То что нужно настоящему мужыку!

Кто такие абхазские негры: откуда на Кавказе взялись чернокожие

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Дарья Лукьянова

На Кавказе проживают десятки этнических групп. Пожалуй, самая необычная из них ― чернокожие абхазы. О том, как они появились на просторах кавказских гор, ходят легенды, предлагаем вам узнать некоторые из них.

Как африканцы появились на Кавказе

О том, что на Кавказе живут негры, известно давно. По некоторым источникам, живут они тут с XVII века. Веками домом этого народа служила деревня Адзюбжа в Абхазии, а также поселения поблизости. Еще в 1914 году Павел Ковалевский, известный ученый, сфотографировал одну из местных семей из Адзюбжи для своей книги «Народы Кавказа». Также известен снимок американца Джорджа Кеннана, который запечатлел чернокожего кавказца во второй половине XIX века во время  своего путешествия по Российской империи.

Снимок, опубликованный П. И. Ковалевским. Фото: wikipedia.com

Откуда появились негры в Абхазии, точно никто не знает. Одна из легенд гласит, что когда-то местный князь Шервашидзе закупил сотни рабов в Африке, чтобы они работали на его плантациях. Однако, насколько эта теория правдива, остается только гадать: если это правда, то в таком случае это, пожалуй, единственный случай импорта людей из Африки на Кавказ.

Согласно другой версии, абхазские негры ведут свою историю от Петра I, который держал чернокожих людей при дворе и преподносил их в качестве подарка вельможам, в том числе и жившим на Кавказе. Есть и более древняя теория появления африканцев в этом регионе: они были потомками колхов, древнего народа, который населял Кавказ. Но и эта версия хромает: в Колхиде, в которую отправились в путешествие древнегреческие аргонавты за Золотым руном, не было черного населения.

Воины Кавказской туземной конной дивизии, среди которых один ― абхазский негр. 1914 г. Фото: moya-planeta.ru

Кроме этого, абхазских негров связывают с другими народами Африки, в частности, с эфиопами. К такому выводу исследователи пришли, сравнивая топонимику Эфиопии и Абхазии: некоторые названия населенных пунктов и территорий очень похожи.

Ну и конечно, не обошлось без романтики: говорят, что негры на Кавказе появились после кораблекрушения. Судно перевозило рабов из Африки и потерпело бедствие. Африканцы укрылись на континенте, поселившись в устье реки Кодор, где она впадает в Черное море. Правда, эту версию также подвергают критике, ведь судно не могло заплыть в этот район, так как побережье Черного моря находится слишком далеко от морских путей, по которым перевозили африканцев.

Нуца Абаш, которая в СССР стала настоящим феноменом: к ней приезжали журналисты, чтобы узнать африканскую историю абхазцев. Фото: sputnik-abkhazia.ru

Вполне возможно, что каждая из этих версий верна, и негры в Абхазии появлялись на протяжении не одного столетия. Так, одна из семей Абаш поселилась на берегу моря благодаря князю Абашидзе: он привез африканцев в качестве своих работников на чайных плантациях в 1840-х годах. Именно его фамилию семья сегодня и носит. Одна из потомков тех самых работников, Нуца Абаш, стала настоящей знаменитостью. Женщина, родившаяся в 1927 году, далеко не раз принимала у себя в гостях журналистов и рассказывала историю своей семьи.

Африканцы, которые считают себя абхазцами

Сегодня среди местных жителей Адзюбжи непросто узнать африканцев, ведь они все давно смешались с местными жителями. Однако у старшего поколения все же можно заметить характерные черты негроидной расы: пухлые губы, жестки черные кудри и более темную кожу. Уже в XIX веке абхазские негры считали себя такими же абхазцами, как и другие жители этих территорий: они переняли их обычаи, свободно разговаривали на абхазском языке и чтили местные традиции.

Семья Абаш из Абхазии. Нуца ― вторая слева. Фото: sputnik-abkhazia.ru

Все же их называли по-особенному: «шави-каци», что дословно переводится как «черные люди». Однако это не было каким-то оскорблением, и уж тем более их никто не подвергал гонениям: здесь в норме вещей были смешанные браки, а чернокожих всегда уважали за их трудолюбие. В основном они занимались сельским хозяйством и не хотели перебираться в города и работать на заводах. Так что за десятилетия негры растворились среди абхазского народа, передав своим потомкам характерные черты внешности.

Посмотрите  уникальный фотопроект о том, как меняется человек, когда надевает национальный костюм.

Источники:

  1. archive.is;
  2. apsuara.ru.


Источник: https://travelask.ru/blog/posts/34057-kto-takie-abhazskie-ne...


Источник: Кто такие абхазские негры: откуда на Кавказе взялись чернокожие
Опубликовал:
Теги: история Интересно деревня дом дарья абхазия

Комментарии (6)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Виктор Волгов 
Видел в Сочи в 1975 году, абхазского негра. Обычный мужик в сером дешёвом костюме с авоськой (сеткой) в руке. В сетке бутылка молока, батон... Лицо круглое, русское. чем-то на моего дядьку похож. Произвел лёгкое удивление.
Бузыкин Александр 
Смешение рас. В бытность своей срочной службы в Монголии (1987-1988) видел в районе Эрхета диковинку - местных мальчишек-монголов. Голубоглазые и сероглазые, рыжие и светлые. Ни один ни слова не знал по русски. Оказалось, дальние потомки казаков Унгерна и Семенова, осевших в северных монгольских степях южнее Джалайнора.
Ольга Ефремова
А дедушек их , казаков , не было? или о них только помнили?
, борис
местнорусские есть очень красивые я работал в МНР 2 год70-72 и служил в 67 . а абхазы -негры эфиопыиудеи от изгнания евреев персами
Ольга Ефремова
Удивительно! Не встречала ни разу. А почему гадания, откуда они взялись? Наверняка в их семьях есть семейные предания, по которым можно понять ,как они попали на Кавказ.
алексей, да, да алексей
КАК ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ: ЛЕЗГИНЫ И ЕВРЕИ ИЛИ ЕВРЕИ И ЛЕЗГИНЫ?
http://lezgi-yar.ru/news/lezginy_i_evrei/2011-04-13-184
11:00
Лезгины и евреи
ЛЕЗГИНЫ И ЕВРЕИ - АНДРЕЙ ЗЕЛЕВ.
Лезгины по мнению израильского историка Цви Касдая являются потомками одного из 10 колен Израиля, которых увёл в плен ассирийский царь Санхерив. Не знаю, из каких соображений свой вывод сделал Цви Касдай, но Я пришёл к аналогичным выводам .
На еврейское происхождение лезгин указывают многие факты: Имя вождя лезгин, действующий вместе с хазарами (хазары – евреи, имевшие на Северном Кавказе, в Дагестане собственное государство, разгромленное в 965 Святославом) против арабов (VIII в.) – Сабас, образовано от «шабат». Армянский историк Есаи Хасан-Джалалян называл лезгин хазарами, что видимо означает, что как и хазары, лезгины были евреями.
В столице лезгин – селении Ахты (Дагестан) живет одна из исламизированных еврейских групп. Судя по всему эта столица лезгин была когда-то еврейским городом. Сомо её название Ахоти – еврейское («Сестра», см. ниже). Всеволод Миллер в 1894 писал: «Жители села Ахты (Дагестан) до сих пор сохраняют воспоминания о том, что их предки были евреями, что и сейчас там есть лезгины, зажигающие в пятницу вечером свечи». Ещё в начале XX в. там показывали свитки «Сефер Торы», которые прежде хранились в местной синагоге.
Ныне в этой синагоге находится мечеть, которая является самым древним строением в Ахтах. Название селения Ахты происходит от еврейского «ахоти» – «сестра». Говорят, что один из наиболее уважаемых священнослужителей, убедившись в том, что антисемиты готовы безжалостно уничтожить еврейскую общину села за отказ её жителей принять ислам, первым принял ислам и выдал свою сестру за предводителя юдофобов, тем самым, показав пример непокорным односельчанам и отведя нависшую над ними угрозу поголовного истребления. Произошло это при Надир-шахе. После этого село было переименовано в Ахоти, которое со временем видоизменилось в "Ахты".
У местных лезгин сложено много легенд и песен на эту тему. Легенды также рассказывают, что выдача еврейки замуж за предводителя мусульман смягчила сердца последних, и многим евреям удалось скрыться в горах, избежав отступничества. У Миллера сообщается, что ахтинцы приняли мусульманство 150–155 лет тому назад (с поправкой на дату написания труда – 240–245 лет назад), и что в Ахты имеются 2 мечети, одна из которых – более древняя – некогда служила евреям синагогой. Если верить преданиям, над дверью этой мечети древнееврейскими буквами была высечена дата сооружения здания и имя того, на чьи средства оно построено.

В этой старой мечети, сообщает Миллер, «...и сейчас хранится один экземпляр свитка Торы, а другой находится у одного местного богача». В подтверждение высказываний Миллера уместно напомнить, что один из коренных жителей села Ахты, лезгин, переехавший жить в Дербент ещё в 30-е гг. – некто Давлетханов – не скрывал, что его предки евреи, и что его мать всегда ставила субботние свечи, в субботу не готовила обед и вообще не делала ничего, что евреям запрещено делать в этот день. Он также говорил, что у них в доме спрятан свиток Торы и другие религиозные атрибуты. На вопрос, почему бы всё это не отдать в синагогу, он отвечал: «По завещанию наших предков, эти вещи должны вернуться к народу тогда, когда наша община, насильственно превращённая в мусульман, вернется в лоно своей религии...».
Время принятия ахтинцами мусульманства по Миллеру совпадает с нашествием Надир-шаха, что подтверждает народные воспоминания. Как рассказывают, ещё сравнительно недавно в некоторых ахтынских семьях перед Субботой женщины зажигали свечи, доставали старые еврейские книги и читали какие-то молитвы, правда, смысла прочитанного они не понимали.
В Ахты до сих пор с почтением относятся к месту, где находилась синагога-мечеть. Это здание развалилось в 30-е, когда уже некому было нести там службу, поскольку служители культа были репрессированы. Население не позволяет использовать камни развалин для строительства других зданий. Еврейское кладбище села Ахты находится над самым селом, по направлению к Рутулу. Летом там пасётся скот, однако за тем, чтобы скотина не вошла на территорию кладбища, где ещё остались надгробные камни, тщательно следят. В «Ахты-Наме» историю исламизации рассказывают несколько иначе.
По «Ахты-Наме» хазарский каган захватывает Южного Дагестана и о назначении хазарами в сел. Микрах правителем некоего Самсама. Против хазар, точнее против Самсама, выступают арабы во главе с Абу Муслимой и Дарвишайи и городок Рутул. Сведения «Ахты-наме» о хазарах в долине р. Самур перекликаются с сообщением арабского историка IX в. ал-Балазури, что Марван ибн Мухаммад, после того как разбил хазар, поселил часть их "между Самуром и Шабираном, на равнине в земле Лакз. В «Истории Абу Муслима» сообщается, правда с некоторыми отступлениями, о тех же событиях: Абу Муслим, покорив Ширван, пришел в Южный Дагестан, построил мечеть в Ахты, поселил там свою сестру, выдав её предварительно замуж за еврея – предводителя села Ахты – Исхака Кундишкана (Дарвишай «Ахты-Наме»).

Интересно и то, что имя этого еврея очень похоже на имя арабского полководца хазарского происхождения Исхака ибн Кундаджика. Следовательно в момент прихода арабов (и утверждения ими ислама) во главе лезгин был еврей. Еврейской видимо была и вся страна лезгин, ибо еврейскими и хазарскими были не только Ахты, но и другие селения.
--------------------------------------------------
СЕЛО УСУГ. АГУЛЬЦЫ, ЛЕЗГИНЫ.

Интересный материал! Внимательно посмотри все, причем не один раз, но, особенно, с 41 секунды («здесь жили евреи»), с 1:10 секунды («начальные жители здесь евреи») и с 11 минуты, 50 секунды, где прямо говорит глава селения, о своих односельчанах: "Наверное, это евреи приняли мусульманство".
--------------------------------------------------
ЕВРЕЙСКАЯ ОБЩИНА АХТЫ
http://cyclowiki.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%90%D1%85%D1%82%D1%8B
Еврейская община Ахты — совокупность евреев, которые когда-либо жили в Ахты (Дагестан).
По необщепринятому мнению некоторых исследователей, до нашествия Надир-шаха в 1797−1799 годах Ахты было еврейским поселением[1].
По преданиям, древними жителями Ахты были евреи, вероятно горские евреи, или местные лезгины, принявшие иудаизм во времена Хазарского каганата.
Согласно древним рукописям («Ахты-наме», «Истории Абу Муслима»), во времена Арабо-Хазарских войн, Ахты управлялись евреем Исхаком Кундишканом. В «Истории Абу Муслима» сообщается, что Абу Муслим, покорив Ширван, пришёл в Южный Дагестан, построил мечеть в Ахты, поселил там свою сестру, выдав её предварительно замуж за еврея — предводителя села Ахты — Исхака Кундишкана[2].
По преданию горских евреев, евреи Ахты были выходцами из Ирана (Мидии):
Мы — выходцы из Ирана. Из Ирана мы переселились в Мидийскую страну (между Ираном и Азербайджаном). Жили мы там сколько-то лет под властью под рукой государя Персии и Мидии.
Из Мидии половина евреев ушла в Самарканд и Бухару, а мы пришли в земли Евлаха, Гёкчая, Барды, Мир-Башира, Агдама.
Из Агдама наши евреи поднялись в Закаталы, из Закатал перешли в Рутул, потом из Рутула спустились в Ахты. Из Ахтов одни ушли в Кусары (они сейчас живут в Кубе), другие ушли в Дерей-Гатта, близ Маджалиса, третьи — в Аксай, а оттуда в Хасавьюрт[3].
Само название села Ахты (Ахоти) — еврейское, и переводится как «сестра». По легенде один из уважаемых священнослужителей, узнав, что полчища Надир-шаха (1688−1747 годы) готовы уничтожить население за отказ принять ислам, первым принял ислам и выдал свою сестру за одного из предводителей персидского войска. Село было переименовано в Ахоти, которое со временем видоизменилось в «Ахты». У местных лезгин сложено много легенд и песен на эту тему. Предания гласят, что выдача еврейки замуж за предводителя мусульман смягчила сердца последних, и многим евреям удалось скрыться в горах, избежав отступничества. Время принятия ахтынцами ислама, согласно историческим источникам, совпадает с нашествием Надир-шаха, что подтверждает народные воспоминания[4].
Предание о разрушении воинами Надир-шахом аула Ахты сохранилось в памяти жителей соседних лезгинских деревень. Евреи Ахты в массе своей отказались принять ислам. В деревню прибыл карательный отряд: «кони давили копытами детей; взрослых связывали по рукам и ногам и бросали в бурную реку». Часть жителей Ахты всё же согласилась принять ислам. Столь же трагическая участь постигла и евреев аула Джалган в окрестностях Дербента, «кровь которых лили, как воду. Очень немногие из них приняли магометанство»[5].
Всеволод Миллер в 1894 году писал: «Жители села Ахты (Дагестан) до сих пор сохраняют воспоминания о том, что их предки были евреями, что и сейчас там есть лезгины, зажигающие в пятницу вечером свечи»; «Жители с. Ахти (Кюринского округа, на Самуре) до сих пор (1928 год) как и 40 лет назад, сохраняют воспоминание о том, что их предки были «евреями»»[6].
Миллер пишет, что как сообщают, «и сейчас» в Ахты есть лезгины, зажигающие в пятницу вечером свечи. Ахтинцы приняли мусульманство сравнительно недавно, лет 150 тому назад (с поправкой на дату написания труда — 240–245 лет назад), и с переменой религии переменили и свою национальность и стали называться лезгинами. У них сейчас имеются 2 мечети — старая и новая. В старой наверху на камне видна надпись еврейскими буквами, именно «тарих» то есть сообщение о времени постройки мечети. В этой старой мечети во время Миллера всё ещё хранился один экземпляр Торы, а другой имелся у одного местного богача. Ахтинцы прежде чем окончательно расстаться со своей древней религией, в течение долгого времени, наружно исполняя мусульманские обряды, тайно совершали и свои прежние. Миллер полагал, что относительно всех подобных селений, где ещё жива еврейская религиозная традиция, следует предположить сравнительно недавний (как и в Ахти) переход их в ислам. Если бы такой переход произошёл уже при завоевании Дагестана арабами, то есть более 1 тысячи лет тому назад, — как сообщали про своих предков ахтинцы И. Ш. Анисимову 40 лет тому назад, то, конечно, никаких подобных следов еврейства (сохранения Торы, зажигания свечей) не могло бы сохраниться[6].
Ещё в начале 20 в. в Ахты показывали свитки «Сефер Торы», которые прежде хранились в местной синагоге. Ныне в этой синагоге находится мечеть, которая является самым древним строением в Ахтах.
Горско-еврейский этнограф Илья Шербетович Анисимов (1862−1928 годы) сообщал, что жители Ахты «хранят, как святыню, еврейские книги, перешедшие к ним от их предков-евреев»[7].
[править]
Лезгины[править | править код]
По мнению израильского историка Цви Касдая, лезгины являются потомками одного из колен Израиля, которыe увёл в плен ассирийский царь Санхерив[45][46]. В начале XX века К. М. Курдов высказал мнение, что кюринцы (то есть лезгины) «…подверглись метисации со стороны представителей семитического семейства, главным образом горских евреев»[47]. Б. В. Миллер в своей работе «Таты, их расселение и говоры» пишет: «Жители с. Ахты (Кюринского округа, на Самуре) до сих пор (в 1928 г.) как и 40 лет назад, сохраняют воспоминание о том, что их предки были «евреями»[48]. Известный французский антрополог Жан-Луи-Арман Катрфаж считал, что лезгины имеют еврейские корни[49].
----------------------------
Чаще всего таты (горские евреи) являются потомками иранских (настоящих) евреев. До середины XIX века горские евреи жили преимущественно на юге Дагестана и севере Азербайджана, впоследствии они стали расселяться сначала в города на севере Дагестана, затем в другие регионы России, а позже — в Израиль.
ПО МНЕНИЮ К. М. КУРДОВА, В АНТРОПОЛОГИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ ГОРСКИЕ ЕВРЕИ СХОДНЫ БОЛЕЕ ВСЕГО С ЛЕЗГИНАМИ.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Кто такие абхазские негры
Кто такие абхазские негры
5
Мужской журнал 09:01 16 апр 2018
Кто такие русалки, и откуда они взялись
Кто такие русалки, и откуда они взялись
4
Мужской журнал 11:01 28 авг 2019
Дело тёмное. Куда пропали «кавказские негры», считавшие СССР своей родиной?
Дело тёмное. Куда пропали «кавказские негры», считавшие СССР своей родиной?
6
Мужской журнал 09:01 01 дек 2020
Метановые пузыри на Байкале: откуда они взялись и почему опасны?
Метановые пузыри на Байкале: откуда они взялись и почему опасны?
6
Мужской журнал 11:01 07 янв 2022
Откуда взялись братки 90-х
Откуда взялись братки 90-х
67
Ваши новости 12:46 10 авг 2020
Откуда взялись кошки
Откуда взялись кошки
1
Мужской журнал 08:00 29 июл 2021
Россия показала Турции, кто является хозяином на Кавказе
Россия показала Турции, кто является хозяином на Кавказе
27
Ваши новости 05:16 28 сен 2020
Зубы дракона: Откуда на Украине взялись нацисты?
Зубы дракона: Откуда на Украине взялись нацисты?
1
Ваши новости 10:00 18 сен 2018
Где на Кавказе рождаются блондины, и почему так происходит
Где на Кавказе рождаются блондины, и почему так происходит
3
Мужской журнал 11:01 09 сен 2021
Откуда Россия берёт деньги?
Откуда Россия берёт деньги?
73
Ваши новости 15:01 22 сен 2021
Жестокие символы доблести на Кавказе в XIX веке
Жестокие символы доблести на Кавказе в XIX веке
22
Мужской журнал 09:01 23 сен 2019
Уловки ГИБДД, чтобы водитель согласился со штрафом
Уловки ГИБДД, чтобы водитель согласился со штрафом
2
Авто-Тема 10:05 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства