На палубе линкора "Петропавловск". Фото: ITAR-TASS
Ледовый поход Балтийского флота: как героизм и… подлость работали на Россию.
18 февраля 1918 года начался проходивший в два этапа (из Таллина (Ревеля) в Хельсинки (Гельсингфорс), а оттуда, в марте-апреле, – в Кронштадт) Ледовый поход Балтийского флота. Осуществлённая в самых неблагоприятных условиях под командованием мужественного морского офицера – капитана 1-го ранга Алексея Щастного, эта грандиозная операция спасла от немецкого плена и перспективы затопления, на чём настаивали лжесоюзники России англичане, 236 русских кораблей. Прежде всего – 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев и 12 подводных лодок. К началу Второй мировой войны в СССР появилось не так много новых боевых кораблей. Поэтому именно эти корабли бывшего императорского флота, особенно царские линкоры с их мощными дальнобойными орудиями, помешали во многом Гитлеру взять Ленинград. Это они, особенно эсминцы типа "Новик", вели тяжёлую борьбу с нацистами на Балтике и в северных морях, находились в составе флота и после войны.
Алексей Михайлович Щастный
Давайте же вспомним сегодня об этом беспримерном подвиге (спасение флота происходило в условиях революционного разложения экипажей и террора против морских офицеров, ущербного технического состояния судов, сложной ледовой обстановки), за который русский патриот Щастный заплатил – по причине закулисных международных интриг – своей жизнью. Вероятно, этот глубоко верующий человек и дворянин понимал, что вместо благодарности со стороны большевиков за сохранение нужного им и стране флота его ожидает смерть.
Как спасали Балтийский флот
Факты, лежащие на поверхности, таковы. По причине перехода немецких войск в наступление 18 февраля по всему развалившемуся благодаря большевистской революции фронту и их приближения к Таллину стоявшие в его порту русские корабли начали под руководством Щастного уходить 19 февраля в Хельсинки. Последние ушли 25 февраля – в день, когда немцы вошли в город. Однако уже в марте в Хельсинки сложилась аналогичная ситуация. Согласно подписанному 3 марта 1918 года Брестскому миру (статья V), большевистская Россия была обязана перевести свои военные суда "в русские порты и оставить там до заключения всеобщего мира, либо немедленно разоружить". Во втором случае это означало, что русская армада должна была оставаться на месте под присмотром "незначительной команды" моряков и в любой момент могла быть захвачена прибиравшими к своим рукам Финляндию немцами.
Балтийский флот, Ледовый поход, 1918 год. Фото: Mary Evans Picture Library/Globallookpress
Понятно, что флот надо было снова спасать, и это опять было поручено Щастному. 12 марта в сопровождении двух ледоколов из Хельсинки ушли четыре линейных корабля и три крейсера, которые прибыли в Кронштадт 17 марта. 4 апреля финскую столицу покинул второй отряд Балтийского флота (два линкора, два крейсера, две подводные лодки), который прибыл в Кронштадт 10 апреля, за исключением вернувшейся обратно из-за поломки субмарины. С 7 по 11 апреля Щастный, официально назначенный 5 марта начальником Морских сил Балтийского флота (Наморси), с помощью четырёх ледоколов уводит из Хельсинки – прямо под носом у приближающихся к городу немецких войск – основную массу русских кораблей: 45 эсминцев, три миноносца, десять подводных лодок, шесть тральщиков, пять минных заградителей, одиннадцать сторожевых кораблей, 81 вспомогательное судно. 20 апреля эта армада, не потеряв за время перехода ни одного судна, благополучно пришла в Кронштадт.
"Благодарность" Щастному
А уже в мае 1918 года по приказу наркомвоенмора Льва Троцкого Щастный был арестован и по "приговору" Революционного трибунала – "за преступления по должности и контрреволюционные действия" – 22 июня 1918 года расстрелян. Свою "вину" капитан 1-го ранга Щастный на "суде" не признал. Тело героя, отличившегося ещё в русско-японскую войну 1904–1905 годов при отражении атаки японских миноносцев на Порт-Артур и в битве в Жёлтом море, было захоронено в братской могиле на территории Всероссийского военного Братского кладбища близ Храма Всех Святых на Соколе в Москве.
Героического Наморси, дважды – в Таллине и Хельсинки – спасшего Балтийский флот, большевики расстреляли за то, что он спас его ещё и в третий раз – уже в Кронштадте и Петрограде.
Дело в том, что наибольшую угрозу Балтфлоту представляли не немцы, а англичане, всячески давившие на Щастного с тем, чтобы тот ещё в Финляндии затопил свои корабли. Эти главные организаторы и спонсоры русского бунта испытывали иррациональный страх перед тем, что, захватив Балтфлот, немцы усилятся на море, и тогда Британии несдобровать. Это во-первых. А во-вторых, они вообще хотели оставить Россию без флота, чтобы была покладистой – с большевиками или без – в будущем.
Идти против воли Лондона, от которого во многом зависело, удастся ли большевикам удержать захваченную власть, Ленину, Троцкому и Ко совершенно не хотелось, лишаться мощного Балтфлота – тоже. Как, впрочем, и иметь героев вроде пользовавшегося уважением моряков Щастного, не являвшегося большевиком.
Дьявольски хитрые красные вожди нашли из создавшейся ситуации "идеальный" выход. Они решили в последний раз воспользоваться Щастным, чтобы сорвать намерение англичан покончить с Балтфлотом уже в красной России, а затем – ликвидировать благородного героя, списав очередное спасение флота на, дескать, неуправляемого одиночку-идеалиста и спрятав таким образом концы в воду.
В чём суть интриги?
Итак, опасавшиеся захвата немцами теперь уже Петрограда и желая надолго лишить Россию флота на Балтике, британцы снова потребовали от советского руководства, с которым неформально у них были самые тесные отношения, уничтожить корабли. Они были готовы за это даже заплатить. Для команд подрывников кораблей англичане предлагали перевести в действовавший в Петрограде банк приличную сумму денег. В результате через 12 дней после завершения Ледового похода наркомвоенмор Троцкий прислал Щастному "секретный" приказ… подготовить флот к взрыву.
Троцкий и Ленин прекрасно знали, что Щастный никогда не согласится выполнять такие приказы, что их содержание обязательно просочится в гущу "революционных матросов", которые возмутятся планами советского начальства у них за спиной взорвать корабли.
На скоротечном судилище над Щастным Троцкий откровенно заявил: задача первого была "пропустить сведения о денежных вкладах во флот в широкие массы его, вызвать подозрения, что кто-то кого-то хочет подкупить за спиной матросских масс для каких-то действий, о которых гласно и открыто говорить не хотят". Этот революционер-фанатик, тесно связанный с американским капиталом, признал, что "таким путём Щастный делал совершенно невозможным подрыв флота…", и что за всей этой грязной историей стоял Лондон, так как "золото предлагали англичане, ибо дело шло о том, чтобы не сдавать флота немцам".
Кроме того, Троцкий, разумеется, обвинил Щастного в том, что тот "настойчиво и неуклонно углублял пропасть между флотом и советской властью", "сеял панику" и даже якобы собирался возглавить матросскую "диктатуру", "сознательно и явно подготовлял условия для контрреволюционного государственного переворота". Понятно, что была ложь и что на честного и порядочного службиста Щастного решили просто повесить очередное неисполнение британских инструкций: мы, дескать, хотели сделать всё, как обещали, но он всё испортил, за что и был строго наказан. Смертью. Этот стиль вскоре станет нормой. У Сталина была ленинская школа.
Подводим итоги
Так закончилась жизнь спасителя Балтийского флота, подвиг которого в СССР замалчивался и который был "реабилитирован" лишь в 1995 году. Сам Щастный, конечно, нисколько не заблуждался насчёт уготованной ему роли, считая, что его гибель – это маленькая плата за спасение стоящего огромных денег и технологических усилий флота.
В предсмертной записке он написал:
В революции люди должны умирать мужественно. Перед смертью я благословляю своих детей Льва и Галину, и, когда они вырастут, прошу сказать им, что иду умирать мужественно, как подобает христианину.
Его сын дожил до 2002 года. В предсмертном благодарственном письме своему адвокату Щастный назвал своё дело "безнадёжным по переживаемому моменту" – никаких иллюзий у него не было.
Казнённый, повторим, всё отлично понимал и был бы очень доволен, что большевики и после его смерти, будучи припёртыми англичанами к стенке, всё-таки не дали им уничтожить Балтфлот. Эта уже четвёртая по счёту попытка была поручена Лондоном легендарному британскому шпиону Сиднею Рейли, который был вхож до поры до времени в высокие кремлёвские кабинеты (их занимали бывшие подопечные британских спецслужб) и имел настоящее удостоверение сотрудника ЧК на имя Георгия Рейлинского. Этот тип родом из Одессы после казни Щастного заявился к командовавшему обороной Петрограда красному генералу Михаилу Бонч-Бруевичу с детальной схемой, как следует "правильно" разместить русские военные корабли в устье Невы, чтобы "немецкие" подлодки не отправили их на дно. Кивнув, видимо, Рейли головой, всё прекрасно понявший Бонч-Бруевич с дозволения начальства… поручил перевести корабли в акваторию, совершенно недоступную для субмарин и торпедных катеров. Излишняя предосторожность? Вовсе нет. В августе 1919 года британские самолёты и торпедные катера неожиданно атаковали ранним утром базу Балтийского флота в Кронштадте, отправив на дно и повредив часть стоявших там второстепенных судов.
Безусловно, англичане, как, впрочем, и немцы, от которых в ещё большей степени зависело до ноября 1918 года, удержат большевики власть над Россией или нет, разобрались, что их водят за нос. Поэтому через несколько месяцев теперь уже Черноморский флот после серии драматичных интриг, чтобы не обидеть ни немцев, ни бывших "союзников" – англичан и французов, большевикам пришлось, имитировав неповиновение части экипажей, разделить на две примерно равные части. И одну, предназначавшуюся для последних, – затопить в Новороссийске. Но это уже другая история, лишь косвенно связанная с Ледовым походом.
Комментарии (19)