То что нужно настоящему мужыку!

Кто же был главным конструктором Т-34?


История создания  танка Т-34 пришлась на период «большого террора» и во многом была трагичной для его создателей. Согласно канонической советской историографии, создание Т-34 связывают исключительно с именем главного конструктора Михаила Кошкина, сменившего в декабре 1936 года репрессированного Афанасия Фирсова. Следует отметить, что для разработки прорывной конструкции танка нужен был конструкторский гений, а Кошкин таковым не был.

Начало разработки первого советского танка


Для объективной оценки вклада каждого из них необходимо вернуться в то время, когда только начинала формироваться советская танковая школа. До конца 20-х годов в Союзе не было танков собственной разработки, только в 1927 году военные выдали требования на разработку первого советского «маневренного танка» с пулеметно-пушечным вооружением. Разработку танка Главное конструкторское бюро Орудийно-арсенального треста передало в Харьков на ХПЗ им. Коминтерна (завод №183), где для разработки танка была создана специализированная конструкторская группа (преобразованная в 1929 году в танковое конструкторское бюро Т2К), которую возглавил молодой талантливый конструктор Иван Алексенко (1904), руководивший КБ до 1931 года. В группе работали такие же молодые конструкторы, в том числе и будущий главный конструктор Александр Морозов.


В короткое время конструкторы разработали документацию на танк, и в 1929 году был изготовлен опытный образец танка Т-12. По результатам испытаний танк был переработан в танк Т-24, изготовлена опытная партия в количестве 25 машин, по результатам испытаний началась доработка их конструкции, но в июне 1931 года работы было приказано прекратить и начать проектирование колесно-гусеничного танка БТ.

Это было связано с тем, что военное руководство решило не вести «с нуля» разработку отечественных танков, а заимствовать опыт западных конструкторов и производить по лицензии зарубежные танки: американский «Кристи» М1931, ставший прототипом быстроходного БТ-2, и английский « «Виккерс шеститонный», ставший прототипом легкого Т-26. Производство БТ-2 разместили на ХПЗ, а Т-26 — на Ленинградском заводе «Большевик». Так в Союзе начали складываться две школы танкостроения.

В Харькове руководство ХПЗ и конструкторы противились такому повороту событий, не спешили внедрять в производство БТ-2 и старались завершить доводку Т-24. Москва настояла на своем решении, и работы по БТ-2 медленно стали набирать обороты. Начальник конструкторского бюро Т2К Алексенко считал, что копировать иностранную технику непатриотично, надо создавать свою танковую школу, и в знак несогласия подал заявление и уволился.

В КБ работала только молодежь, в основном без высшего технического образования, поддерживавшая устремлениями Алексенко довести свой танк Т-24. Для усиления КБ решением коллегии ОГПУ в декабре 1931 года начальником КБ был назначен талантливый и опытный инженер Афанасий Фирсов, сидевший в одной из московских «шарашек», приговоренный к пяти годам заключения за «вредительскую деятельность». Назначение Фирсова сыграло судьбоносную роль для КБ и советского танкостроения.

Кто такой Фирсов


Фирсов родился в 1883 году в семье бердянского купца, после окончания железнодорожного училища высшее образование получал в высшей технической школе в Митвайде (Германия) и политехническом институте в Цюрихе (между прочим, его заканчивал и Альберт Эйнштейн), специализировался на проектировании дизелей. Получив высшее образование, работал конструктором на заводе «Зульцер».

В 1914 году вернулся в Россию, на Коломенском машиностроительном заводе стал работать над созданием дизелей для подводных лодок, потом главным механиком завода «Красная Этна» в Нижнем Новгороде, а в 1927 году на Николаевских заводах имени Андре Марти — главным инженером по дизельному строительству.

В 1929 году как представитель «старорежимных сословий» проходил по делу о контрреволюционной вредительской группе на заводе, свою вину не признал, и ее не доказали, но в связи с такими подозрениями он в 1929 году уволился и переехал в Ленинград, где его как специалиста пригласили на завод «Русский дизель».

Шел 1930 год, начался процесс над членами Промпартии, среди обвиняемых оказался близкий знакомый Фирсова, ему припомнили «николаевское дело», арестовали и приговорили к пяти годам заключения. Квалифицированный специалист, он работал в одной из московских «шарашек» под непосредственным руководством Орджоникидзе, здесь он стал заниматься проблемами танкостроения, и в 1931 году под охраной был отправлен в Харьков возглавлять «непокорное» танковое КБ.

Вначале коллектив создателей Т-24 не очень приветливо встретил назначенца «сверху», но одаренный и разносторонне развитый Фирсов, инженер с энциклопедическими знаниями, быстро завоевал авторитет и уважение. По свидетельству современников, находясь под круглосуточным контролем ОГПУ и живя при заводе, поскольку семья осталась в Ленинграде, он с головой окунулся в работу. Фирсов умел хорошо и четко организовать труд своих подчиненных, выдержанный, уравновешенный в общении, он стремился передать свой опыт подчиненным. Вместе с ними изучал технические новинки зарубежных фирм, поощрял изучение иностранных языков.

Разработка семейства таков БТ и дизельного двигателя В2


Перед Фирсовым бала поставлена задача организовать на заводе качественное производство танков БТ-2, которые имели много недоработок и дефектов в основных агрегатах, силовой установке и узлах ходовой части. Двигатель «Либерти», покупаемый в США, был капризным, нередко перегревался, при пуске были случаи его возгорания. Освоение серийного производства этих танков шло с трудом также в связи с отсутствием на заводе базы, способной освоить производство нового танка в таких количествах, из армии часто приходили рекламации о выходе из строя коробок передач.

Фирсов с коллективом молодых конструкторов приложил много труда для доработки конструкции танка и совершенствования технологии его производства. Постепенно проблемы уходили, под его руководством были разработаны танки БТ-5 и БТ-7, продолжившие линейку машин этого семейства. В 1935 году за разработку танка БТ-7 Фирсова наградили орденом Красного Знамени.



На заводе с 1932 года под руководством начальника дизельного одела Константина Челпана велась разработка 400-сильного танкового дизельного двигателя БД-2 (быстроходный дизель), будущего В2. Челпан не раз свидетельствовал, что квалифицированный специалист по дизелям Фирсов внес большой вклад в создание этого двигателя. Военные и лично Сталин внимательно следили за ходом работ по дизелю. Первый образец БД-2 был продемонстрирован руководству страны в 1934 году. За эту разработку завод, директор Бондаренко и Челпан были удостоены орденов Ленина.

Концепция нового танка и репрессии


Занимаясь совершенствованию колесно-гусеничных танков семейства БТ, опытный инженер Фирсов видел, что это тупиковое направление, здесь не может быть прорыва. Он начал искать пути создания принципиально нового танка, под его руководством небольшая группа в составе Александра Морозова, Михаила Таршинова и Василия Васильева в течение 1935 года вела проработки такого танка.

Фирсов заложил первичный технический облик будущего Т-34 и его основные технические характеристики. Васильев вспоминал:

Уже в конце 1935 г. на столе главного конструктора лежали проработанные эскизы принципиально нового танка: противоснарядное бронирование с большими углами наклона, длинноствольная 76,2-мм пушка, дизельный двигатель В-2 , масса до 30 т…


От танка семейства БТ новый танк получил «в наследство» полностью сварной корпус и «подвеску Кристи», от колесно-гусеничного движителя отказались в пользу чисто гусеничного.

В 1936 году ХПЗ им. Коминтерна переименовывают в завод №183, а КБ Т2К присваивают индекс КБ-190, в конструкторском бюро ведется проработка узлов и агрегатов нового танка, но летом 1936 года на заводе начинаются репрессии. Причиной послужили массовые рекламации из войск по причине выхода из строя коробок передач танков БТ-7. В конструкции танка действительно были конструктивные недостатки, к тому же войсках увлеклись эффектными прыжками на этом танке с трамплина, что, естественно, влияло на работоспособность БТ-7. Машину стали называть «вредительским танком», Фирсова отстранили от должности, но оставили работать в КБ.

Вместо Фирсова в декабре 1936 года Орджоникидзе, хорошо знавший Михаила Кошкина, переводит его из Ленинграда в Харьков и назначает начальником КБ-190. Нового главного конструктора встречал лично Фирсов, продолжавший работать в КБ вплоть до ареста и кропотливо вводивший его в курс дела.

За короткое время Морозовым под руководством Фирсова была разработана новая коробка передач, внедрена в производство, и вопрос был закрыт, но приближались 1937 год и «большой террор». Фирсову не забыли его «вредительскую деятельность» в Николаеве и Ленинграде. В марте 1937 года его вновь арестовали и отправили в тюрьму в Москву. Некоторое время он там содержался вместе с еще одним «вредителем» — авиаконструктором Туполевым.

Репрессии коснулись не только Фирсова, которого вскоре расстреляли, а многих руководителей и инженеров завода и КБ. В 1937 году на завод из Москвы направили комиссию для выяснения причин низкого качества двигателей БД-2, которая выявила недоработки в конструкции двигателя и несоблюдение технологии его производства.

По результатам работы комиссии двигатель доработали, внеся в него до двух тысяч изменений, но оргвыводы были сделаны. Челпана отстраняют от работы и в декабре 1937 года арестовывают вместе с конструкторами: дизелистами Трашутиным, Аптекманом, Левитаном и Гуртовым, всех, кроме Трашутина, расстреливают за «вредительство», последнего в 1939 году освобождают. Арестовывают главного инженера завода Ляща, главного металлурга Метанцева и многих других инженеров и военпредов. В мае 1938 года был арестован и вскоре расстрелян директор завода Бондаренко.

По воспоминаниям Васильева, репрессии вызвали настоящую фобию в КБ-190. Он вспоминал:

«Надо сказать, лично я перенёс эту фобию очень тяжело, спал и прислушивался к звукам приближения «чёрного ворона» с парой людей в штатской одежде, приглашающих вас в вежливой форме следовать за ними».


В таких условиях страха и ожидания ареста продолжалась разработка нового танка.

Кто такой Кошкин


После Фирсова КБ-190 принял Кошкин. Кем он был до этого? Кошкин был партийным функционером и зарекомендовал себя хорошим организатором. Был лично знаком с Орджоникидзе и Кировым. За два года до назначения в Харьков он закончил Ленинградский политехнический институт и потом работал конструктором в танковом КБ Ленинградском заводе им. Кирова. На этом его опыт в разработке танков заканчивался. Орджоникидзе направил его в КБ-190 как опытного организатора для разрешения тяжелой ситуации, сложившейся на танковом заводе.

Кошкин действительно оказался талантливым руководителем, он достойно оценил молодой коллектив конструкторов и уникальность предложенной Фирсовым концепции нового танка. До этого он работал на достаточно высоких административных и партийных должностях и был вхож в высшие инстанции, там он сумел доказать перспективность работы над новым танком и убедил не продолжать репрессии против сотрудников КБ. Под руководством Кошкина работы над танком в той сложной ситуации продолжились.

Противостояние Кошкина и Дика


Для усиления КБ-190 в июне 1937 года направляется адъюнкт московской Военной академии механизации и моторизации военинженер 3-го ранга Дик с не совсем понятными целями. Ему подчинили часть конструкторов, и в бюро воцарилось двоевластие, которое ничем хорошим закончиться не могло. В этот период КБ работало над модернизацией танка БТ-7 и разработкой нового танка БТ-9, отличавшегося наличием шести ведущих колёс, дизельным двигателем, конической башней с 45-мм или 76-мм пушкой и наклонной бронёй. Совместная работа Кошкина и Дика не складывалась, они обвиняли друг друга в неправильных конструкторских решениях, в срыве, а иногда и саботаже работ. Количество взаимных претензий росло, а работа не двигалась.

Московскому руководству надоели конфликты, и в сентябре 1937 года танковое КБ-190 разделили на два. Отдельное ОКБ во главе с Диком подчинили непосредственно главному инженеру завода, начальниками секций в ОКБ стали Дорошенко, Таршинов, Горбенко, Морозов и Васильев. ОКБ должны были пополнить 50 выпускниками военной академии, а в качестве консультанта привлекли известного испытателя танков капитана Кульчицкого.

Кошкин остался начальником КБ-190, которое должно было заниматься исключительно разработкой модернизированных вариантов БТ-7, а ОКБ должно было разрабатывать новый танк БТ-9 (БТ-20), сопровождение серийного производства на заводе осуществляло КБ-35.

В октябре 1937 года было выдано ТТТ на новый колесно-гусеничный танк с тремя парами ведущих колес, толщиной лобовой брони 25 мм, 45-мм или 76,2-мм пушкой и дизельным двигателем.

В основу разработки нового танка была положена концепция Фирсова, которая далее развивалась Морозовым и Таршиновым. Прокатившаяся в ноябре-декабре 1937 года волна арестов на заводе дезорганизовала работу по новому танку, в срыве работ обвинили Дика, которого в апреле 1938 года арестовали и осудили на десять лет, на этом его карьера закончилась.

Кошкин завершает разработку танка


Дальше не совсем понятно, как Кошкин в тех условиях создает КБ-24 и продолжает работы по новому танку. По крайней мере, в середине марта 1938 года на заседании коллегии Автобронетанкового управления и в конце марта на заседании Комитета обороны проект колесно-гусеничного танка представляли Кошкин и Морозов. Эскизный проект танка был утвержден с замечаниями увеличить бронирование до 30 мм и установить 76,2-мм пушку. Одновременно под руководством Кошкина в конце 1938 года был разработан и запущен в серийное производство танк БТ-7М с двигателем В2, подтвердивший возможность применения на танке нового дизельного двигателя.

Кошкин продолжал биться за гусеничный вариант танка, и в сентябре 1938 года завод получил задание на разработку двух вариантов танка: колесно-гусеничного А20 и гусеничного А-20Г (А32).

Для объедения усилий все три конструкторских бюро завода объединяются в одно КБ-520 во главе с Кошкиным, заместителем главного конструктора стал Морозов, а заместителем начальника КБ — Кучеренко. В кратчайшие сроки образцы танков были изготовлены, и в июне-августе 1939 года прошли на полигоне в Харькове испытания. Оба танка выдержали испытания, но конструкция А-32 была намного проще за счет отсутствия сложного колесного движители и имела запас по весу.

В сентябре при показе бронетанковой техники руководству Минобороны участвовали А-20 и А32, где последний выступил очень эффектно. По результатам испытаний и показа было принято решение остановиться на гусеничном варианте танка А-32, усилив его бронезащиту до 45 мм.

На заводе началось срочное изготовление двух танков А-32. Узлы и детали танка тщательно изготавливали и придирчиво собирали, резьбовые соединения пропитывались горячим маслом, тщательной отделке подвергались внешние поверхности корпуса и башни. Опытный аппаратчик Кошкин отлично понимал, что при показе танков высшему руководству мелочей не бывает.

Дальше произошел хорошо известный пробег танков из Харькова в Москву, успешный показ в Кремле танков Сталину, пробег обратно в Харьков, болезнь и трагическая смерть Кошкина. После показа на высшем уровне танки прошли испытания на Кубинке и на Карельском перешейке, танк получил высокую оценку самого Сталина, ему была дана путевка в жизнь.

Так конструкторский гений Фирсова и организаторские таланты Кошкина смогли в условиях развернувшихся репрессий и недопонимания военными перспектив развития танков создать машину, ставшую символом Победы в той страшной войне. Оба они, несомненно, внесли громадный вклад в создание этой машины, но приписывать все лавры только Кошкину несправедливо.

Концепция танка и его компоновка была задумана Фирсовым, под его руководством основные узлы танка были проработаны в подразделениях КБ, а завершали разработку танка специалисты, начавшие его проектировать под руководством Фирсова. Костяк ведущих конструкторов был сохранен, и Кошкин в той трагической ситуации организовал работу по завершению разработки танка и добился принятия его на вооружение. Фамилии Фирсова и Кошкина как главных конструкторов Т-34 могут достойно стоять рядом.

Автор: Юрий Апухтин


Источник: Кто же был главным конструктором Т-34?
Опубликовал:
Теги: история форма лето война новинка

Комментарии (17)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Сергей
Совершенно верный вывод. Эти два конструктора полноправно имеют право на авторство этого танка. Один задумал , другой правильно оценил. И довел работу до ума ценой жизни. Слава должна быть разделена между двумя инженерами.
Просто Дурак
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Где-то читал, что либерасто-троцкисты там расстреливали генконструкторов каждые 3 дня. Причем, тот, кто расстреливал через клевету и занимал место старого, знал, что его тоже расстреляют через 3 дня по клевете от следующего. Я просто дурак - если чё...
Александр Ш. 
По справедливости, и первый - Алексенко - также решающий, не менее полноправный, соавтор.
Андрей Майоров
Очередная история противостояния администрации и людей дела. Большая часть усилий была потрачена на преодоление препон администраторов.Конструкторам -- почёт и уважение.
Александр Ш. 
С Вами согласен. Но есть "нюанс" - от главных администраторов исходит главная задача, цель!, и работы по её достижению финансируются. Если таких задач, целей верхней властью не ставятся (как сейчас у нас), то развития не происходит. Увлеченные творцы, таланты иногда всё ж появляются, но без поддержки администраторов с властью и финансовыми возможностями успехов развития новой техники-технологии обычно не получается. Много примеров как такие таланты-творцы, уехав за границы России, добивались выдающихся успехов - телевидение Зворыкина, вертолеты Сикорского, экспериментальные достижения в физике П. Капицы и др.
Андрей Андреев
Сейчас и репрессиий нет, а своего выпускаем только вооружение... Грубо говоря - еда, львиная доля завозится из-за бугра. Если вдруг заварушка с западом произойдёт- народ просто нечем будет кормить...
Владимир Бавшук 
Придумать и изготовить это разные вещи. Талант конструктора, изобретателя и талант организатора, производственника тоже разные вещи.Гений Фирсова не заслужено забыт а фильм снят про Кошкина. Политработники всегда были у нас на первом плане.
Вячеслав Леонидович 
Поддерживаю..если это правда.
Олег Ткаченко
Да понятное дело, что это придумал Николай второй, лично! Все что было сделано в СССР это разработки Николая и Гришки распутина. Всем известно, что Сталин всех талантливых расстрелял, а заводы, фабрики, оборона работали сами вопреки Сталину и советской власти.
Петр Великанов 
Коммуняцкий «юморок»? Ну-ну...
Василий Фокин 
Во времена массовой организованной разработки и массового внедрения ЛЮБЫХ разработок вообще бессмысленно считать "авторами" кого-либо лично. В советской практике принято считать "автором" вышестоящего РУКОВОДИТЕЛЯ, в западной практике - главного инвестора. Всё это абсолютно условно. Не Кошкин, и не Фирсов "делали" танк. Не Королёв "делал" ракеты. И не Хрущёв строил пятиэтажки. Это символы - не более.
Владимир Еранов 
Генератором идей является конкретный человек. Любое коллективное творчество возможно лишь при наличии главного технического, инженерного или технологического идеолога. В данном случае на смену гению пришел и был им подготовлен другой.
Персов Эдуард
Хороошая сатья. Создание танка в тех условияз уже подвиг. Всегда создание сложной техникт нужен генератор идей, и отличные организаторы и исполнители.Но генератор самое важное, но танк коллективный труд
Борис Нестеренко 
Автор публикации о других достойных создателях танка Т-34 молодец!
Николай Швец 
Сейчас примазаться к славе каждый горазд. Но для этого надо облить грязью соперника. Доказывай потом, что ты не верблюд...
вадим ашаев
Да же и не знаешь где правда. Столько фейков развелось, времени не хватит проверять. Вот враги России и СССР этим и пользуются, столько вымыслов под якобы правда "сливают". "С целью принижения Советской власти нередко поднимается вопрос об аресте академика С.П.Королева и муссируется сомнительный факт о сломанной во время ареста челюсти ученого. Данная гипотеза, подхваченная антисоветистами, принадлежит автору биографических очерков, мемуаров и исторической прозы Ярославу Голованову. О том, что это всего лишь версия и конкретных доказательств не имеется, сам Голованов признается в своей книге, вышедшей в издательстве «Наука» в 1994 году, «Королёв. Факты и мифы»: «...я ничего не могу доказать, нет в природе этих доказательств. Я могу лишь попытаться увидеть. Никаких других свидетельств, подтверждающих то, что на допросах Королёву сломали челюсть, нет».
А вот, что пишет он о своей беседе с женой С.П.Королева:
« - У Сергея Павловича были сломаны челюсти? - спросил я жену Королёва, Нину Ивановну.
- Он никогда не упоминал об этом, - ответила она задумчиво. - Он действительно не мог широко открыть рот, и я припоминаю: когда ему предстояло идти к зубному врачу, он всегда нервничал…»
Такой ответ жены Сергея Павловича не подтверждает, что ему сломали челюсть злые и жестокие чекисты.
Есть сведения, что в реальности челюсти Королёв сломал в 1929 году под Коктебелем, испытывая свой планер."
, борис
все советские наработки плоды школы царского времени ,д0 809 годов они развивались и претворялись в СССР,а с 80 в Израиле ,США и ЕС .школа США пришла в 90 годы В СССР и как ржа съела мозги партийных КНЯЗЕЙ от недостатка образования .отсос мозгов через член партийных боссов до сих пор основной болезнью ДУМЫ российской Федерации
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Как конструктор Кошкин создал смертоносный «сюрприз» для Вермахта, и почему Т-34 называют главным оружием Победы
Как конструктор Кошкин создал смертоносный «сюрприз» для Вермахта, и почему Т-34 называют главным оружием Победы
47
Авто-Тема 13:28 19 янв 2019
Три мифа и одна правда о легендарном танке Т-34
Три мифа и одна правда о легендарном танке Т-34
25
Авто-Тема 12:25 11 янв 2019
За что советские танкисты недолюбливали главный танк СССР Второй мировой войны Т-34
За что советские танкисты недолюбливали главный танк СССР Второй мировой войны Т-34
19
Авто-Тема 19:52 27 июл 2019
Фильм «т-34» глазами наивного зрителя
Фильм «т-34» глазами наивного зрителя
22
Ваши новости 15:01 22 янв 2019
Фильм «т-34»: осторожно, суррогат!
Фильм «т-34»: осторожно, суррогат!
63
Ваши новости 13:01 10 янв 2019
Как ведро на дуло танка Т-34 помогало выиграть бой у немецких «Пантер»?
Как ведро на дуло танка Т-34 помогало выиграть бой у немецких «Пантер»?
33
Авто-Тема 12:50 04 окт 2021
Настолько ли был плох Т-34, как это показывают?
Настолько ли был плох Т-34, как это показывают?
17
Авто-Тема 15:15 20 янв 2019
Вот для чего на корме Т-34 крепилось два цилиндра
Вот для чего на корме Т-34 крепилось два цилиндра
5
Авто-Тема 15:45 13 янв 2020
Как в СССР во время войны делали из Т-34 зенитку?
Как в СССР во время войны делали из Т-34 зенитку?
7
Авто-Тема 13:26 27 ноя 2021
Т- 34 в боях под Мценском. Немецкая версия
Т- 34 в боях под Мценском. Немецкая версия
6
Авто-Тема 21:59 03 мар 2019
ИС-2 — второй по значимости танк после Т-34
ИС-2 — второй по значимости танк после Т-34
6
Авто-Тема 11:45 11 июл 2021
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
4
Все о работе руками 10:20 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства