После развала СССР наши доморощенные поклонники Запада, считая Союз «империей зла», стали приписывать советской власти все мыслимые и немыслимые прегрешения. В частности, был создан целый пласт мифов о вине Сталина и большевиков в развязывании Второй мировой войны. Среди этих «черных мифов», разрушающих нашу историческую память и святыни, были и миф о том, что «фашистский меч ковался в СССР».
Командующий 2-й танковой группой генерал-полковник Гейнц Гудериан
Так, сталинскую империю представили как «кузницу гитлеровской армии», когда немецкие летчики и танкисты проходили подготовку в СССР. Назывались даже громкие имена немецких военачальников вроде Геринга и Гудериана, якобы проходивших обучение в советских училищах.
При этом опускается ряд важных фактов. В частности, когда началось советско-немецкое военное сотрудничество, Третьего рейха просто не существовало! 1922-1933 г. – это время вполне демократической Веймарской республики, с которой и сотрудничала Москва. При этом в Германии действовала сильная коммунистическая партия, социалисты, что вселяло надежду на будущую победу социализма в Берлине. А нацисты тогда были маргинальной группой, в которой не видели угрозы.
Мотивы сотрудничества
Дело было в том, что Германия и Россия больше всего пострадали от Первой мировой войны, были проигравшими. При этом немцы в условиях Версальской политической системы были очень ограничены в военной, военно-технической сфере.
Также возникает вопрос: кто у кого учился? Германия в 1913 г. была второй промышленной державой мира (после США), была индустриальным, технологическим гигантом. А Россия была аграрно-индустриальной страной, имевшей зависимость от передовых технологий Запада. В страну ввозили практически все сложные машины и механизмы, вроде станков и паровозов. Первая мировая война очень хорошо показала всю степень отсталости России и от передовых держав Запада. Так, если Второй рейх во время войны произвел 47,3 тыс. боевых самолетов, то Россия – всего 3,5 тыс. Ещё хуже дела обстояли с производством моторов. В мирное время Россия вообще практически не производила авиационные моторы. Война заставила создать производство авиационных моторов. В 1916 году произвели около 1400 авиамоторов, но это было очень мало. А союзники, занятые чрезвычайным усилением своих ВВС, двигателями старались не делиться. Поэтому даже построенные в России самолеты не могли поднять в воздух, не было моторов. В итоге немцы господствовали в воздухе.
Ещё хуже дела обстояли с танками. Этот вид вооружений в дореволюционной России так и не поставили в производство. Первый советский танк «Борец за свободу тов. Ленин», скопированный с французского танка «Рено», бы выпущен заводом «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде только в 1920 г. и был принят на вооружение в 1921 г. После этого в советском станкостроении наступила долгая пауза – до 1927 г. Германия же выпустила в октябре 1917 г. тяжелый танк А7V, который принял участие в боях и несколько других опытных образцов.
Также Россия сильно проигрывала Германии по наличию квалифицированных кадров, научно-техническому персоналу. В Германии ввели обязательное среднее образование уже в 1871 году. В России накануне революции 1917 г. большая часть населения была неграмотной.
Плюс мировая война, революция, жесточайшая Гражданская война и интервенция, массовая эмиграция и разруха, последствия которых Россия преодолевала большую часть 20-х годов. Москва была в международной изоляции. Понятно, что в таких условиях нам надо было учиться у немцев, и только они могли нас научить чему-либо полезному. Остальные западные державы видели в России добычу, «пирог», который необходимо выпотрошить. Запад требовал выплаты царских долгов и долгов Временного правительства, приять на себя ответственность за все убытки от действий советского и предшествующих правительств или местных властей, вернуть иностранцам все национализированные предприятия, предоставить доступ к ресурсам, богатствам России (концессии).
Только обманутые, униженные и ограбленные немцы могли стать нашими партнерами. В отличие от других западных держав Германия не стала настаивать на возвращении долгов. Соглашение с Берлином было заключено путем взаимного отказа от претензий. Германия признала национализацию немецкой государственной и частной собственности в Советской России. Для Советской России, которая отставала от передовых стран на 50-100 лет, сотрудничество с промышленно и технологически развитой страной было жизненно необходимо.
Немцам такое сотрудничество также было интересно. Согласно Версальскому договору от 28 июня 1919 г. на побежденную Германию налагались жесткие ограничения в военной области. Германскую армию (рейхсвер) сократили до 100 тыс. человек, офицеров должно было быть не более 4 тыс. человек. Генштаб распустили и запретили иметь. Всеобщую воинскую повинность отменили, армия комплектовалась путем добровольного найма. Запрещалось иметь тяжелое вооружение – артиллерию свыше установленного калибра, танки и военную авиацию. Флот был ограничен несколькими старыми кораблями, подводный флот запретили.
Неудивительно, что в такой ситуации две проигравшие державы, страны-изгои, потянулись друг к другу. В апреле 1922 г. на Генуэзской конференции Германия и Россия подписали Рапалльский договор, который вызвал резкое неодобрение «мирового сообщества».
Таким образом, выбор в пользу Германии был вполне очевидным и разумным. Во-первых, тогдашняя Германия была вполне демократическим государством, нацисты ещё не пришли к власти и вообще не имели никого влияния на политику страны. Во-вторых, Германия была традиционным экономическим партнером России. Немецкое государство, несмотря на тяжелое поражение, оставалось мощной индустриальной державой с развитым машиностроением, энергетикой, химической промышленностью и т. д. Сотрудничество с немцами могло помочь нам в восстановлении и развитии народного хозяйства. В-третьих, Берлин, в отличие от других западных держав, не стал настаивать на выплате старых долгов, признал национализацию в Советской России.
Военное сотрудничество. Липецкая авиационная школа
Рапалльский договор не содержал военных статей. Однако основы для взаимовыгодного советско-германского сотрудничества в военной области были очевидны. Берлину нужны были полигоны, чтобы проводить испытания танков и самолетов без ведома держав-победительниц. А мы нуждались в германском передовом опыте производства и применения передовых образцов вооружения. В итоге в середине 1920-х годов в СССР создали ряд совместных объектов: авиационную школу в Липецке, танковую школу в Казани, два аэрохимические станции (полигона) – под Москвой (Подосинки) и в Саратовской области под Вольском.
Соглашение об учреждении авиационной школы в Липецке было подписано в Москве в апреле 1925 года. Летом школа была открыта для подготовки летного состава. Школу возглавляли немецкие офицеры: майор Вальтер Штар (в 1925-1930 гг.), майор Максимилиан Мар (1930-1931 гг.) и капитан Готлоб Мюллер (1932-1933 г.). Лётное дело преподавали немцы. По мере развития учебного процесса численность немецкого персонала выросла до 140 человек. Москва предоставила аэродром в Липицке и бывший завод для хранения самолетов и авиационных материалов. Сами машины, авиационные детали и материалы предоставляли немцы. Основу авиапарка составили истребители Fokker D-XIII, закупленные в Нидерландах. На то время это была довольно современная машина. Также были куплены транспортные самолёты и бомбардировщики. Фирма «Фоккер» после Версальского соглашения была срочно переведена в Голландию. Во время Рурского кризиса 1922-1925 гг., вызванного оккупацией «промышленного сердца» Германии франко-бельгийскими войсками, немецкие военные нелегально закупило 100 самолетов разных моделей. Официально для ВВС Аргентины. В итоге часть этих самолетов оказалось в СССР.
Создание школы было выгодно СССР. В ней обучались наши летчики, механики, повышали квалификацию рабочие. Летчики получали возможность узнать различные новые тактические приёмы известные в Германии, Англии, Франции и США. Страна получила материальную базу. Основные расходы взяли на себя немцы. Таким образом, вопреки мифу не мы учили немцев, а немцы на свои деньги готовили у нас своих и наших летчиков. Заодно и наших механиков, приобщая к передовой технической культуре. Также стоит развеять миф, в СССР «ковался фашистский меч». Вклад липецкой школы в создание германских ВВС был невелик. За всё время её существования в ней было обучено или переподготовлено 120 летчиков-истребителей и 100 летчиков-наблюдателей. Для сравнения: к 1932 г. Германия смогла подготовить в своих нелегальных летных школах в Брауншвейге и Рехлине около 2000 пилотов. Школа в Липецке была закрыта в 1933 г. (как и другие проекты), после прихода к власти Гитлера, когда Рапалльское соглашение утратило своё значение для Германии и СССР. Постройки и значительная часть оборудования получила советская сторона. С января 1934 года на базе ликвидированного объекта стала работать Высшая лётно-тактическая школа ВВС (ВЛТШ).
Стоит отметить, что будущий рейхсмаршал Геринг в Липецке не учился. Будучи активным участником известного «пивного путча» в 1923 году, Геринг бежал за границу. Он был заочно осужден германским судом и объявлен государственным преступником. Поэтому его появление на объекте рейхсвера было явлением весьма странным. Кроме того, после Первой мировой войны Герингу как известному асу предложили вступить в ряды рейхсвера, но он отказался по идейным соображениям, так как находился в оппозиции к Веймарской республике.
Истребители Fokker D.XIII в Липецке. Источник:
Танковая школа в Казани и химический объект «Томка»
Соглашение о её создании было подписано в 1926 г. Школу создавали на базе Каргопольских кавалерийских казарм. Условия, на которых создавалась казанская школа, были аналогичны липецким. Начальник и преподаватели – немцы, они же несли основные материальные расходы. Начальниками школы были подполковник Мальбрант, фон Радльмайер и полковник Йозеф Харпе. Учебные танки предоставлялись немцами. В 1929 г. из Германии прибыло 10 танков. Сначала был обучен преподавательский состав, затем началась подготовка немецких и советских курсантов. До закрытия школы в 1933 г. было сделано три выпуска немецких слушателей – всего 30 человек, с нашей стороны обучение прошло 65 человек.
Таким образом, преподавали немцы, они же несли основные материальные расходы, подготовили материальную базу. То есть немцы на свои деньги готовили своих и наших танкистов. Гудериан, вопреки распространенному в 1990-е годы мифу, в Казанской школе не учился. Хайнц Вильгельм Гудериан действительно побывал однажды в Казани (летом 1932 г.), но только как инспектор вместе со своим начальником генералом Лютцем. В танковой школе он учиться никак не мог, так как уже окончил военную академию и имел большой чин – подполковника.
Договор о проведении совместных аэрохимических испытаниях был подписан в 1926 году. Советская сторона предоставляла полигон и обеспечивала условия его работы. Немцы брали на себя обучение советских специалистов. Они же несли основные материальные расходы, купили всё оборудование. Причём если в авиационных и танковых объектах упор делался на подготовку кадров, то в области военной химии преследовались в основном исследовательские задачи. Первоначальные испытания проводились под Москвой на полигоне «Подосинки».
В 1927 г. были проведены строительные работы на химическом полигоне «Томка» в районе г. Вольска Саратовской области. Туда перенесли совместные испытания. Отрабатывались методы химической атаки, новые прицелы, созданные немцами, проверялись средства защиты. Эти испытания были весьма полезны для СССР. Ведь в этой сфере приходилось начинать практически с нуля. В итоге страна смогла менее чем за 10 лет создать собственные химические войска, организовать научную базу, наладить производство химического
Благодаря Германии наша страна, которая была в 1920-е годы ослабленной, в основном аграрной страной, сумела в самые короткие сроки встать в области химических вооружений вровень с армиями ведущих мировых держав. В СССР появилась целая плеяда талантливых военных химиков. Не удивительно, что во время Великой Отечественной войны Третий рейх так и не решился использовать химическое оружие против СССР.
Германия помогла сделать СССР передовой военной державой
Таким образом, в результате осуществления советско-германских военных проектов Красная Армия получила квалифицированные кадры лётчиков, механиков, танкистов и химиков. А когда после прихода к власти нацистов совместные проекты были закрыты, немцы, уезжая, оставили нам много ценного имущества и оборудования (на миллионы немецких марок). Также мы получили первоклассные учебные заведения. В Липецке была открыта Высшая лётно-тактическая школа ВВС РККА, в Казани – танковое училище. В «Томске» химический полигон, часть имущества пошла на развитие Института химической обороны.
Кроме того, очень важным было сотрудничество с немцами в области создания современных вооружений. Германия была для нас единственным каналом, через который мы могли изучать достижения в военном деле за границей, перенимать опыт немецких специалистов. Так, немцы передали нам около десятка наставлений по ведению боевых действий в воздухе. Германский авиаконструктор Э. Хейнкель по заказу советских ВВС разработал истребитель HD-37, который у нас приняли на вооружение и выпускали в 1931-1934 гг. (И-7). Также Хейнкель построил для СССР морской разведчик He-55 – КР-1, который находился на вооружении до 1938 года. Немцы строили для нас авиационные катапульты на корабли. Германский опыт использовался в строительстве танков: в Т-28 – подвеска танка Круппа, в Т-26, БТ и Т-28 – сварные корпуса немецких танков, приборы наблюдения, электрооборудование, радиооборудование, в Т-28 и Т-35 – внутреннее размещение экипажа в носовой части и т. д. Также немецкие успехи использовались в развитии зенитной, противотанковой и танковой артиллерии, подводного флота.
В итоге можно смело сказать, что именно Германия нам помогла создавать передовую Красную Армию. Немцы нас учили, а не мы их. Немцы помогли заложить СССР основы передового военно-промышленного комплекса: танковой, авиационной, химической и др. отраслей. Москва разумно и умело использовала трудности Германии в развитии Союза, его обороноспособности.
Автор:
Комментарии (42)