Сегодня арка в виде разлапистой желтой буквы М известна каждому. Даже исторические центры мировых столиц не избежали похабной «модернизации»: история – это, конечно, хорошо, но обеденный перерыв короток, а кушать хочется всегда. Для рожденных в СССР фастфуд – непременный атрибут загнивающего Запада. Но как все было на самом деле?
«Мы наш, мы новый мир построим»
Придя к власти, пройдя естественное шоковое состояния, большевики с огромным энтузиазмом принялись переделывать все устоявшиеся, условно «царские» институты – от брака до системы общественного питания. «Новая экономическая политика» (НЭП) показала, что они, в целом, неплохо работали и без царя. «Нового», правда, там было с гулькин нос – типичный капитализм, хоть и с местными «наворотами». Ильф и Петров гениально прозрачно показали все парадоксы того времени в «Золотом теленке» и «12 стульях».
Но тогда зачем же, спрашивается, революцию делали? Непорядок. Поэтому надо было все сломать и построить красиво. Не все идеи были безнадежны, к примеру, появились интересные инженерно-архитектурные проекты, где кухня в домах вообще была не предусмотрена. Как и спальни с детскими. По замыслу, рабочие должны были дома проводить минимум времени. Для досуга, питания и отдыха предназначались большие общественные площадки. Но не прижилось – слишком ново и непривычно.
На фоне осмысленного строительства яркими красками заиграла звезда Иосифа Сталина. При всех своих недостатках как человека, он был отменным администратором и прекрасным кадровиком, мог подойти к решению вопросов комплексно, учтя мелочи. Пролетариат – политическая база социализма – все еще был незначительной величиной на фоне крестьянской массы. Поэтому необходима урбанизация и индустриализация. Говоря проще, надо перегнать часть населения в города и дать им работу. А также обеспечить: досугом, жильем и питанием. Причем быстро.
Для решения вопроса был отправлен нарком пищевой промышленности Анастас Микоян, один из лучших «в обойме» вождя народов.
Для пролетариата – 50 копеек
Анастас Микоян – цепкий, хваткий и умный армянин – не стал изобретать велосипед, а начал с изучения передового опыта. Как быстро и дешево накормить людей? Массовость нужна: единые технологии оценки, производства и стандартное меню – от Москвы до колхоза имени «Ильича».
В 1936 Микоян отправляется в Нью-Йорк, где изучает опыт организации уличной торговли: бигмаки, гамбургеры и другие хот-доги пришлись ему по вкусу. Но масштаб не тот, не большевистский. Доклад ушел на самый верх – к Сталину, и тот дал «зеленый свет» на реализацию. Полуподпольно, через другие страны были закуплены образцы оборудования, и на их примере развернуто собственное производство. Сегодня так Китай любит делать, но и здесь мы впереди планеты всей были.
За основу рациона были взяты «красные гамбургеры»:
- булка разрезанная на два (ржаная),
- котлета (из говядины, перемолотой с хлебом или горохом),
- лист капусты (вместо салата),
- горчица (много кетчупа производить не вышло).
Получилось вполне пристойно: сытно, просто в производстве – продукты местные, поставляются колхозами по фиксированной цене, и очень дешево для покупателя.
Уже к 1938 в СССР развернута огромная сеть точек быстрого питания «Горячие московские котлеты». Задолго до того, как Макдональдс скумекал, что брать надо массовостью, умница Микоян все уже сделал. Отчего же «Микоянцы» (наверное, буква М была бы красной?) не распространены по всему миру? Почему даже в СССР их никто не помнит?
Это уже не Сталин и даже не Микоян. Гордости и уважения к стране нет. К сожалению.
Ответ прост и печален: Великая Отечественная война. Производственные мощности достались немцам, но у них не было сырья для производства, так и сгинуло оборудование вместе с идеей. Повторное создание кадровой армии после трагедии 1941 года обошлось народному хозяйству просто чудовищно дорого. Была введена карточная система, которая плавно переросла в талонную.
Со смертью Сталина перекос промышленности обрел угрожающую форму: все для ВПК и добывающей промышленности – крохи на товары народного потребления. Поздние советские вожди так и не поняли, как важно иметь свой «бренд». Вот и пала красная империя – не от танковых клиньев и ядерной бомбардировки, а от кока-колы, джинсов, журнала Плейбой. Что ж, другим наука.
31 января 1990 года. Советские люди штурмуют «чудо» - «первый» Макдональдс.
Комментарии (18)