Немецкие транспортные самолеты Юнкерс Ю.52 буксируют планеры DFS 230 во время первого дня проведения операции «Меркурий»
Итоги двух волн Критского десанта были плачевными. Многие командиры были убиты, ранены или попали в плен. Немецкий десант понёс тяжелейшие потери. Ни одну из задач не выполнили. Все объекты остались за противником. Тяжелого вооружения почти не было, боезапас на исходе. Утомленные, израненные парашютисты готовились к последнему бою. Связи не было.
Замысел операции
Нападение на остров было запланировано на 20 мая 1941 года. 11-й авиакорпус должен был осуществить одновременную высадку десанта в нескольких пунктах острова. Хоть самолетов было и много, их не хватало, чтобы осуществить одновременную высадку. Поэтому было решено атаковать тремя волнами.
В первую волну в 7 утра (парашютная и планерная высадка) входила группа «Запад» – отдельный десантный полк генерала Мейнделя. Десантники должны были захватить аэропорт Малеме и подходы к нему. Этот аэродром должен был стать основным местом высадки немецкого десанта. 3-й парашютно-десантный полк полковника Гейдриха получил задачу захватить порт Суда и город Ханья (Кания), где был британский штаб и резиденция греческого короля.
Во вторую волну в 13 часов дня входила группа «Центр» – 1-й парашютно-десантный полк полковника Брауера. Эта группа должна была захватить Ираклион и здешний аэропорт. Группа «Восток» – 2-й парашютно-десантный полк полковника Штурма, атаковала Ретимнон.
Считалось, что после захвата этих пунктов, вечером начнется третья волна – высадка с самолетов и судов солдат 5-й горнострелковой дивизии, тяжелого вооружения, техники. ВВС в это время должны были атаковать союзный гарнизон и парализовать действия мощного британского
Первая волна
Ранним утром люфтваффе нанесли удар по вражеским позициям. Но позиции союзников были хорошо замаскированы и уцелели. Средства ПВО огонь не открывали и себя не выдали. Планеры и юнкерсы с парашютистами подошли через полчаса после бомбардировки. Стояла жара, бомбардировщики и штурмовики подняли тучу пыли. Самолетам пришлось выжидать. Сразу, с ходу высадиться не удалось. Эта пауза негативно сказалась на операции.
В 7 часов 25 мин. первый отряд капитана Альтмана – 2-я рота 1-го батальона десантно-штурмового полка, начал высадку. Парашютисты попали под сильный огонь. Планеры расстреливали, они разваливались, разбивались и падали в море. Немцы отчаянно маневрировали, использовали любые пригодные площадки, дороги, чтобы сесть.
Некоторые планеры были расстреляны уже на земле. Высадившиеся немецкие десантники яростно атаковали противника. У большинства на вооружении были только гранаты и пистолеты. Союзники обрушили на противника минометный и пулеметный огонь. С ходу взять аэродром не удалось. Новозеландцы в упорном бою отбросили врага. Немцы захватили только мост и часть позиции западнее аэродрома. У Альтмана из 108 солдат осталось 28.
Высаживающийся следующим 1-й батальон также напоролся на сильный огонь, многие бойцы погибли ещё в воздухе. Был ранен комбат майор Кох и многие другие солдаты. 1-я рота захватила вражескую батарею, но потеряла 60 из 90 солдат. 4-я рота и штаб батальона высадились прямо на позиции новозеландцев и были полностью уничтожены. Это была настоящая бойня. 3-я рота смогла ликвидировать позиции ПВО южнее объекта. Это помогло избежать потерь
Ожесточённый бой в районе Малема продолжался. Из-за ошибок разведки часть десанта выбросили прямо над позициями врага. Парашютистов 3-го батальона десантировали северо-восточнее аэропорта на позиции новозеландской бригады. Немецких десантников перебили практически всех. 4-й батальон со штабом полка высадился западнее удачно, потерял мало людей и закрепился у аэродрома. Но командир группы генерал Мендель был тяжело ранен. Десантников возглавил командир 2-го батальона майор Штенцлер. 2-й батальон при высадке понёс большие потери. Один усиленный взвод приземлился среди греческих позиций, почти всех перебили. Часть немецких солдат убили местные ополченцы. Жестокий бой продолжался весь день. Некоторые позиции по нескольку раз переходили из рук в руки. Немецкие парашютисты постепенно смогли объединить высадившиеся группы и закрепились севернее аэродрома.
Схожим образом развивались события и в районе высадки 3-го полка полковника Гейдриха. В самом начале погиб штаб дивизии с командиром 7-й авиадивизии генерал-лейтенантом Вильгельмом Зюссманом. Десантировавшийся первым 3-й батальон попал на позиции новозеландцев и был целиком разгромлен. Многих убили ещё в воздухе. Остальных добили или пленили на земле. Из-за ошибки некоторые подразделения выбросили над скалами, они разбились, переломали конечности и выбыли из строя. Одну роту снесло в море, бойцы утонули. Миномётную роту выбросили над водохранилищем, солдаты утонули. Только 9-я рота высадилась благополучно и заняла оборону. Высадка продолжалась весь день. Немцы были сильно разбросаны, пытались объединиться и найти контейнеры с
Немецкие парашютисты за последними приготовлениями перед посадкой в транспортный самолет
Сгоревший немецкий парашютист. Рядом стоит английский солдат с трофейным пистолетом Р.08 «Люгер»
Немецкие парашютисты и пролетающие над ними транспортные самолеты Юнкерс Ю-52 в районе высоты № 107 на Крите. Высота № 107 в районе аэродрома Малеме была одной из важнейших опорных точек союзников, за которую шли ожесточенные бои. 21 мая высота была захвачена немцами
Вторая волна
Германское командование не знало о катастрофическом начале операции. Возможно, что имей оно полную картину случившегося, операцию либо перенесли, либо отменили бы. Но немецкие командиры решили, что всё идёт хорошо. Из 500 самолетов, которые участвовали в первой волне, было потеряно всего несколько. Немецкие летчики не видели, что происходит на земле. Поэтому штаб 12-й армии дал добро на продолжение атаки.
Дела пошли ещё хуже, чем утром. Проблемы с заправкой и тучи пыли мешали действиям авиации. Плотную волну сформировать не удалось, самолёты шли малыми группами и с большими интервалами. Десантникам пришлось высаживаться без поддержки авиации, малыми группами и с большим рассеиванием. Союзники уже пришли в себя. Поняли, что основная угроза не с моря, а с воздуха. И были готовы встретить врага. Все удобные для высадки площадки блокировали и пристреляли.
2-й полк выбросили в районе Ретимноны с большим опозданием – 16 час. 15 мин. Только две роты высадили после налёта авиации, третью снесло на несколько километров в сторону. Высадка затянулась, и гитлеровцы понесли большие потери. Австралийцы встретили врага плотным огнем. 2-й батальон смог захватить одну из господствующих высот и попытался развить наступление, занять другие позиции у аэродрома. Но немецких десантников встретили сильным огнем с других высот и из имеющейся здесь бронетехники. Немцы отступили. Собрав ночью разбросанных по району солдат, батальон повторил атаку, но снова был отброшен. Десантники понесли тяжелые потери, уже к вечеру выбыло 400 солдат. Командир группы полковник Штурм попал в плен.
В районе высадки 1-го полка ситуация была ещё хуже. Десант выбросили ещё позже, в 17 час. 30 мин. Бомбардировщики уже ушли, поддержки с воздуха не было. Часть полка выбросили в Малеме. В Ираклионе была наиболее сильная ПВО, поэтому десантники прыгали с большой высоты. Это увеличило потери в воздухе. Высадившиеся попали под сильный огонь вражеской артиллерии и
Вторая волна немецких парашютистов группы «Марс» из состава 7-й воздушно-десантной дивизии десантируется восточнее города Ретимнон. В задачу группы «Марс» (Центр) под командованием генерала Зюсманна входил захват городов Ханья и Ретимнон
Немецкие парашютисты ведут бой в городе Ханья
Трое немецких парашютистов вынимают оружие из контейнера после высадки на Крите
Несостоявшаяся катастрофа
Итоги двух волн десанта были плачевными. Многие командиры были убиты, ранены или попали в плен. Десант понёс тяжелейшие потери. Из 10 тыс. высадившихся парашютистов в строю осталось около 6 тыс. бойцов. Ни одну из задач не выполнили. Все объекты остались за противником. Не захватили ни одного аэродрома и не могли высадить 5-ю горнострелковую дивизию, которую перебрасывали на транспортных самолетах. Тяжелого вооружения почти не было, боезапас на исходе. Утомленные, израненные парашютисты готовились к последнему бою. Связи не было, рации разбиты при высадке. Пилоты не могли дать ясной картины боя. Командование в Афинах не знало о катастрофе, о том, что десант почти разгромлен.
Немецкий десант спасло два фактора. Во-первых, высокое боевое качество германских ВДВ. Даже в условиях гибели штабов и выбывания командиров, оставшиеся офицеры не падали духом, действовали самостоятельно и инициативно. Создавали узлы обороны, атаковали превосходящие силы врага, навязывали ему бой, не давали перехватить инициативу. Немецкие десантники отчаянно дрались, надеялись, что соседям повезло больше, и что скоро придёт помощь. Ночью они не сбавили активности, атаковали, искали своих и контейнеры с оружием.
Во-вторых, немцев спасли ошибки союзников. Британцы имели полное превосходство в силах и вооружении, могли бросить против врага все наличные силы и добить его. Однако союзное командование решило сохранить войска, выжидая высадки основных сил противника с моря. Высадку морского десанта ждали в районе Ханьи и Суда. В результате шанс на разгром воздушного десанта был упущен. Британцы выжидали, берегли резервы, вместо того, чтобы разгромить основной очаг врага в районе Малема.
Были у союзников и свои проблемы: они не знали ситуации в целом, средств связи не хватало, почти не было бронетехники для организации контрнаступления, транспорта для переброски подкреплений, поддержки с воздуха. Многие солдаты имели плохую подготовку и закалку, воевали слабо, опасались атаковать. Но главное было то, что союзное командование отдало врагу инициативу, не использовало свои козыри, чтобы уничтожить немецкий десант до прибытия подкреплений. Союзники предпринимали лишь частные контратаки, которые немцы смогли отбить, и не вводили в бой находившиеся поблизости резервы, опасаясь высадки морского десанта.
Немецкие парашютисты несут контейнеры (Fallschirmjäger Abwurfbehälter) со снаряжением по дороге на Крите. Для удобства транспортировки по земле данные контейнеры были снабжены специальными колесами и ручками
Итальянские морские пехотинцы у 8-мм пулемета Breda M37 после высадке в Ситии на Крите
Немцы развивают наступление
Ночью командование прислало связного, тот верно оценил обстановку и доложил в штаб. Немцы решили рискнуть и продолжить операцию, бросить все имеющиеся силы на штурм аэропорта в Малеме. Утром 21 мая 1941 года немцы высадили истребительно-противотанковый дивизион парашютной дивизии и ещё один батальон, сформированный из оставшихся подразделений дивизии. С помощью этих подкреплений и поддержки авиации немцы в течение дня взяли штурмом Малеме и смогли очистить от врага район аэродрома. В полдень там высадили первых горных стрелков. Этот решило исход операции.
Полное господство в воздухе люфтваффе позволило в последующие дни перебросить новые части горно-стрелковой дивизии. Они очистили от упорно сопротивлявшихся новозеландцев район вокруг аэродрома радиусом до 3,5 км. Гитлеровцы создали устойчивый плацдарм вторжения.
В это же время немцы подготовили операцию ВМС, перебросили транспортную флотилию из многочисленных судов и катеров из порта Пирей к острову Милос, который расположен в 120 км от Крита. Эти суда, не имевшие воздушного прикрытия, 22 мая были атакованы британскими кораблями. Большая часть транспортов с тяжелым оружием была потоплена. Лишь немногие суда добрались до Крита. Но и британский флот 23 мая понёс серьёзные потери от действий немецких ВВС. Погибло два крейсера и два эсминца, два крейсера и линкор были повреждены. Командование сочло, что это слишком высокие потери. Британский флот уходит в Александрию.
Теперь немцы могли спокойно везти по морю подкрепления, оружие и боеприпасы. Силы, переброшенные на самолетах в Малеме, были достаточными, чтобы перейти в решительное наступление. К 27 мая немецкие войска захватили Ханью, все стратегические пункты острова и западную часть Крита. 28 мая на восточной части острова был высажен итальянский десант. В этот же день ударный отряд, в который входил мотоциклетно-стрелковый батальон, разведывательный батальон горных стрелков, артиллерия и несколько танков, начал наступление с западной части острова на восток. 29–30 мая ударная группа соединилась с высаженными в районе Ретимнона подразделениями, затем и с итальянцами.
Сопротивление союзников было сломлено. Уже 26 мая 1941 года командующий союзниками генерал Фрейберг донёс, что положение на острове безнадежно. Солдаты были деморализованы непрерывно продолжавшимися несколько дней воздушными налётами противника. Потери войск росли, средств ПВО было мало, как и артиллерии. 27 мая верховное командование разрешило эвакуацию. Корабли Александрийской эскадры снова пошли к Криту.
28 мая – 1 июня британский флот эвакуировал часть союзной группировки (около 15 тыс. человек) из района Ираклиона на севере острова и бухты Сфакья, на южном побережье. Затем британцы во избежание новых потерь отказались от продолжения эвакуации. Британский флот потерял при эвакуации несколько кораблей.
Последние очаги сопротивление немцы подавили 1 июня.
Немецкие солдаты в трофейных британских грузовиках на Крите
Разрушенные орудийные башни тяжелого британского крейсера «Йорк». 25.03.1941 г. крейсер был подорван в бухте Суда у Крита начиненными взрывчаткой катерами итальянской 10-ой флотилии MAS. «Йорк» был посажен на дно у берега острова и в течение последующего времени использовался для отражения авианалетов немецкой авиации, получив при этом попадания бомб. После начала десантной операции немецких войск на Крите был отдан приказ о подрыве орудийных башен крейсера
Атака немецких пикирующих бомбардировщиков Юнкерс Ju 87 британских кораблей в греческой военно-морской базе в бухте Суда на Крите. Фотография сделана с немецкого самолета. Хотя британские ВМС Средиземноморского флота уничтожили или рассеяли идущий к Криту немецкий морской десант, затем они потеряли три крейсера и шесть эскадренных миноносцев, потопленных ударами люфтваффе с воздуха. Другие суда получили сильные повреждения
Итоги
Таким образом, немцы провели одну из крупнейших воздушно-десантных операций Второй мировой войны.
Силы воздушного десанта захватили важнейшие пункты острова, большую роль в победе сыграло полное господство немцев в воздухе. Немцы потеряли около 7 тыс. погибшими, пропавшими без вести и ранеными. Люфтваффе потеряло 147 самолётов сбитыми и 73 – в результате аварий (в основном транспортных). Потери союзников – свыше 6,5 тыс. погибших и раненых, 17 тыс. пленными. Потери британского флота (от действий немецкой авиации): три крейсера, шесть эсминцев, более 20 вспомогательных судов и транспортов. Также были повреждены три линкора, авианосец, шесть крейсеров, 7 эсминцев. Погибли около 2 тыс. человек.
На Гитлера потери ВДВ оказали такое удручающее впечатление, что он запретил подобные операции в дальнейшем. От Мальтийской операции окончательно отказались.
Однако, как бы дорого ни обошлась операция по захвату Крита, стратегически она себя оправдала. Действия британского флота в Средиземном море были ещё больше стеснены. Нефтяные районы Румынии защищены. Крит вместе с Родосом, занятым итальянцами, образовал удобный плацдарм для дальнейших операций Рейха в Средиземноморье.
Логично было развить успех, провести Мальтийскую операцию. Затем высадить ударную группировку в Сирии и Ливане, оттуда развернуть наступление в Ираке, восстановив там дружественный режим, и в Палестине. Встречными ударами из Ливии и Сирии раздавить врага в Египте. Далее можно было поставить под свой контроль весь Ближний и Средний Восток. Создать угрозу британской Индии. Это ставило Британию на грань поражения.
Однако Гитлер непоколебимо придерживался своих планов нападения на Россию. И операция на Балканах была для него лишь неприятной задержкой. В результате возможности, открытые захватом Греции и Крита, не были использованы, как и первые успехи Роммеля в Северной Африке.
Австралийский эсминец «Низам» (HMAS Nizam) входит в порт Александрия с союзными солдатами, эвакуированными с Крита
Немецкий грузовик проезжает мимо колонны британских военнопленных на Крите
Комментарии (43)