Иван Исаевич Болотников – довольно загадочная личность в русской истории. Его жизнь похожа на авантюрный роман. Да он и был, судя по всему, оттаянным авантюристом. О похождениях таких непоседливых натур интересно читать, лежа с книгой в руках на диване, но оказаться в их шкуре, пожалуй, мало кто согласится.
Когда родился – неведомо
Точная дата рождения Болотникова неизвестна. Да что там точная дата. Неизвестна и приблизительная. В справочниках иногда обозначают лишь год – 1565. Вообще не очень ясно, кем он был на самом деле. Есть несколько версий. По одной, был он холопом, бежавшим к казакам, а там попавшим в плен к туркам. По другой, был он казацким атаманом. По третьей, имеющей наибольшее хождение, Болотников был все-таки из боярских детей. Это значит, что он был дворянином. Однако из очень обедневших дворян. А потому продавал свое воинское умение кому ни попадя. Как пишут в умных книжках, продавал свою саблю тому, кто был знатен да богат. Но в историю Болотников попал, разумеется, не за то, что был наемником. А за то, что во времена русской Смуты поднял бунт, объединивший дворян, казаков и крестьян и превратившийся в натуральную гражданскую войну. Во времена СССР его бунт сравнивали с деяниями Емельяна Пугачева и Степана Разина
Авантюрист по природе
Как было уже сказано выше, Болотников представлял собой тип личности авантюрной. По крайней мере, до наших дней дошли до нас сведения такого характера: Иван Болотников зарабатывал на хлеб службой в боевых холопах у князя Андрея Телетявского. Несмотря на обидное по нынешним временам слово «холоп», в службе той ничего обидного не было. Боевые холопы – это не бесправные крепостные.
И к дворне они не относились. Это, скорее, телохранители. На такой службе было сытно. Но опасно. Да и вообще, сказано – авантюрист. Короче говоря, Болотников убежал от своего князя к донским казакам. И там душа его развернулась. Он участвовал в походах против всяческих «басурман», коими в те времена числили ногаев да крымских татар.
Ходил-ходил, пока не доходился. В одном из таких походов Болотников попадает в плен. К тем самым крымским татарам. Которые, люди дела, не морят его голодом и не убивают, а продают туркам.
Зачем ему эти галеры
На самом деле никто, конечно, не спрашивал у Болотникова, хочет ли он пойти гребцом на галеры. Дали весло в руки – греби. Греб несколько лет. Но тут вышла оказия: галера та вступила в бой с каким-то христианским кораблем. То ли немецким, то ли еще каким. И бой тот проиграла. Болотникова освободили. И он… нет, не вернулся на родину. Он то ли сам отправился, то ли его отправили в Венецию. Где он и жил несколько лет на немецком торговом подворье. Что он делал, доподлинно неизвестно. Известно только, что выучился он там немецкому языку. Ну, как известно? Вроде бы, выучился.
На родину! Там можно поживиться…
В Венеции и дошли до Болотникова известия, что на Руси-то неспокойно. Творится бог весть что! Что-то там с царем Дмитрием и его спасением, что-то вообще непонятное творится. Взыграло сердце авантюриста. И отправился он в Самбор. Где у Ядвиги, жены Юрия Мнишека, скрывался бывший приспешник Лжедмитрия I, некто Михаил Молчанов. Он принял Болотникова, представился тому чудесно спасшимся царевичем и отправил в Путивль с личным письмом к князю Григорию Шаховскому. При этом будто бы Болотникову было сказано нечто из разряда ныне знаменитой фразы «Денег нет, но вы держитесь». Дескать, много дать не могу, а вот тебе, дорогой соратник, тридцать дукатов. Еще вот тебе сабля да бурка. А как приедешь к Шаховскому, так тот и выдаст тебе от щедрот моих из моей же казны денег хороших и поставит тебя воеводой над тысячью человек. И тогда иди. И разберись с моими поданными, которые клятву преступили. А то самому мне что-то недосуг.
Начало миссии
Далее история развивалась следующим образом. Болотников с письмом Лжедмитрия номер два действительно прибыл в Путивль, где и получил от князя Шаховского войско. Не каких-то жалких тысячу человек, а двенадцать тысяч мотивированных бойцов. Якобы. Вот с этим войском Болотников пошел в Комарницкую волость, разнося «благую весть». Мол, видал я, братцы, самого царя Дмитрия. «Живага». Короче, начал мутить народ, который и так уже голову потерял от всяких диких и невиданных доселе событий. Василий Шуйский не дремал. Выслал войско на супостата. Вернее, отряд. Отряд тот, как осознал, что у супостата войска поболе, отступил восвояси. Так, собственно, и началась натуральная гражданская война. Сиречь, бунт.
Огнем и мечом
Болотников двинулся вперед. Города и городки на его пути один за другим признавали власть царя Лжедмитрия II и слали на помощь царскому воеводе все новые отряды бойцов. Войско разрасталось. К нему примкнуло ополчение из Литвы, которым командовал Истома Пашков. Люди верили, что Лжедмитрий II даст им и волю, и землю. Разумеется, они не подозревали, да и не могли подозревать, что всем плевать на их мечты, что они лишь, выражаясь по-современному, пушечное мясо, брошенное на убой за интересы Польши и Венеции. Что творил «царский воевода» в своем походе, описано в «Карамзинском хронографе». Люди по наущению вражескому чинили массовые расправы в городах и городках «украйных» и польских, и в северских. Бояр и воевод забивали камнями. Да и прочий люд не щадили. Кого позажиточней – грабили, иных бросали с башен, распинали на городских стенах, вешали за ноги.
Предъявите царя!
Так Болотников со своим войском добрался до самой Москвы, остановившись в селе Коломенском. Это всего-то семь верст от нее. Численность его отрядов продолжала расти. Положение было угрожающим и устрашающим. Причем настолько, что и москвичи уже готовы были сдаться на милость «воинам государевым». Но был вопрос: очень им хотелось увидеть царя. Покажите дескать, Дмитрия Ивановича. Предъявите царя! А царя не было. И не могло быть.
В поисках двойника
Болотников напрасно дожидался под Москвой «Дмитрия». К тому времени поляки еще просто не нашли очередного самозванца на русский трон. Такого, который был бы согласен на все польские планы, включая и военную авантюру против Турции. Был, конечно, Михаил Молчанов. Но его слишком хорошо знали в той же Москве. И за Дмитрия выдать его не получилось бы. Человека, хоть как-то походившего на Дмитрия, вернее, на Лжедмитрия I хотя бы фигурой, сыскали лишь в начале 1607 года на территории нынешней Белоруссии. Тогда же представили его народу в Витебске. А восьмого января тот составил манифест к Василию Шуйскому.
Разброд и шатания
Всем известно, что войско не должно долго сидеть без дела. Ему надо или воевать, или убираться восвояси на места, так сказать, постоянной дислокации. В те времена это означало разойтись по домам. В войске Болотникова от долгого безделия тоже начались разброд и шатания. К тому же войско было неоднородно. Часть его составляли боярские дети и дворяне, часть – простолюдины, часть – казаки.
И вожаки у них были разные. У одних верховодили Пашков и братья Ляпуновы. У других – сам Болотников. В конце концов сначала отряды Ляпуновых, а затем и Пашкова перешли на сторону Шуйского. Да и кроме них, на подмогу к Москве стали подходить люди, понявшие, что Болотников никого им так и не представит.
Бесславный конец
Болотников попытался пойти ва-банк, устроив штурм Симонова монастыря. Но был отброшен. Ушел с большими потерями в Калугу. И засел в обороне. Там ему повезло разбить часть московских войск. И он снова пошел на Москву, собрав около тридцати восьми тысяч человек. Но у реки был разбит. Ушел в Тулу, где был осажден войском Шуйского. В конце концов десятого октября 1607 года осажденные сдались. Болотникова сначала сослали на север – в Каргополь. Но потом решили, что такой может ведь и сбежать, и снова учинить бучу. Поэтому… выкололи ему глаза и утопили в проруби. Было это зимой уже 1608 года. Так бесславно и закончилась история русского авантюриста Ивана Исаевича Болотникова.
Так ли было на самом деле?
Как было на самом деле, никто толком не знает. По поводу биографии Болотникова до сих пор ведутся споры. Многие сомневаются даже в том, что он действительно был казнен, а не попал на службу к победителю. Темные века. Темная история.
Автор: Марк Ворон
Источник:
Комментарии (1)