«Совком» сейчас называют всё, что так или иначе связано с советским периодом истории. Все чаще встречаются негативные мнения современников о советском прошлом.
Говорят, что была сплошная уравниловка, не было возможности хорошо заработать, купить квартиру или машину, выехать за рубеж. Человеку непосвящённому может показаться, что люди в те годы влачили жалкое нищенское существование. Но так ли это было на самом деле?
Если сравнить среднестатистического жителя нынешней «капиталистической и демократической» России и того же среднестатистического гражданина Советского Союза, то сравнение явно не в пользу первого. Вот как описывает жизнь молодого специалиста 1960-х годов одна из нынешних пенсионерок:
«Жизнь в те годы была разнообразна и многогранна. Кому-то она была по душе, а кому-то не очень.
Для абитуриентов, поступающих в Вузы и техникумы, в то время были установлены определённые льготы. Например, для тех, кто отслужил в армии или имел стаж работы не менее двух лет.
После восьмого класса я устроилась на работу на судоремонтный завод в конструкторское бюро копировщицей, а по вечерам доучивалась в школе. Те, кто учился и работал, должны были оканчивать не десять, а одиннадцать классов. Для вечерних школ существовала собственная программа обучения, предусматривающая профессиональную ориентацию и более глубокое изучение естественных наук.
При пароходстве был открыт филиал приёмной комиссии института инженеров морского флота. Окончив школу и отработав к тому времени три года, я сдала экзамены в этом филиале и поехала на учёбу в институт.
Таких, как я студентов называли «направленцами», то есть поступившими по направлению предприятия. Мы получали стипендию от своего родного завода. По тем временам это была довольно приличная сумма – сорок рублей в месяц.
По окончанию института «направленцы» должны были отработать на предприятии не менее двух лет. Таким образом, уже к двадцати пяти годам государство получало профессионала со стажем.
Многие из нас оставались работать на предприятии на всю жизнь, но были и те, кто выбирал для себя другой путь.
Молодым специалистам давали квартиры и подъёмные, кроме того на предприятии можно было взять беспроцентную ссуду на длительный период. Те, кто поступал на общих основаниях, по окончании института попадали под распределение, то есть направление в те регионы, где особо нуждались в таких кадрах.
Для многих это самое распределение казалось катастрофой, направляли чуть ли не на край света – в Магадан, Находку, Владивосток. Столичные ребята не очень-то хотели бросать свои родные края и чаще всего устраивались в городе не по специальности. Но из тех, кто всё-таки отправился по распределению, почти никто не пожалел о своём решении. Ведь у них были вполне ощутимые преимущества:
Во-первых, это более высокая заработная плата с учётом районного коэффициента.
Во-вторых, это более ранний выход на пенсию, ведь там год работы считался за полтора.
Благодаря своим сбережениям, почти все они купили машины, а кое-кто к концу 1990-х переехал в тёплые края. Кто не успел, тот потерял всё – дефолт 1998 года обнулил все депозиты.
Реклама авто в СССР
Студентам на время учёбы с сентября по июнь предоставлялась скидка в 50% на все виды транспорта. Особенно выручала эта скидка во время каникул, когда можно было за полцены съездить домой. Те студенты, которые жили недалеко, катались домой почти каждую неделю. Привозили полные
Так как я жила очень далеко и мои родители не могли мне высылать много денег, мне было не по карману на зимних каникулах кататься домой. Зато я не отказывалась погостить у подруг, благодаря чему мне удалось побывать во многих крупных городах европейской части Союза – таких, как Рига, Кишинёв, Киев и Ленинград.
Сейчас говорят, что мы тогда жили бедно и выстраивались в очередь за колбасой, но это неправда. Всё началось при Горбачёве с его долбанной перестройкой.
Единственное, что было полезного в период его правления, так это продовольственная программа и частное предпринимательство. Кто-то даже подумал, что Михаил Сергеевич пытается возродить НЭП ленинского периода. Появились предприниматели, которые получили возможность выращивать, перерабатывать сельхозпродукцию и продавать её в кооперативных магазинах.
Но тут, как и тогда, вышла промашка – ушлые дельцы быстро сообразили, что к чему, стали закупать продукты по государственным ценам и перепродавать их уже по коммерческим ценам в три раза дороже.
До перестройки проблем с продуктами не было. Конечно, не было такого разнообразия, как сейчас, но все продукты были натуральные и очень высокого качества. В торговой сфере было немало людей, которые пытались нажиться и искусственно создавали дефицит товаров. Были и фарцовщики, которые переклеивали ярлыки и продавали отечественную продукцию как импортную. Но это были единичные случаи, а не чётко отлаженная система.
Перебои с продуктами, которые время от времени возникали в некоторых населённых пунктах, были исключительно на совести руководителей регионов и силовых структур, за что все они несли ответственность.
Иностранные студенты, которые обучались в советских Вузах, приходили в восторг от вкуса наших продуктов. Они нам очень завидовали и говорили, что мы уже живём при коммунизме. Ведь во многих европейских странах, включая так называемый «социалистический лагерь», цены на продукты питания были очень высокими. В то же время лёгкая промышленность там была развита очень хорошо, в особенности производство мелкой бытовой техники и одежды, которые там стоили значительно ниже, чем в СССР.
На самом деле в то время советским людям завидовал весь мир, ведь только у нас был особый общественный настрой – дух единства и дружбы всех национальностей, взаимопонимание и взаимная поддержка людей.
Фестиваль молодежи и студентов 1985
Руководство страны стремилось ставить и реализовывать цели, направленные на улучшение жизни людей. И если что-то не получалось, то в этом было виновато не правительство, а конкретные люди, плохо выполняющее свою работу.
Плановая система хозяйствования имела свои преимущества и недостатки. При выполнении плана предприятия получали премии, а город наводнялся импортными товарами.
На уборке урожая использовался детский труд, что было неправильно. Однако поездки в колхозы тогдашние школьники чаще всего воспринимали как романтические вылазки на природу, не говоря уже о студентах. В пик уборочной поры учащихся школ и ВУЗовотправляли «в длительную командировку» с ночёвкой и питанием. Кормили сами колхозники очень сытно, как говориться, «на убой». Многие возвращались в душный город посвежевшие и поправившиеся на несколько килограммов. В плохую погоду на поле не выходили, читали газеты, смотрели телевизор и устраивали танцы.
В те годы очень хорошо была развита транспортная система. Это сейчас все междугородние перевозки и поездки осуществляются через Москву, а тогда существовали крупные транспортные узлы, связывающие между собой все направления.
Не удивительно, что сейчас многие предпочитают поездки за рубеж. Ведь объехать родной край гораздо дороже чем, скажем, посетить курорты в Италии или Греции.
Тогда же цены по всем направлениям были низкими и доступными каждому, можно было каждое лето посещать родственников, проживающих в любом регионе страны.
Очень грустно, что многие молодые люди позволяют себе вольности, критически оценивая то время, в котором они не жили… Не правильно это…»
Фото: Семен Осипович Фридлянд
Комментарии (191)