконы стиля тебе принесут на блюде с золотой каёмочкой. «О вкусах не спорят,» — порешил португальский король Фернанду II (Фердинанд II) и возжелал, чтобы его летняя резиденция в предместье Лиссабона, именуемом Синтра, по максимуму сочетала в себе существовавшие на середину XIX века архитектурные стили. Особняки рублёвских «королей» под охраной ЮНЕСКО вряд ли когда-либо окажутся, а отнюдь не диснеевский дворец Пена в том списке благополучно пребывает, вполне заслуженно.
Шутки шутками, а отгрохать себе хоромы на вершине холма в Синтре король постановил совсем не случайно и вовсе не для того, чтобы забаррикадироваться в просторных чертогах за каменными бастионами и в случае революции поливать со стен бастующих горячим маслом, попивая бику с портвейном и закусывая паштеишами. Замок построили на месте средневековой часовни, посвящённой Пресвятой Деве Марии. По преданию, именно здесь за четыре с половиной века до более известных событий в Фатиме произошло явление Богородицы народу. Событие получило широкую огласку, и поток паломников хлынул в небольшую часовню, выстроенную в честь такого значимого для набожных португальцев события.
Не обошлось и без визита представителей королевских кровей. Страдавшие от гибели любимого и единственного сына и наследника, упавшего с лошади, Жуан II Совершенный вместе с супругой посетили святое место в конце XV столетия, чтобы обратиться с молитвами к Деве Марии, а после распорядились основать на вершине холма монастырь, поручив его управление, что неудивительно, ордену иеронимитов. И вплоть до XVIII века в небольшом монастыре, носившем статус одного из самых мистических мест Португалии, в затворничестве проживали всего 18 монахов.
Если обратиться к истории Лиссабона, то одним из главных событий предстанет мощное землетрясение 1755-го года, практически сровнявшее город с землей. Катаклизм не обошел стороной и ранее несколько раз пострадавший от ударов молний монастырь в Синтре. Еще больше вера в святость места укрепилась после того, как паломники обнаружили, что часовня практически полностью устояла. Ежу понятно, что коммуникации пару столетий назад были не так сильно развиты, как в наши дни, когда стоит мало-мальски важному или необычному событию произойти, оно тут же разлетается со скоростью света по всем соцсетям. Молва об очередном чуде хоть и распространилась по стране, только вкладывать бюджетные средства из казны в восстановление монастыря или собирать пожертвования никто не торопился.
Руины поросли кустарниками, поток паломников потихоньку сходил на нет, пока почти спустя столетие о явлении Девы Марии в живописной Синтре и полузаброшенной часовне не прознал юный принц Фернанду, ожидавший своего восхождения на престол. Набожности и амбиций будущему королю было не занимать, так что юношеский максимализм породил грандиозную затею не просто возродить и заново возвести из руин древнюю часовню, а выстроить неповторимый замок, резиденцию португальской королевской династии. Готовность реализовать госзаказ выразил немецкий архитектор и инженер барон Людвиг фон Эшвеге, которому пришлось мириться со всеми заморочками, пожеланиями и безумными капризами короля, однако барон смог в полной мере применить познания о различных архитектурных стилях, полученные им во время множественных путешествий.
Всего за 12 лет в Синтре возникло эклектичное строение, чей стиль википедийный автор-всезнайка определил не иначе, как «фантастическое псевдосредневековье», а другие считают дворец Пена одним из наилучших экземпляров романтизма в архитектуре. Видимо, приставка псевдо- придает сомнительный оттенок творению фон Эшвеге. Да и неуважительно весьма так опускать ниже плинтуса старания королевской четы Фернанду и Марии, принимавших непосредственное участие в проектировании дворца и пожелавших смешать в немыслимый архитектурный коктейль ингредиенты от ренессанса, неоготики, мавританского стиля и мануэлино, щедро сдобрив всё это дело барокко и классицизмом. Одна секция напоминает средневековый европейский замок с орнаментальными парапетами, сразу же к ней примыкает башенка с куполом в исламском стиле. За ними восстановленные из руин помещения монастыря и старой часовни с возвышающейся над ними красной часовой башней и террасой королевы, с которой ежедневно ровно в полдень производится залп из пушки.
Фердинанд якобы хотел, чтобы дворец выглядел как опера, а получилось затейливое строение, исполненное в четырех разных цветах, не говоря уже о множестве стилей и противоречащих друг другу элементов, так что в итоге, если у посетителя Пена или читателя сей заметки возникнет впечатление, будто бы на стадии строительства либо заказчик кардинально менял мнение несколько раз и не желал до основания сносить и разрушать уже созданное, либо заказчики очень быстро сменяли один другого и так же не стремились платить лишнего за бесконечные переделки, извиняться и чувствовать себя неудобно не стоит.
Интерьеры ни капельки не уступают в своей фантастичностью наружной оболочке, конфетка под фантиком, говоря на языке сладкоежек, наивкуснейшая. Тотальное смешение стилей, и при этом безвкусицей выбранный калейдоскоп дизайнерских решений никак не назовешь. Причудливо, замысловато, сочетание несочетаемого, изысканно, где-то сдержанно, где-то перебор — когда оформление комнат разнится от ближневосточных стилей до европейского барокко и классицизма, в каждую новую комнату дворца входишь, не зная, чего ожидать.
Только задержаться в какой-либо комнате и внимательно порассматривать резную деревянную мебель, статуэтки, картины и прочее у вас вряд ли получится — вас подхватит толпа и стремительно пронесет до очередной террасы или дворика, где вы сможете спокойно выдохнуть. Синтра, и дворец Пена в частности, место жутко популярное среди туристов, практически обязательный пункт программы посещения столицы Португалии и окрестностей. Всего порядка 40 минут на электричке от Лиссабона — и вы уже выбираете, в какой из дворцов и замков в лиссабонской «барвихе» пойти в первую очередь. Особо дотошные и не склонные к экономии честно заработанных деньжат посещают все достопримечательности Синтры, что за один день сделать довольно проблематично. К тому же из Синтры очень удобно добираться до мыса Рока на автобусе.
Вернемся к истории дворца, или, если угодно, замка Пена. Судьба сыграла с Фердинандом злую шутку — юнцом он мечтал выстроить выдающуюся летнюю резиденцию для королевской семьи, а в итоге сам же способствовал тому, чтобы Пена уплыл из рук португальских монархов, оставив последних в полнейшем недоумении. После смерти Марии спустя некоторое время Фердинанд решил вновь жениться, избранницей стала оперная певица по фамилии Хенслер. Вряд ли у нее был четко разработанный план, как выжать все до копеечки из влюбленного короля, вполне вероятно, что мы имеем дело с чистой и искренней любовью, то ли подобным образом реализовался замысел построить дворец в виде оперного театра. Оставим разбирательства историкам. Так или иначе, после смерти Фердинанда дворец унаследовала именно оперная певица, наверняка не раз исполнявшая арии в его стенах.
Куда глядели придворные юристы, для меня остается загадкой. Из королевского замка Пена в одночасье стал частной собственностью синьоры Хенслер. Пришлось разорять казну и выкупать его обратно, сумма сделки умалчивалась, видимо, чтобы излишне не травмировать население, в котором на стыке XIX и XX веков возрастало напряжение и недовольство действиями или скорее бездействием по определенным вопросам королевской семьи.
Позволю себе снова прерваться от перипетий непростой истории сказочного замка и обратить внимание читателя на применение в росписи нескольких комнат техники тромплёй. Пожалели денег на настоящую лепнину или же перед нами пример очередного каприза Фердинанда и его супруги Марии?
Дворец Пена стал пристанищем последней королевы Португалии, Амелии. После обстрела королевского кортежа, унесшего жизнь мужа, короля Карлуша, и одного из двух сыновей, Амелия укрылась в Синтре, откуда наблюдала, как взошедший на престол младший сын пытается совладать с набиравшим силу республиканским движением. Дни португальской монархии были сочтены, и через два года после свершения революции Амелия с сыном сбежали в Великобританию, а Пена перешел в собственность государства.
Дворец прочно занял свое место в категории заброшенных зданий, яркая краска с фасадов облупилась, и некогда разноцветный сказочный замок пустовал, никто не давал внутри оперных концертов и не устраивал торжественные балы. Позднее правительство опомнилось: Пена решили отреставрировать, восстановить изначальные цвета, о которых даже старожилы Синтры успели позабыть и привыкли к мрачной серости каменных стен, и устроить внутри музей.
В силу своей необычности дворец Пена ожидаемо попал под охрану ЮНЕСКО как объект Всемирного культурного наследия, и с тех пор к нему не зарастает людская тропа. Да что там тропа, пятиминутный путь в горку от входа до ворот дворца предлагают преодолеть на трамвайчике за 3 евро. Мы дошли быстрее, чем трамвайчик набрался, так что не ведитесь.
Помимо самого замка отдельного внимания заслуживает парк, раскинувшийся более чем на 200 гектаров на склонах холма. Для парка заказывались и свозились деревья и кустарники со всего мира, местной флоры в свое время королю Фердинанду оказалось недостаточно. В этом ботаническом раю магнолии соседствуют с кипарисами и японскими криптомериями, американские секвойи и кедры с австралийскими и новозеландскими папоротниками. Сам Ганс Христиан Андерсен, посетивший Синтру и дворец в 1866-м году, отметил, что здесь «природа и искусство чудесно дополняют друг друга».
Фотографии и текст —
Комментарии (2)