То что нужно настоящему мужыку!

Крылья, которые мы подарили Америке


Пример: S-38, летающая лодка конструкции Сикорского над Нью-Йорком

Конечно, лидер в этом деле – Игорь Иванович Сикорский.

Похвал в адрес американских самолетов на наших страницах было сделано не то чтобы много, но достаточно и по справедливости.

Умницы из США натащили специалистов со всего света и сделали их американцами. Это общеизвестно. Очень сильно помогли в этом разнообразные конфликты по всему миру. Не стала исключением и революция в России.

Русская эмиграция не просто пополнила инженерный фонд США. На самом деле беженцы из России внесли весьма и весьма достойный вклад. Не один знаковый летательный аппарат был создан нашими соотечественниками.


В принципе, об этом человеке даже у нас написано столько, что сложно добавить что-то еще. Но Сикорский не был конструктором-одиночкой. Его фирма «Сикорский Эйркрафт» имела состав более чем в две сотни человек, почти все они были эмигрантами из России.

Фирма не создала много знаковых летательных аппаратов, но достаточно и первого в мире серийного вертолета R-4.


Об еще одном интереснейшем человеке я упоминал в рассказе про один американский истребитель. Хороший (по моему мнению) истребитель.

Помните «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого? Как Алексей Мересьев показывал в качестве аргумента статью про поручика Карповича, который летал в Первую мировую на протезе?

Речь идет об Александре Николаевиче Прокофьеве-Северском.


Не поручик, но мичман  авиации Балтийского  флота, 6 июля 1915 года при возвращении из боевого вылета он подорвался на собственной бомбе и был тяжело ранен. Ему ампутировали правую ногу. Тем не менее, он решил вернуться в строй и упорно учился ходить сначала на костылях, а затем с протезом. А потом снова стал летать. Участвовал в воздушных боях и побеждал.


Кто первым начал летать с протезом, Юрий Гильшер или Александр Северский, не ясно даже сейчас. Факт в том, что первым (и вторым) летчиком, садившимся за управление боевым самолетом с протезом ноги, был летчик русского воздушного флота, бесспорен.

Кроме повести Полевого, Прокофьев-Северский попал в литературу в качестве героя рассказа А. И. Куприна «Сашка и Яшка». Ему посвящены страницы в романе В. С. Пикуля «Моонзунд».

Не только летчик (и весьма хороший), но и прекрасный организатор, до революции Прокофьев много сделал для развития морской авиации России на Балтике. А потом, не приняв новый режим, уехал.

В США Прокофьев принял в качестве фамилии артистический псевдоним своего отца — Северский. Она для произношения американцев была проще, чем Прокофьев. И создал фирму «Северский Эйркрафт», в которую тоже привлек множество соотечественников из числа эмигрантов.

Позже Северский в 1939 году был не совсем законно отстранен от руководства компании и занялся экспертной работой на благо ВВС США и закончил карьеру на должности консультанта по военным делам при правительстве США.

А фирма, которую создал Северский, была переименована в… «Рипаблик Авиэйшн» и уже под этим именем выпустила самолет Р-47 «Тандерболт», ставший одним из лучших истребителей Второй мировой войны и названный в его честь штурмовик А-10 «Тандерболт-2», или «Бородавочник», который служит в ВВС США и сегодня.


Работы в «Северский Эйркрафт» Северский вел совместно с еще одним уроженцем Тифлиса, Александром Николаевичем Картвели.

Картвели стал главным конструктором фирмы «Северский Эйркрафт», а после увольнения Северского возглавил фирму.


Именно работам Картвели «Рипаблик» обязан появлением таких самолетов, как «Тандерболт», «Тандерстрайк», «Тандерчиф» и «Тандерболт-2».


Первый американский вертолет был построен фирмой «Хеликоптер корпорейшн оф Америка». Руководитель и главный конструктор фирмы носил фамилию Ботезат.


Георгий Александрович Ботезат был родом из Молдавии, из старой дворянской семьи. И тоже не нашел своего будущего на родине.

В США Ботезат занялся техническими разработками. 18 декабря 1922 г. состоялся первый полет вертолета под управлением самого Ботезата. Аппарат оторвался от земли на высоту около 2 м и находился в воздухе 1 мин. 42 с. Это был первый успешный полет вертолета в США.


С декабря 1922 г. по апрель 1923 г. на вертолете Ботезата было выполнено более 100 испытательных полетов. Максимальная продолжительность полетов составляла 3 мин. Вертолет мог поднимать до четырех человек, достигал высоты полета до 10 м, развивал скорость до 50 км/ч, был способен неподвижно зависать над землей.

Ботезат также разработал новый вид вентиляторного устройства по типу осевого турбокомпрессора, которое получило прописку на американских кораблях и  танках.

Константин Львович Захарченко.


Очень молодым человеком попал в США, где, проходя обучение в университете, основал фирму по выпуску самолетов со своим одногруппником и другом Джеймсом МакДоннелом. Да, тем самым, который «МакДонелл-Дуглас» впоследствии.

Фирма построила один самолет, потом Захарченко уехал в Китай. Там он построил авиационный завод и наладил работу КБ при заводе, запустив в серию первый китайский серийный самолет «Фусин» своей разработки.


В 1943 году Захарченко вернулся в воссозданную Джеймсом компанию «МакДонелл Эйркрафт», где строил вертолеты. В конце своего творческого пути Захарченко вплотную занялся разработкой ракетного  оружия.

В фирме «Кертисс-Райт» работал конструктором талантливый специалист по аэродинамике и конструктор Майкл Грегор.


Настоящее его имя – Михаил Леонтьевич Григорашвили, талантливый русский летчик-испытатель и владелец первого российского завода по производству воздушных винтов собственной конструкции. Кстати, в годы Первой мировой войны военное ведомство за счет изготовленных Григорашвили 3000 винтов не знало проблем в этом плане.

Строил Григорашвили и легкие самолеты, а в Канаде построил даже истребитель FDB-1. Так как его чаще всего упоминали как Майкла Грегора, то мало кто обращал внимание, что он был из России.

Борис Вячеславович Корвин-Круковский.


На мой взгляд, потеря для России сопоставимая с потерей Сикорского. Военный летчик, пионер внедрения радио в авиации, потерял в горниле революции всю семью.

Приехав в США, занялся гидродинамикой, строил летающие лодки. 1925 году Корвин-Круковский становится вице-президентом фирмы EDO, работавшей в гидроавиации. Поплавки этой фирмы использовались в сотнях моделях гидросамолетов более чем двух десятков стран (включая СССР).

Но главная заслуга Корвина-Круковского в том, что именно он помог Сикорскому в создании фирмы, подборе персонала, как сейчас скажут, «раскрутке».

Вообще, потери, которые понесла Россия в виде эмиграции авиационных инженеров, представить непросто. В Первую мировую в России хоть было свое авиастроение, но оно было весьма и весьма незначительное. Не было моторов, все самолеты, которые строили Сикорский, Лебедев, Гаккель и другие, летали исключительно на импортных моторах.

Но была реальная конструкторская школа, которая проектировала самолеты и готовила кадры. И вот эти кадры в один (хорошо, не в один) момент покинули страну.

Владимир Клыков, конструктор фирмы «Дуглас Эйркрафт», участвует в создании ДС-3, который как Ли-2 отработал всю Великую Отечественную в качестве самого массового транспортного самолета.

Михаил Ваттер, ученик самого Жуковского, строил для фирмы «Глен Мартин» летающую лодку РВМ «Маринер». И кто скажет, что это была не одна из лучших лодок того времени?

Федор Калиш, сотрудник фирмы «Консолидейтед», налаживал в СССР лицензионный выпуск «Каталин».

Янис Аккерман в фирме «Боинг» разрабатывал крылья для всех «Крепостей».

Михаил Струков строил транспортные самолеты в фирме «Чейз». С-123 долгое время не имел себе равных.

Владимир Клыков сотрудничал с фирмами «Эркрафт Девелопмент», «Детройт Эркрафт Корпорейшн», «Дуглас», «Вест Коаст Эркрафт». Сделал прочностные расчеты для более чем 60 моделей летательных аппаратов. Автор более 200 научных публикаций в области аэростатики, гидродинамики, прочности.

Сатин, Петров, Махонин, Кузнецов, Никольский, Бенсен, братья Исламовы… Список можно было бы продолжать еще и еще.

Это, к сожалению, факт: количество русских инженеров, которые трудились над созданием могущества США в небе, исчислялось сотнями. И это были не просто эмигранты, которым можно было бы доверить логарифмическую линейку, это были классные инженеры и конструкторы.

Да, им пришлось потратить много времени на «начни с начала», но тем не менее, они прошли эти этапы и продолжили работы над летательными аппаратами.


У нас в прессе (особенно в Интернете) время от времени проскакивают откровенно провокационные статейки на тему того, как ковался «меч для фашистской Германии» в СССР. Но мы ковали не только для Германии (если и ковали, лично я считаю это бредом), наши бывшие соотечественники работали и в Великобритании, и во Франции. Но основным местом приложения сил стали США. О чем пришлось пожалеть, наверное, но несколько позже.

И прекрасно, конечно, что уехали не все. Что остались те, кто смог выковать и щит, и меч нашей авиации. Но о потерях стоит сожалеть и помнить.

Автор: Роман Скоморохов

Источник: Крылья, которые мы подарили Америке
Опубликовал:
Теги: скорость история модель война будущее Америка

Комментарии (14)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Геннадий Сорока
А в СССР работал великий итальянец БАРТИНИ!!! Разработки Бартини, применяемые в авиации до сих пор, оказались настолько удачными, что были названы в его честь. "Крыло Бартини", "Кольцо Бартини", "Эффект Бартини"... Королев считал даже, что без Бартини не полетел бы в космос спутник. И Бартини был не одинок.
Статья хорошая но однобокая, пусть автор опишет всех иностранцев работавших в наших КБ.
Бузыкин Александр 
Абсолютно верно. Научный мир интернационален. В нашей стране после войны работало много немцев, сделавших многое для ядерной программы, ракетного вооружения, средств связи, химии, создания турбореактивной авиации.
Сергей Бройдо 
История нас ничему не учит, и сейчас мы продолжаем терять мозги, которые в нашей стране не нужны.
Сергей Шубин 
До 50-х годов инженеров в СССР было меньше, чем сейчас докторов наук. И берегли этих инженеров, как зеницу ока: пыль с них сдували.
А если и расстреливали кого, то "виновных" надо искать, в первую очередь, среди бездарных коллег (которые ничего не умели и поэтому строчили доносы). Ну и среди особо ретивых работников "органов", которые тоже очень хотели взобраться повыше по чужим головам.
А у грузина были дела поважнее – он же "великий".
Борис Леонтьев
Большинство людей не являются садомазохистами и извращенцами. Поэтому когда перед ними стоит выбор нормальная жизнь для них и их семьи или страдания и мучения ради непонятных идей - люди всегда выдирают нормальную жизнь. К сожалению в России вплоть до настоящего времени не привыкли на государственном уровне ценить учёных и талантливых инженеров. Государство у нас существует для чиновников и только для них.
Да, США покупают и переманивают мозги со всего мира. А что мешает нам делать это же? Или хотя-бы достойно оценивать тех кто у нас уже есть? Пусть ученые и талантливые инженеры получают как чиновники и депутаты, а депутаты и чиновники как МНС или лаборанты. И всё в этой стране наладится.
Валерий Потемкин 
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
Молодец Борис чиновники погубят Россию.армия их растёт с каждым годом.но законы издают они и надежд на изменения очень мало.
Борис Леонтьев
Валерий, армия чиновников у нас растёт потому, что их число регулируют не те, в чьих интересах они должны работать - т.е. народ, а те, кому они подчиняются, облегчают жизнь и приносят доход - т.е. их начальство, такие же чиновники но на более высоком уровне.
Валера Апёнышев
ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ КРЫЛЬЯКОТОРЫЕ РОСИЯ ПОДАРИЛА АМЕРИКЕ. НУ И СЛАВА БОГУ ЧТО ОНИ РЕАЛИЗОВАЛИСЬ В АМЕРИАЕ. ВО ПЕРВЫХ СОЗДАЛАСЬ КОНКУРЕНЦИЯ И ВОЗНИКЛИ НОВЫЕ АВИКОНСТРУКТОРЫ - ЯКОВЛЕВ,ЛАВОЧКИН,МИКОЯН,МИЛЬ, КАМОВ И МНОГИЕ ДРУГИЕ. ТАК ЧТО МЫ САМИ СЕЕБЕ ПОМОГЛИ
Питер Петренко 
"СОЗДАЛАСЬ КОНКУРЕНЦИЯ И ВОЗНИКЛИ НОВЫЕ АВИКОНСТРУКТОРЫ - ЯКОВЛЕВ,ЛАВОЧКИН,МИКОЯН,МИЛЬ, КАМОВ И МНОГИЕ ДРУГИЕ" - Валерий, это было СОВСЕМ в другом государстве, в СССР. А наше государство - Российская Федерация - Ничего не дарила США, а данные авиаконструкторы к ней не имеют отношения. Хоть наши власти и присваивают себе даже Победу над гитлеровцами.
Валера Апёнышев
П.П. ВЫ ВЕРОЯТНО БОЛЬШОЙ СКЕПТИК ,ИЛИ КАК ВАС НАЗВАТЬ... НЕ ПАТРИОТ РОССИИ. МЫ ВСЕ НЕ ОТДЕЛЯЕМ СЕБЯ ОТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СССР И РФ. И СРАЗУ ЖЕ СТАНОВИТЬСЯ ВИДНО, КТО ЧЕМ ДЫШИТ. Я УВАЖАЮ ВАШЕ МНЕНИЕ. НО ОНО НЕ ВЕРНОЕ.
александр грушихин 
И опишит в каких условиях работали наши инженера м конструкторы и скольких расстрелял великий грузин.
Питер Петренко 
"Крылья, которые мы подарили Америке" - так какие крылья Российская Федерация подарила США?!
Валерий Богданов
Революции во многих странах инициировались или поддерживались Западом и США не только для смены режима или завоевания новых рынков сбыта , но и не менее важным является создание или провоцирование хаоса , при котором гораздо легче склонять специалистов для работы в интересах своих стран.В результате хаоса и буржуазной революции в СССР конца 90-х, поддержанных Западными странами и США, иммигрировало из бывших республик СССР гораздо больше специалистов , чем после революции 1917 года и гражданской войны.В конечном итоге страна была разрушена , а большая часть уникальных советских разработок вместе с разработчиками стали достоянием иностранных государств.Вот почему Запад и США не жалеют средств для организации цветных, и не только цветных, революций - ничего личного,только бизнес.
Петр Лопух 
Хорошо, что есть Сухой1
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Почему в Америке люди ходят в обуви в доме
Почему в Америке люди ходят в обуви в доме
9
Все о работе руками 09:01 24 май 2024
Глобалисты нанесли контрудар по Америке
Глобалисты нанесли контрудар по Америке
6
Ваши новости 00:30 12 ноя 2020
Возможно, придется переписывать книги по истории: в Америке найдено старейшее в мире оружие
Возможно, придется переписывать книги по истории: в Америке найдено старейшее в мире оружие
3
Мужской журнал 05:59 08 ноя 2018
Россия в америке
Россия в америке
1
Ваши новости 20:00 16 янв 2022
Учеба в США: вещи, которые вас шокируют
Учеба в США: вещи, которые вас шокируют
39
Мужской журнал 11:01 05 июл 2021
Почему в Америке строят дома из картона?
Почему в Америке строят дома из картона?
16
Все о работе руками 15:00 30 сен 2020
Про надежные крылья
Про надежные крылья
0
Ваши новости 10:40 23 май 2021
Россиянка, вернувшаяся из США в Россию: В Америке живут в грязи и страхе
Россиянка, вернувшаяся из США в Россию: В Америке живут в грязи и страхе
51
Ваши новости 13:00 19 май 2019
10 фактов, которые дико бесят русского в США
10 фактов, которые дико бесят русского в США
7
Ваши новости 14:01 23 авг 2021
Фетисов на примере дочери пояснил, почему у настоящих патриотов дети учатся в Америке
Фетисов на примере дочери пояснил, почему у настоящих патриотов дети учатся в Америке
60
Ваши новости 04:01 08 июн 2020
Что за таинственные штуковины надеты на колеса тягачей в Латинской Америке
Что за таинственные штуковины надеты на колеса тягачей в Латинской Америке
1
Авто-Тема 11:58 12 дек 2019
Как выжать максимум из маленькой квартиры: квадратные метры счастья
Как выжать максимум из маленькой квартиры: квадратные метры счастья
0
Все о работе руками 06:20 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства