То что нужно настоящему мужыку!

Ломаем стереотипы о СССР: как реально выглядела нищета «совка»

«Совком» сейчас называют всё, что так или иначе связано с советским периодом истории. Все чаще встречаются негативные мнения современников о советском прошлом.

Говорят, что была сплошная уравниловка, не было возможности хорошо заработать, купить квартиру или машину, выехать за рубеж. Человеку непосвящённому может показаться, что люди в те годы влачили жалкое нищенское существование. Но так ли это было на самом деле?

Если сравнить среднестатистического жителя нынешней «капиталистической и демократической» России и того же среднестатистического гражданина Советского Союза, то сравнение явно не в пользу первого. Вот как описывает жизнь молодого специалиста 1960-х годов одна из нынешних пенсионерок:

«Жизнь в те годы была разнообразна и многогранна. Кому-то она была по душе, а кому-то не очень.

Для абитуриентов, поступающих в Вузы и техникумы, в то время были установлены определённые льготы. Например, для тех, кто отслужил в армии или имел стаж работы не менее двух лет.

После восьмого класса я устроилась на работу на судоремонтный завод в конструкторское бюро копировщицей, а по вечерам доучивалась в школе. Те, кто учился и работал, должны были оканчивать не десять, а одиннадцать классов. Для вечерних школ существовала собственная программа обучения, предусматривающая профессиональную ориентацию и более глубокое изучение естественных наук.

При пароходстве был открыт филиал приёмной комиссии института инженеров морского флота. Окончив школу и отработав к тому времени три года, я сдала экзамены в этом филиале и поехала на учёбу в институт.

Таких, как я студентов называли «направленцами», то есть поступившими по направлению предприятия. Мы получали стипендию от своего родного завода. По тем временам это была довольно приличная сумма – сорок рублей в месяц.

По окончанию института «направленцы» должны были отработать на предприятии не менее двух лет. Таким образом, уже к двадцати пяти годам государство получало профессионала со стажем.

Многие из нас оставались работать на предприятии на всю жизнь, но были и те, кто выбирал для себя другой путь.

Молодым специалистам давали квартиры и подъёмные, кроме того на предприятии можно было взять беспроцентную ссуду на длительный период. Те, кто поступал на общих основаниях, по окончании института попадали под распределение, то есть направление в те регионы, где особо нуждались в таких кадрах.

Для многих это самое распределение казалось катастрофой, направляли чуть ли не на край света – в Магадан, Находку, Владивосток. Столичные ребята не очень-то хотели бросать свои родные края и чаще всего устраивались в городе не по специальности. Но из тех, кто всё-таки отправился по распределению, почти никто не пожалел о своём решении. Ведь у них были вполне ощутимые преимущества:

Во-первых, это более высокая заработная плата с учётом районного коэффициента.

Во-вторых, это более ранний выход на пенсию, ведь там год работы считался за полтора.

Благодаря своим сбережениям, почти все они купили машины, а кое-кто к концу 1990-х переехал в тёплые края. Кто не успел, тот потерял всё – дефолт 1998 года обнулил все депозиты.

Реклама авто в СССР

Студентам на время учёбы с сентября по июнь предоставлялась скидка в 50% на все виды транспорта. Особенно выручала эта скидка во время каникул, когда можно было за полцены съездить домой. Те студенты, которые жили недалеко, катались домой почти каждую неделю. Привозили полные сумки с домашними продуктами, после чего общежитие дня четыре объедалось.

Так как я жила очень далеко и мои родители не могли мне высылать много денег, мне было не по карману на зимних каникулах кататься домой. Зато я не отказывалась погостить у подруг, благодаря чему мне удалось побывать во многих крупных городах европейской части Союза – таких, как Рига, Кишинёв, Киев и Ленинград.

Сейчас говорят, что мы тогда жили бедно и выстраивались в очередь за колбасой, но это неправда. Всё началось при Горбачёве с его долбанной перестройкой.

Единственное, что было полезного в период его правления, так это продовольственная программа и частное предпринимательство. Кто-то даже подумал, что Михаил Сергеевич пытается возродить НЭП ленинского периода. Появились предприниматели, которые получили возможность выращивать, перерабатывать сельхозпродукцию и продавать её в кооперативных магазинах.

Но тут, как и тогда, вышла промашка – ушлые дельцы быстро сообразили, что к чему, стали закупать продукты по государственным ценам и перепродавать их уже по коммерческим ценам в три раза дороже.

До перестройки проблем с продуктами не было. Конечно, не было такого разнообразия, как сейчас, но все продукты были натуральные и очень высокого качества. В торговой сфере было немало людей, которые пытались нажиться и искусственно создавали дефицит товаров. Были и фарцовщики, которые переклеивали ярлыки и продавали отечественную продукцию как импортную. Но это были единичные случаи, а не чётко отлаженная система.

Перебои с продуктами, которые время от времени возникали в некоторых населённых пунктах, были исключительно на совести руководителей регионов и силовых структур, за что все они несли ответственность.

Иностранные студенты, которые обучались в советских Вузах, приходили в восторг от вкуса наших продуктов. Они нам очень завидовали и говорили, что мы уже живём при коммунизме. Ведь во многих европейских странах, включая так называемый «социалистический лагерь», цены на продукты питания были очень высокими. В то же время лёгкая промышленность там была развита очень хорошо, в особенности производство мелкой бытовой техники и одежды, которые там стоили значительно ниже, чем в СССР.

На самом деле в то время советским людям завидовал весь мир, ведь только у нас был особый общественный настрой – дух единства и дружбы всех национальностей, взаимопонимание и взаимная поддержка людей.

Фестиваль молодежи и студентов 1985

Руководство страны стремилось ставить и реализовывать цели, направленные на улучшение жизни людей. И если что-то не получалось, то в этом было виновато не правительство, а конкретные люди, плохо выполняющее свою работу.

Плановая система хозяйствования имела свои преимущества и недостатки. При выполнении плана предприятия получали премии, а город наводнялся импортными товарами.

На уборке урожая использовался детский труд, что было неправильно. Однако поездки в колхозы тогдашние школьники чаще всего воспринимали как романтические вылазки на природу, не говоря уже о студентах. В пик уборочной поры учащихся школ и ВУЗовотправляли «в длительную командировку» с ночёвкой и питанием. Кормили сами колхозники очень сытно, как говориться, «на убой». Многие возвращались в душный город посвежевшие и поправившиеся на несколько килограммов. В плохую погоду на поле не выходили, читали газеты, смотрели телевизор и устраивали танцы.

В те годы очень хорошо была развита транспортная система. Это сейчас все междугородние перевозки и поездки осуществляются через Москву, а тогда существовали крупные транспортные узлы, связывающие между собой все направления.

Не удивительно, что сейчас многие предпочитают поездки за рубеж. Ведь объехать родной край гораздо дороже чем, скажем, посетить курорты в Италии или Греции.

Тогда же цены по всем направлениям были низкими и доступными каждому, можно было каждое лето посещать родственников, проживающих в любом регионе страны.

Очень грустно, что многие молодые люди позволяют себе вольности, критически оценивая то время, в котором они не жили… Не правильно это…»

Фото: Семен Осипович Фридлянд

Источник


Источник: Ломаем стереотипы о СССР: как реально выглядела нищета «совка»
Опубликовал:
Теги: фото история лето перевозка СССР

Комментарии (191)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Андрей Андреев
В целом со стаьёй согласен. Только продукты с прилавков стали пропадать не при Горбачёве, дефицит начался примерно в 1975-77 годах. В первую очередь это ощутили более удалённые районы от Москвы.
Недовольные теми временами это большей частью ворьё и барыги, обычным людям жилось нормально, работа была зарплату платили. Кто хотел жить и работать,тот жил и работал... Была уверенность в завтрашнем дне....чего сейчас нам многим не хватает, сюрпризы каждый квартал...
Василий Селезнев
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
Жизнь, как для скотины в стойле. Поставили, стой, работай и жри что дают.
Андрей Андреев
Не хочешь работать ? Иди воруй...а вор должен сидеть в тюрьме.
Юрий Ильченко 
так всегда и везде было, есть и будет.
Юрий Кириллов 
Зато сейчас не работают и жрут что дают...
Георгий Ситнянский
"Не хочешь работать ? Иди воруй...а вор должен сидеть в тюрьме".
"так всегда и везде было, есть и будет".
Логика совкодебилов: если человек не хочет "жрать, что дают" (не только в материальном, но и в духовном плане), значит, он тунеядец и потенциальный вор. Ну и, конечно, "оправдание", что, мол, так всегда и везде было, есть и будет.
"Зато сейчас не работают и жрут что дают..."
По крайней мере, сейчас человек покупает в магазине то, что ему надо, а не то, что "выбросили".
Владимир Ефимкин
Во времена Хрущёва,будучи школьником,я стоял в очереди за белым хлебом, но при Брежневе, я мог позволить своей семье из четырёх человек, съездить в Евпаторию на простые отпускные.Думаю, что не строй виноват,а наличие отдельных идиотов и мерзавцев,а главное,это то,что люди с голода не умирали как в девяностые.И не стоит забывать, что свинья всегда грязи найдёт.
Георгий Ситнянский
Маленький нюанс в том, что именно хрущёвско-брежневские времена "социализма с более-менее человеческим лицом" наши "совки" считают началом конца СССР, отступлением от "сталинской правды". А при Сталине-то нищета ещё какая была, и с голоду умирало не в разы, а на порядки больше, чем в 90-х.
Владимир Ефимкин
Если Сталин не провёл бы коллективизацию и индустриализацию, мы, к 41году, пришли с шашками и тачанками.
Георгий Ситнянский
Китай уже 40 лет проводит политику, аналогичную нашему НЭПу - и что, он "с шашками и тачанками"? Уже вон с Америкой на равных! А вот при сталинисте Мао - да, недалеко ушёл от "шашек и тачанок".
Олег Ткаченко
Дуралей малолетний. Сколько лет прошло после войны до 1953 года, когда Сталин умер? Когда закончили восстановление советских городов? Прежде чем дурость писать, почитал бы сто либо. Вон твоему путину, то Ленин бомбу подложил, то эхо войны мешает.
Георгий Ситнянский
"После войны" - отдельная тема, хотя и там явно СССР проявлял агрессивность в отношении Запада (и не-Запада), а не наоборот.
Но мы сейчас говорим про "до войны". Сам же Сталин в 1920-х писал об "эпидемии пацифизма, поразившей Европу". Ну так и радуйся! Никто не мешал продолжать и развивать НЭП. Ан нет! Немцам свой ВПК восстановить помогает, Гитлеру (запретив коммунистам блокироваться с социал-демократами) дорогу к власти расчищает. Зачем?
Вадим Игнатович 
Дааа... А какой страна досталась Сталину? А война? Ничего не попутал?
Владимир Бутко
Разворовали все, что можно украсть и испортили.... в общем до основания. А построить жаба задавила. Но строить то все равно надо, даже если придется ломать нынешнею демократию!!!!!!
Руслан Стяжкин 
Для людей в регионах не осталось ни работы ни какой надежды- по сравнению с союзом,,,Скоро мы получим московию и разоренную территорию вокруг,
Вячеслав Илясов
Любой человек был уверен в завтрашнем дне.Сейчас за ипотеку расплачиваешься 10-15 лет.Обманывают на каждом шагу,зарплата 20 -30 тыс рублей она не соответствует советской 160-200 руб я не говорю про уборщиц и медсестер им и сейчас не сладко.Продукты были дешевле ,техника дороже,на улице спокойно.А зачем у нас сейчас столько полиции,гвардии еще и казаки на защите власти появились
Leonid Bukanov
Всё правда... так оно и было...не ценили...
Владимир Седышев 
В отчёте Медведева сейчас страна близка к идеалу - катафалки сами приедут, а скорую б/пл по вызову не дождёшься.
евгений белкин 
Читаю заметку и комменты и удивляюсь: а где же жил я с 1948 года? Одни пишут про только хорошее - как будто другого счастья и не надо, другие - только ужастики. Я жил и видел и ощущал все: и бедность в семье врача и начальника, и бесплатность обучения в институте, и уверенное устройство на работу, и зарплату, от которой после второго ребенка я сбежал на Севера, чтобы получать другую зарплату и кормить тех-же детишек своих (один до сих пор там живет уже семьей). Было всякое, но резюме мое: я обратно не хочу. Да, не все мне сейчас нравится, но только не туда. Надо "вперед и вверх!". А ведь мы так и живем. Кричим или ворчим, что жизнь худая - а кушаем как, как одеваемся, а какие у нас машины, и в квартирах не живут два-три поколения. Вот так-то!
Василий Селезнев
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
Вот точно отмечен ключевой момент: "обратно Не хочу".
Виктор иванов
не ну а сейчас мы прём просто в "зад"
Виктор Волгов 
Ненавижу разорителей и хулителей СССР. Разваливать и ломать и разграбливать "успешные менеджеры" Плохиши в недавно снятых, (чтоб не маячить), малиновых пиджаках, умеют хорошо, созидать нет, не приучены ворюги этому. Назвали себя олигархами, хозяевами жизни. Но как были мразью, мразью остались!
Тарас Стеценко
Ну да, пидарасам идейным хорошо жилось в СССр, они имели рабами всех тружеников села вплоть до отмены в 1974 году крепостного права, когда выдали паспорта.., не отменив при этом обязательные справки из колхозов.
Пидарасы ВСЕ, лижущие ссср.
Василий Селезнев
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
Вот именно эта излишняя "забота" государства и сделала жизнь в совке невыносимой. Совковое государство диктовало людям как им одеваться, где и как учиться, где жить и работать, какую музыку слушать, какую литературу читать, как и в кого верить. И все это за жестким железным занавесом. Это все называется одним словом - НЕСВОБОДА. А за пределами этого занавеса была настоящая жизнь.
Игорь Кузнецов
Друг и в тюрьмах люди по 25 лет сидят и считают это своим домом и их свободой!так что не надо тут ля-ля о не свободе,ещё Новодворскую Лерочку тут процетируй (царство ей небесное),несвобода о проституции и секс туризме???о чем ты?
Ринат Мингалимов
Смотря что ты считаешь "НАСТОЯЩЕЙ" жизнью...
Ринат Мингалимов
Самое главное, что границы пока еще не закрыты, можно успеть еще уехать, за этой самой жизнью, и пожить себе в удовольствие. Но только на ПМЖ пожалуйста. А мы уж как нибудь без вас здесь....
Юрий Клевакин
Никто ничего не диктовал, слушали музыку в то время любую, одежду шили в ателье, если не нравилась магазинная, жить и работать можно было везде, где нравилось, в церкви ходили, Пасху все отмечали и т.д. и т.п. Если Вы лично для себя устроили занавес, то это Ваша проблема.
Василий Селезнев
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
Ждете закрытия границ? Не дождетесь! А мы дождемся когда вы, совковые любители советского лагеря, естественным образом освободите от себя Россию. И Россия станет во-истину свободной.
Василий Селезнев
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
Кто Вам эти сказки рассказал? Вы сами то там и в то время жили? Сказочник.
Ринат Мингалимов
Границы уже не закроют (хотя надо бы, года на 2). Посмотреть "Ху из Ху". Оказывается таких совковых любителей, как я - 3/4 населения России. И откуда они такие лохи (Вами не любимые) берутся? Все наверное Путинисты?! Так вот, я в "Совке" жил не.... плохо, не воруя,
и сейчас живу также. Просто надо свои аппетиты соизмерять со своими возможностями. Как говорится- "Кто на кого учился" (и как учили). А за СВОБОДОЙ - Вам - ТУДА! Я хотел бы посмотреть сколько вы там продержитесь, без путевки inclusif.
Александр Григорьевич
за пределами этого занавеса была помойка, которая есть до сих пор
Александр Григорьевич
да я жил и горжусь,что я родился и вырос в СССР.
Владимир Седышев 
Василий, мне 75 лет и здесь написана вся правда о 60-ых годах, но в 80-ых в партию повалили карьеристы, появились приписки и саботаж, в итоге - дефицит даже продуктов. Сейчас не смею даже мечтать о путешествиях по стране, поправить в профилакториях здоровье, заплатить за учёбу внукам, у которых нет веры в справедливое будущее.Но сейчас есть и положительные стороны: - от продуктов (в основном отрава) ломятся ларьки и машин в избытке (пока ресурсы не разбазарим, да есть работа и здоровье дожить до нищенской пенсии).
Юрий Клевакин
Да, я жил в Москве, в 70-е учился, потом пошел работать (я радиоинженер). На жопе не сидел и знал, где что находится и продается (в свободной продаже). В 80-е нужна была квартира - пошел работать на стройку и через 3 года получил квартиру. В то время было много таких, кто перемещался с работы до дома, ничего вокруг не видел, вместо головы у них был телевизор. Это были обычные люмпены, все им были должны. В то время просто надо было принять существовавшие правила игры и можно было жить достойно. Если Вам ничего не удалось для себя сделать, то в этом никто не виноват.
Василий Селезнев
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
А знаете что общего, Владимир, между 60-ыми, 70-ыми, 80-ыми и до 60-х и все годы от 1918 до 1991-ого? Общее это жесткая тоталитарная государственная идеология и тотальное богоборчество - воинствующий атеизм. Жертвами этих явлений советского коммунистического режима стали миллионы человек за все годы сов власти. Не верите? Сходите на Бутовский полигон в Москве. И таких полигонов сотни по Большой России (Бывшему СССР).
Борис Петров
Интересно, сколько тебе лет? Кстати, моя бабушка из Селезневых...
Василий Селезнев
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
Принять существующие правила? Т.е. превратиться в совка. Не ходить в Церковь, например, забыть даже думать о поездках за рубеж, не читать и не слушать все что запрещено по идеологическим соображениям, строить коммунизм и жить по принципу "жри что дают" во всех смыслах этого выражения. Многие так жить не захотели и случился сначала Июнь 1991 года, кстати теперь это государственный праздник (12 Июня - День России), а потом Август 1991 года.
Борис Петров
Молодец! Моими словами говоришь.
Геннадий Сорока
Ты необразованный, озлобленный, тупой дебил, который для своего государства ничего полезного никогда не сделал. Несвобода порнухи, насилия, наркоты и прочей человеческой грязи в СССР действительно была. А вот прославляемая всеми вами дебилами супер жизнь за железным занавесом ни что иное как тупая пропаганда, которая яйца выеденного не стоит. Бывали мы в их мире и до развала СССР и после. 95% всего мира вообще полная нищета. А 5% ширма для туристов это чтобы показать миру как у них "заботятся" о людях. А в СССР после трех жутких периодов разрух 1й мировой, гражданской, и ВОВ жизнь была на очень высоком уровне. И если бы еще 25-30 лет без их "дружеского" участия, то уровень был бы самым высоким. Читай больше книжек если своего разума не хватает...
Геннадий Сорока
За такие слова поедешь на Колыму. Ждать осталось не долго.
Василий Селезнев
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
Вот в этом вся ваша совковая сущность - переходить на личности, оскорблять и сквернословить. Вы показали свое истинное лицо человеконенавистника, товарищ. Не удивлюсь, если узнаю, что вы член КПСС((((
Юлий Николаевич
Можно ,подумать,сейчас,в церковь ходят верующие,-оцерквленные,-да,а верующих,-их реально один на сотню
MIKHAIL TURKESTANISHVILI
если я скажу вам что серьезно пострадал в то время и у меня есть право ненавидеть тот строй...да я одевался у фарцовщиков и слушал рок...не мог купить пластинку любимой группы но я видел всю Россию от Магадана до Ужгорода уж извините тогда это была моя страна где жили все нациии и жили дружно...вы верите в западную демократию...серьезно верите...скажите а что вам даст лжесвобода как вы думаете? да лжесвобода а не свобода я знаю и ощутил уже ее вкус...никто так не любит свободу как я...поверьте я задыхался от ее нехватки и раньше...но сейчас еще больше...в Грузии открыли границы...а что это дало нам...простым гражданам...НИЧЕГО. Я не имею против ничего настоящей свободы но поверьте это ничего не имеет общего с тем что несет с собой запад в вашу страну...к нам ее принес Саакашвили несколько лет отходим от нее
Юрий Кириллов 
С удовольствием вернулся бы лет на тридцать!
александр захаров
Дарагой! Между прочим те кто сейчас правят нами тоже члены(огромные) КПСС,и если бы не партбилеты-хрен бы они поднялись на вершину власти!!!
Валерий Богданов
Наслушался "Эхо Москвы "и несёт хрень . С первоисточниками надо работать , разговаривать и слушать очевидцев тех лет, тогда картина будет более реалистичной . И беден не тот у кого мало , а тот - кому мало.
Геннадий Сорока
Членом КПСС к сожалению не был никогда. Ничего наверстаем.
Но в этом прежде всего ваша гнилая сущность - Хаять все свое и историю в первую очередь. А вот на западе - идиал.
Западный идиал поддерживается сионисткой пропагандой много десятилетий - поэтому не удивлюсь и почти уверен что вы жид, причем не наш русский еврей патриот, а матерый враг всего русского мира. Через 20 лет при новой власти вы начнете поливать грязью все что происходит сегодня. При этом ни в какие дела вы не лезете. Этакий премудрый пескарь периодически изливающий негодование по поводу... Выйди на улицу и посади дерево пескарь, больше пользы будет.
Геннадий Сорока
Молодец Михаил. Свобода это когда можно принести цветы в дом соседа. Сесть за стол и произнести тост за хозяев. Пожелать им всего лучшего.
А когда в дом к тебе лезут с красивыми лозунгами а несут оружие это не демократия и не свобода. Пора вернуть нашу большую страну, исправить прошлые ошибки и забыть обиды.
MIKHAIL TURKESTANISHVILI
нереально это...поколение выросло которое просто не может поверить в то что мы на эти копейки могли летать в гости друг к другу на самолетах...я жил за границей я знаю их жизнь...тогда было просто теплое отношение...сейчас его вообще не осталось...я хочу сделать просто туристический тур дружбы...сейчас в Грузию едут туристы из России но я хочу сделать так-много людей здесь с удовольствием примут гостей из России это и ностальгия и невозможность приехать к вам...такое общение семьями или группами можно сказать для тех кто хочет этого...думаю вы меня поняли...надо вот так возродить отношения...я сам имею кучу друзей и одноклассников в России но не могу туда без визы...обидно
Андрей Феоктистов
Ну снял Горбачёв "железный занавес" - и ЧТО?!Лучше стало?!Разрушили,угробили на корню все хорошие достижения соц.строя в науке,промышленности,образовании и медицине,законодательстве.Я хорошо помню то время и перемены,людей стали превращать в зверей,перессорили народы,ВСЁ поставили на коммерческие рельсы и целенаправленно уничтожали мораль.В итоге великая страна с громадным потенциалом рухнула в пропасть...Понятно,чьими стараниями.Достаточно план Даллеса почитать.Всё просто - ослабить,расчленить и разграбить.НЕ ТАК было?Уркаина тоже повелась на кружевные трусы в Европе как ишак на морковку и обрабатывали её 20 с лишним лет,воспитывая фашистское поколение.Пример более чем показательный,по моему - нищета,разруха,гражданская война...Западу не нужны сильные самостоятельные соседи,им нужны территории и ресурсы.И вот чтобы этого всего избежать и нужна "эта излишняя "забота" государства "...
Georgy Psarev
Глупее доводов я еще не видел!
Константин Кутасов 
Я жил в это время. И все это было. И не Вам судить о том, о чем не имеете представления.
Евгений Нуриев
Религия это опиум для народа!
Максим Кочев
Бабушку не Алисой ли зовут? :) А от Васи открещивайся... Чем такой родственник, лучше два врага.
Юрий Клевакин
Вы так ничего и не поняли и никогда не поймете.
Геннадий Букреев 
Зато сейчас свобода полная! Смотри по ящику ток шоу,Дом 2 ! Лепота!Верь в победу доблестного контингента в Сирии,езжай куда хочу в любую Швамбранию,да только денег нет на поездку.Но помечтать можно или с Димой Крыловым покататься по свету
Тарас Стеценко
ОСОБЕННО НА ВЫСОКОМ УРОВНЕ В СЕСЕР БЫЛИ ИНВАЛИДКИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ВОВ....
Что ты несёшь, раб?!
Тарас Стеценко
Так если делали, то это не значит, что это было законно - вас просто не было кому посадить!
И за кражи не всех посадили, и за убийства не всех посадили, так что, не крали и не убивали?!
Василий Селезнев
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
Вернут вам вашу НЕсвободу и уже возвращают. Начиная пока с экономических несвобод. Уже не осталось ни одного квадратного метра жилплощади свободной от налогов, ни одной сотки земли, ни одной лошадиной силы мощности авто. Придумали налог на профессиональную деятельность (НПД). Ограничена уже свобода слова - уголовной ответственностью "за перепост". Локально уже ограничена свобода передвижения. Скоро все будет в порядке - вернется вам СССР
Владимир Сычёв 
Василий а при чём тут СССР? Что то я такого в СССР не помню, а помню я себя эдак с года 60. Как раз покататься по стране средств хватало с лихвой, да за кордон было напряжно, но не смертельно. Так что не понял Вашего юмора. Конечно СССР возрождать не дай бог, а то опять набегут все дармоеды из средней Азии, Грузии, Армении, хохлы и белорусы.
Владимир Седышев 
ХХ-й век оттяпал пол души и треть страны в которой я родился!
Георгий Ситнянский
"Вот в этом вся ваша совковая сущность - переходить на личности, оскорблять и сквернословить" - А они по-другому не могут. Чем совковее, тем мерзохамистее...
Георгий Ситнянский
"Достаточно план Даллеса почитать" - Ссылки на "план Даллеса" умному достаточно...
Георгий Ситнянский
"Скоро все будет в порядке - вернется вам СССР" - Я бы уточнил: худшее из того, что было в СССР.
Владимир Грек
Читаю некоторые комментарии и вспоминаю и не могу вспомнить кто мне запрещал шить и перешивать брюки и делать с них дудочки или клеша, кто запрещал мне слушать и танцевать чарльстон, твист или шейк? Да, не было пластинок, но слушали и танцевали под музыку на "костях" или под магнитофон. Кто-то запрещал праздновать Рождество или Пасху? Пишут те, кто в те времена не жил.
Олег Ткаченко
Как только человек употребляет слово «совок» понимаешь, что в голове у него говно жидкое и тёплое.
Георгий Ситнянский
"Никто ничего не диктовал, слушали музыку в то время любую, одежду шили в ателье, если не нравилась магазинная, жить и работать можно было везде, где нравилось, в церкви ходили, Пасху все отмечали и т.д. и т.п. Если Вы лично для себя устроили занавес, то это Ваша проблема".
Отчасти верно. "Отчасти" - потому что жить, где хочешь, нельзя было - была "прописка". И "занавес" был, съездить за границу было, мягко говоря, сложно, уехать совсем - практически невозможно. С последним после подписания Хельсинкского соглашения 1975 г. несколько легче стало евреям. Говорят, были какие-то фарцовщики, которые за 700 рублей (очень прилично по тем временам) подделывали паспорта, писали в пятой графе "еврей". Анекдот того времени: "Объявление: "В русскую интеллигентную семью требуется еврейский зять на выезд"".
Георгий Ситнянский
"А за СВОБОДОЙ - Вам- ТУДА!" - По крайней мере честно...
Георгий Ситнянский
Вот уж кто необразованный, невежественный и тупой совок, так это вы.
"Несвобода порнухи, насилия, наркоты и прочей человеческой грязи в СССР действительно была".
А во всём остальном? При Сталине советский человек вообще ничего не мог - жить где хочет, работать где хочет, жениться на ком хочет...
"95% всего мира вообще полная нищета".
Смотря с чем сравнивать. Сравнивать надо не Россию с Боливией и не США с Вьетнамом, а сравнимые страны. Например, две Германии, две Кореи. Тайвань и сейчас живёт лучше КНР, а 40 лет назад, перед началом Дэнсяопиновских реформ - просто небо и земля.
"А в СССР после трех жутких периодов разрух 1й мировой, гражданской, и ВОВ жизнь была на очень высоком уровне".
Кроме времён "застоя", для 80-85% населения нищета была всегда.
"И если бы еще 25-30 лет без их "дружеского" участия, то уровень был бы самым высоким".
То-то за предшествующие 25-30 лет СССР по уровню экономического развития обогнали примерно столько же стран, в том числе Португалия, Пуэрто-Рико и Новая Каледония.
Георгий Ситнянский
"Вот в этом вся ваша совковая сущность - переходить на личности, оскорблять и сквернословить. Вы показали свое истинное лицо человеконенавистника, товарищ".
Плюс самый "веский" "аргумент": "За такие слова поедешь на Колыму". Как Дикой в "Грозе" который на все аргументы Кулигина отвечает: "Вот я тебя к городничему сведу!" Зато, когда не их сила, коммуняки визжат как резаное порося от малейшего прижима и даже без оного.
Сергей Алексеев 
А кто гражданство даст7 Куда ехать посоветуй
Игорь Пестов 
Жизнь была сказочной... Ставка медсестры - 80 рублей в 1985 году, джинсы в том же году стоили 100 рублей, Жигули - 8000. Не сложно подсчитать, сколько медсестре нужно было отказывать себе во всем для того, чтобы в модных джинсах покрасоваться.
Игорь Кузнецов
Ты медсестрой столь был?выходи бы замуж и собирал бабло вместе с мужем!
Александр Царев 
Все дело в единицах измерения. Чем измерить жизнь...
Александр Николаевич
Джинсы стоили 40 руб.у фарцовщиков до 200 руб.жигули 5000 руб.
Юрий Клевакин
Зато квартплата была 10 руб., килограмм говядины стоил 2 рубля, килограмм трески, если не ошибаюсь, около 30 копеек и т.д. и т.п. Продукты были натуральными, поэтому и не было на каждом шагу аптек. А в то время можно было выбрать любую работу. Например, штукатур на стройке получал 300 руб. Но многие хотели сидеть, ничего не делать и пускать сопли по "сказочной" западной жизни. К тому же, в те времена была масса возможностей для подработки.
юрий неверов 
А что на джинсах свет клином сошёлся?
Дмитрйи Рудаков
У нас джинсы в Сибири стоили 300 рублей. Отец на Тэц получал столько в месяц. Это была хорошая зарплата. Инженер получал 120 рублей, стипендия была 40-55 рублей. Жить можно было только- только - без излишеств,НО учеба и медицина были бесплатными, за квартиру копейки. Есть и плюсы и минусы того времени. лично меня тода бесил так называемый БЛАТ. Унижаться часто приходилось. Сейчас просто за это деньги платишь.
Viktor Rudjak 
Те инженера, которые сидели в конторах,, получали 120 оклад. Я после института пошел в цех мастером смены и получал в месяц прм окладе 150, 230 рублей.
Геннадий Сорока
А ты думаешь знаток что в Америке медсестры в то время ездили на машинах? Не ездили и сейчас не ездят. Я лично знаком с директором большого госпиталя в Торонто. Так вот ей маленькую машинку купил ее муж, который был крупным бизнесменом. А ей машина не по-карману, зарплатки видите-ли не хватает..
Юрий Попов 
Подождите пока умрём мы все, жившие в СССР,тогда и будете сочинять страшные "сказки".
Геннадий Гуров 
Сейчас ставка медсестры 10000, авто стоит около 600000. Дальше считай сам.
Константин Кутасов 
Я своим детям расскажу как мы жили. Пусть знают. Что бы было с чем сравнивать.
Геннадий Мадан
А уж какие студенты были нищие!
Контрольная по ТОЭ для заочника стоила 10 рублей, по 3-й части - 15, курсовой по электромашинам - 60-80. А заочников, энергетиков из колхозов, которых вынудили получать высшее образование - десятки. И ночным сторожем за 60 в соседнем детском саду (ночь через две).
Валерий Богданов
Это для раздолбаев , которые поступали по блату , а в 60-е годы за такую сдачу экзаменов и зачётов можно было и в тюрьму сесть с конфискацией имущества .
Тарас Стеценко
А в 60 годы ещё существовало советское крепостное право - жители сёл не получали паспортов...
И в тюрьму можно было сесть просто за выезд в город....
Охуенные времена!
Валерий Богданов
"и у попа была собака , он её любил , она съела кусок мяса ..."
Алексей Сухачев
Ха ха...Все сказки американские слушаешь...
Тарас Стеценко
Супер! 7 дизлайков всего за один достоверный факт о рабстве в СССР!
Сколько же ещё вас, рабские пролетарско-никакушные пидарасы?
Григорий Ходаев
ну зачем врать. не надоело?
Тарас Стеценко
По СеСеСер плачут и стонут никакушные бомжары, неспособные трудиться и зарабатывать, сколачивать капитал и управлять им. Это сыны и дочери родителей-алкашей, выросшие в детсадиках на государственной манной кашке.
Я сам из СССР, но я ненавижу то государство потому, что рос в семье работника обкома партии и никогда не мог принять то, что делалось в чиновничей кубле.
Но самое интересное, что об эСеСеСере тоскуют и плачут больше всего те, на чьих гобаз жили такие, как мои родители и я.
Тупое, конченное, бездарное быдло!
Тарас Стеценко
Что я вру? Конкретно?
Это вы тут тупорылики нищебродские, лапотники пролетарские расплямкались про колбасу по 2.20 и водку по 3.60.....
Быдло пролетарское!
Анатолий Лапшин 
Мне ничего не стоила. Все 6 лет! Не обобщайте.
Анатолий Лапшин 
Водка была и по двадцать один двадцать. И песня по семь рваных для начала, что бы ветром не качало. А вас до сих пор качает!
Юрий Кириллов 
бандеровец недобитый!!! Из-за таких( или такие) Украину вывернули на изнанку, как шлюху со всех сторон. Попался б на 2ой заставе лет 30 назад....
Александр Калугин
Стэ ж Ценко! Нихай его кОзел забодае...
Александр Калугин
Та водка по 2 87 и на батон за 13 коп. оставалоси. Токи водовку не пили, как сейчас, токи на крайняк. Портвейном пробавлялись да пивом.
А вы, уроды моральные -сынки обкомовских беспредельщиков, и развалили союз...
Александр Калугин
Не, он просто то самое быдло...
Георгий Ситнянский
Тарас, паспорта колхозникам стали выдавать при Хрущёве, в 1961 г. Процесс растянулся на 20 лет и завершился при позднем Брежневе, в 1981. При Сталине колхозник действительно мог сесть за выезд без разрешения за пределы сельсовета.
archery СтрелоГ
ОЧередная заказуха в предверии "железного занавеса".
Забыла бабка рассказать про валютные сроки, про нескончаемые очереди везде и во всем.
Про партию, комсомол и т.п., про то, как эти структуры диктовали обустройство личной жизни. Что ты должен читать, что должен смотреть, как должен одеваться, вплоть до того, как ты должен жить с женой. Про сроки за политические анекдоты, про дефицит везде и во всем. Про 4-хдневное стояние в очереди за авиабилетом. Про то, что за границу ездил очень узкий круг людей. Любое общение с иностранцем грозило реальным сроком.
Ломайте дальше стереотипы.
Игорь Кузнецов
Тебе по ходу фарцовать не давали спокойно?бля вы тут о чем пишите все было реально и всё радовались!я учился в Москве и работал,и никто не ныл,жили как жили,свободно,говорили о чем хотели,никого никто не преследовал!ладно хуле с вами тут базарить!
Эдуард Петров 
А где интересно были такие очереди??? Что бы четыре дня за билетами стоять. У нас билет можно было легко купить и на самолёт и на поезд, и даже в августе месяце, единственные очереди были за стенкой, и цветным телевизором, так это было в 80 тых, в 85 году у нас уже шарп стоял телевизор. Так что зря вы так, в то время в стране только ленивый не зарабатывал, шары были всегда, и на шарфах люди зарабатывали по три зарплаты.
Юрий Клевакин
Не п.....е, а то улетите.
Василий Селезнев
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
По блату можно было купить билеты. Но только по блату.
Александр Пачуев 
А мне вот интересно где можно было за билетами стоять по четверо суток? А то что за валюту сажали и за фарцовку правильно . А сейчас спекулянтов не сажают поэтому и цены на все бешеные . Кофе производят в краснодарском крае а чтобы оно поступило в продажу его везут в москву а только потом оно поступает в продажу в краснодарском крае и так все.Недавно привезли кормовые добавки так машина вместо 800км проехал 1900 так как надо было ехать за документами на эти добавки.
Юрий Попов 
Если человек идиот, то это надолго. Иногда навсегда.
Константин Кутасов 
Бред,похоже,взятый из забугорнной книжки начала 90-ых.
Александр Сидоров 
Писал человек, похоже подзабывший советские реалии. Да это и естественно. В молодости и сахар был слаще и вода мокрее...
Владимир Крюков 
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
Это явная очередная заказуха, и пишут их, и рисуют подобные плакатики, не просто человеки после работы от нечего делать, а профессионалы в специальных конторах, ЗА БАБКИ, цель у этих контор одна: обосрать Россию, всё в ней происходящее, ну и всех русских заодно.
Данил Арутюнов
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
Многоуважаемые господа-товарищи! Нельзя войти в ту же самую реку дважды. Давайте будем двигаться в будущее)))
Виктор Волгов 
Если иметь в виду дикий олигархический капитализм в нышней РФ, то это несколько шагов назад. Капитализм не развивается, развивается частный бизнес, в нашей стране это в основном спекулятивный бизнес, типа "купи-продай".
Юрий Кириллов 
Скоро нам китайцы построят будущее!!
Владимир Агапов 
Статья понравилась. Не спорю, сколько людей, столько и мнений о статье. Каждый судит с высоты своего роста. Не согласен только с "детским трудом по сбору урожая". Это очень хорошо, а то некоторые дети по окончании школы думали, что булки хлеба растут на деревьях. Лично я жил в Прибалтике, где очень хорошо относились к детям, к развитию детского творчества и спорта. Занимаясь классической борьбой в бесплатной секции, покатался по Прибалтийским городам. Бесплатно получал навыки токарного дела. У нас в городе были места, куда приезжали автобусы из колхозов и совхозов. Мне повезло несколько раз съездить на такие сельхозработы, правда, не скрою, что колхоз от колхоза сильно отличался по качеству организации работ. Когда поехал в первый раз мне "сосед" по автобусному сиденью сказал, что раз я еду без паспорта, то мне деньги не заплатят. Было неприятно работать бесплатно, но когда в конце рабочего дня мне заплатили мои первые 10 рублей, я был очень счастлив. В следующих поездках получал и более 20 рублей за один неполный рабочий день. Кроме этого, нас ещё чем-то кормили бесплатно, уже не помню чем. Джинсы я тогда не носил, думал, что это большая роскошь. Спустя много лет у меня появилась возможность покупать джинсы различных марок и моделей, но видимо, моя фигура не совпадает с джинсами и теперь хожу в обычных брюках. Советское время мне очень нравилось, все учились в обычных школах, деньги на ремонт школы и детского сада не собирали, не было раздельного и элитного образования. Про фестиваль молодёжи и студентов 1985 - 1957 года согласен. А про поездку в Северную Корею не согласен, такая маленькая страна, а в ней есть своё ядерное оружие и свои средства доставки. Поэтому с ней считаются в США. При этом Каддафи и лидера Ирака уже нет в живых, их уничтожили США. А почему "товарищ" (Александр Малышев) не предлагает поехать в Китай, там тоже социализм, который сумел выжить и не развалиться в современных условиях капиталистического окружения и не только выжил, но и развил свою экономику до первой, или почти первой величины. С ними даже США боятся конфликтовать. Наверно у них не было таких "коммунистов"-демократов, как Горбачёв и Ельцин.
Тарас Стеценко
Не "наверное", а ТОЧНО - у них не было таких коммунистов, как вся пидерсия, начиная от Ленина и до Горбачёва.
Почему Швецию не вспомнил, там тоже социализм?
Георгий Ситнянский
В Китае от социализма остались одни декорации, 70-80% ВВП даёт частный сектор.
Эдуард Петров 
В квартирах и тогда не жили по два три поколения, я женился, мне общага дали, отработал на заводе 5 лет, квартиру получил, отдельную, народ в Питере и сейчас с поселение живёт, ну это кто на кого учился.
Volodymyr Kram
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
Кто хотел- тот зарабатывал. Лично я все годы института работал во вторую смену клепальщиком получая к повышенной стипендии 75р еще 250...300р. Снимая квартиру за 40р я на 4ом курсе уже растил дочку и сына... После окончания института получил квартиру через 7 (семь!) дней. Попробуйте вы, хаятели, без папы, мамы так устроить свою жизнь сейчас! Противно читать ваши уничижительные опусы!
Тарас Стеценко
Пока ты детей клепал, клепальщик-ударник. в сёлах советские рабы батрачили без паспортов и права даже поездки в город.
Попробовал бы ты без паспорта поступить в институт, совковый жополиз....
vakha magomaev 
Все перевёрнуто с ног на голову. Да, все можно было купить и продукты в том числе, но на рынке, а там в 2-3 раза дороже. Ни в коем случае не хочу охаевать все, что было при «совке», были и положительные моменты, но в целом конечно сейчас больше возможностей.
Виктор Волгов 
Всё постигается в сравнении. Что-то было хорошо и не очень тогда, что-то теперь плохо, что-то хорошо. Помню в далёком 1977 г в бархатный сезон, по турпутёвке от профсоюза нашего большого, даже в мировом масштабе, предприятия,я летал в Крым. Конкретно в Ялту. Поселился в шикарной 18 этажной центральной, международной гостинице (отеле) Ялта. Со мной в группе в отель Ялта заселялись не только представители известных в СССР предприятий, но и сельчане. И тоже от профсоюза. Один мужик, скотник по сельской профессии, даже безграмотный, попросил меня поставить за него подпись. Путёвки стояли смешные деньги, по нынешним временам почти даром, а передовикам производства вообще бесплатные. Такого ныне вряд ли где сыщешь.
Тарас Стеценко
А разве кто то говорил, что ВСЁ было плохо?
Даже в Северной Корее сейчас не всё плохо!
Василий Семенников 
С едой в Питере было плохо уже в конце 70, за мясом набегаешся
Игорь Кузнецов
Купить масло сливочное,колбасу даже в Москве надо было около часа отстоять в очереди!да была такая беда!
Зато химии и всяких Пальмовых масел и прочего и рядом небыло!а сейчас?не буду даже описывать!
Эдуард Петров 
Да, в Питере и вода отвратная и хлеб, не понятно из чего.
Василий Селезнев
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
Тогда не было таких биохимических технологий. А если бы были, то коммуняки бы вас накормили эрзацем, даже не сомневайтесь.
Виктор иванов
не ври ... раньше были госты и все проверялось .. даже микроволновки минздравом были запрещены
Игорь Мочалов 
Да... Как хорошо мы "плохо" жили...
Слава Спиридонов 
Для тех кто восхищается западом. Надо поехать, по путевке, отойти от группы и потеряться, пройти в те кварталы, которые немного далеко от туристического маршрута. Будет весело.
Виктор Волгов 
Это точно! И в Берлине и особенно в Париже, если отойти от центров и зайти во дворы - это не дворы, а отхожие места. Сам убедился. В наших ж дворах, до сих пор зелено, есть детские городки, волейбольные площадки, теннисные столы, песочницы, клумбы с цветами и пр. И мусор регулярно вывозят.
Тарас Стеценко
Ага, и прямо в этих же зелёных кустах срут и ссут. Не всегда конечно, чаще в лифтах и подъездах!!!
Виктор Волгов 
Вы Тарас, кау накопитель всего негативного. Берите пример с лучшего, замечайте в нашей стране и в людях лучшее и, - ваша душа очистится от скверны, вам полегчает. Не обижайтесь - я вам лишь добра желаю!
Валерий Боронин
Надо быть точнее и называть место действа. В г.Горьком уже в 1975 были проблемы с продуктами. При моих 130р. зарплаты,жены в декрете и ребенке жилось как-то не очч. сытно да и время проводил в очередях. И с раздачей квартир какая-то лажа. У нас их давали года через 2-3 только на номерных заводах с вредностью ... когда она уже как-бы и ни к чему
Виктор Волгов 
Теперь на тех же "номерных заводах с вредностью" (если уцелели), кроме вредности бесплатно хрен что получишь.
Андрей Штрыков
Полная лажа! Я тоже с рождения жил в городе Горьком, но никакой проблемы с продуктами не видел, потому что не было этой проблемы. Лажа и враньё ваши слова!
Александр Малышев
В Горьком в 1975 году в каждом магазине были и ананасы и клубника,10 видов сырокопченой колбасы и т.д. Правда? Вы это видели? А Магадане? Костроме,Вологде? У вас проблемы со зрением.
Тарас Стеценко
А паспорта в сёлах всего СССР начали выдавать только в 1974 году....
Георгий Ситнянский
Начали в 1961-м. Закончили в 1981-м.
Volodymyr Kram
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
У меня было БУДУЩЕЕ! У нынешнего поколения- приглашение учиться и работать в гейропе, если папа денег даст...Вам не светит золотой миллиард. Отмашка уже видна со всех плакатов и ваших комментов о советской нищете. А рвущиеся туда еще не знают, как тянет ДОМОЙ! Жаль мне вас, гейро-ориентированые...
Валентин Белогрудов
Автору спасибо за Правду! Больше бы таких воспоминаний. Убогий настоящий век отмечен ...
Владимир Крюков 
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
Да тьфу тьфу на него, на такое счастье.
И ноют про те времена или пенсионерки в тоске по молодости и своей популярности, или ни на что не способные неудачники, которым хочется стабильных 100 р зарплаты и сидеть на работе нихрина не делать.
Кстати у начинающих инженеров такая и была - 110 рублей, как у моего одноклассника в проектном институте, и у жены также, как они на эти копейки выживали вообще не представляю. Потому что у меня была 160 и у жены 140, и это была не жизнь, а убогое существоваание.
Кстати за колбасой в Чите мы не стояли. Потому что не было вообще ни колбасы ни соответственно очередей.
Василий Селезнев
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
Все правильно. Про колбасу я тоже самое могу сказать про ситуацию в Саратове. Правда там были очереди. Ночью занимали человек 600-700 номера на руках химическим карандашом записывали. А когда очередь подходила к прилавку - 2 кг в руки. Стыд и позор, а не страна. Тут некоторые пишут что гордятся совком, чем гордиться?
Владимир Крюков 
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
Ну как чем..., например суконные ботинки были без очередей.
Ещё килька в томате, завтрак туриста (мерзость невероятная), иногда спинки минтая, даже селёдка в жестяных банках, так называемые "супнаборы" (из костей, по 90 копеек чтоли). А один раз в нашем магазине продавались АНАНАСЫ!
Ещё ч/б телевизоры Рекорд по 300 р. (две-три зарплаты), и цветные Горизонт по 800 р. (где-то 5-7 обычных зарплат, сейчас примерно 120 тыщ.р.), которым красная цена была полтинник.
Ну и вёдра с гайками под названиями "Москвич" и "Жигули", копейки (ВАЗ-2101) по цене двухкомнатной кооперативной квартиры, а ваз-06-07 - трёхкомнатной. Очередь на них правда лет по 20, но это мелочь, всё равно раньше не накопишь.
Не жизнь, а малина, чё.
Юрий Кириллов 
После армии работал на автобусе - 400-500 зарплата. После на СТО - с калымчиками 1000-1500 в месяц выходило. Хороший токарь 5-6 разряда уважаемый человек был. Раз в неделю в ресторан пойти - без проблем. На Юг или по путёвке отдохнуть каждый год, без проблем. Попробуйте сейчас соблазнить молодого парня стать токарем, сварщиком и т.п., лучше в офисе будет штаны протирать изображая специалиста за 15-20 тыс. руб. Квартиру получил через 4 года работы, не в иппотеку, не в кредит. В выходные с друзьями всегда собирались на шашлыки, застолья. Плохо жилось? Кто хотел, тот нормально жил!!!
Андрей Андреев
Неудачнику везде плохо... Прошлое вспоминаю с ностальгией,в будущее смотрю с интересом...При любом строе,режиме трудовому человеку работать до гроба. Если ты считаешь,что на западе рай,так поезжай там поработай,поживи...думаю сильно удивишься,что там с хлебом солью не встречают и сопли не подтирают...слабаки там не нужны...
Александр Малышев
Вы ,Юрий молодец.Жаль,что не все работали водителями автобуса.Квартиру получили через 4 года? Это плохо.Один из здесь написавших получил квартиру через 7(семь!)дней после окончания института! Вот это да! Да здравствует СССР и его обитатели.
Владимир Крюков 
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
Не только барыги-бракоделы на СТО нормально получали, ещё шахтёры, рыбаки на Камчатке, разные нефтяники-северяне-якутяне, полковники со стажем по 60 р., генерельный секретарь ЦК ЖПСС 1200. Но это был мизер, пусть даже 500 тысяч, а остальные в среднем 120 р.
в том числе и те "неудачники", которые учили ас и ваших детей в школах, и к которым вы ходили в поликлинику.
Василий Селезнев
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
Примечательна так же картинка вверху статьи. Складывается ощущение что советские все монголоидного типа были. Как писал Иван Бунин в повести "Окаянные дни": "Лица у женщин чувашские, мордовские, у мужчин, все как на подбор, преступные, иные прямо сахалинские". Советские это отдельная раса. Их таки выковали большевики из "...человеческого материала буржуазной эпохи". (Н. Бухарин)
Александр Колпаков
А кто подписывал фото?Фестиваль явно 1959г.,в 85-люди по другому одевались...И статейка слегка фантастичная,у меня на Поволжье родственники жили в те времена(60-е--80-е),так мы им даже масло сливочное зимой слали!!!
Константин Кутасов 
Читаю Тараса Стеценко и не могу понять кто он: то ли п....ор конченный, то ли гоблин забугорный? Только такие убогие,пользуясь тем, что с них не спросил,походя могут оскорбить всех граждан бывшего СССР.
Тарас Стеценко
Читая тебя, Константин Кутасов, однозначно понимаю, что у тебя завышенное самомнение на уровне психической патологии, иначе как может человек ассоциировать себя со всеми гражданами бывшего СССР, коим и я, кстати, являюсь.
Так что заумничество твоё смердит маразмом!
Chudotvorets Chudotvorets
...всем совкодрочерам, опосля смерти,желаю реинканироваться... в колхоз... рядовым колхозником
Виктор Волгов 
Chudotvorets Chudotvorets, небось метишь в золотой миллиард избранных?..
Тарас Стеценко
Ну это не общая ситуация, а лишь одна из граней жизни, также имевшей место.
Но объективности ради стоит заметить, что немцы в 30-40ые годы жили гораздо лучше совковых граждан, и экономика Германии поднялась за 10 лет значительней, и уровень жизни был повыше...
Так что описанное только доказывает, что кое что всё таки было, кое что из человеческого минимума.
Виктор Волгов 
Фашистскую Германии, ставят в пример и ориентируются на гейропейский Запад те, кто всю жизнь держал камень за пазухой. Таких в СССР бесплатно учили, лечили, предоставляли им льготные путёвки в санатории, дома отдыха, их детей определяли в пионерские лагеря, в дворцы творчества, эти люди не маялись без работы... в СССР не знали что это такое. И всё равно, врагами оставались, ненависть в себе копили. Ненависть ко всему Советскому мутила им разум, портила кровь. Вот теперь она, лютая ненависть, вырвалась наружу. И что, Тарас - полегчало?
Тарас Стеценко
Ненависть, Виктор Волгов, это удел твоей души, судя по твоим ненавистным комментам.
Как завещал дедушка Ленин - учиться надо у врагов, что ты, великовозрастный совкодрочер в прок не взял, так что в данном контексте ты ещё и обосрался своим заумничеством, при том в очередной раз.
Олицетворение быдла, являвшегося никем и ставшим всем, превращая всё в ничто - вот кем ты выглядишь!
Виктор Волгов 
Я не ошибся в характеристике ненавистников моей Родины. Нет во мне злобы, лишь недоумение - как вы с такой злобой живёте, она же вам отравляет жизнь. Тарас. А из вас она сама лезет.Точно в вас бес сидит. Вам в церковь надо
Тарас Стеценко
Ну если судили по себе, то точно не ошиблись.
Георгий Ситнянский
"Фашистскую Германии, ставят в пример и ориентируются на гейропейский Запад" - Виктор, вы уж определитесь - "фашистская Германия" (где лиц "нетрадиционной сексуальной ориентации" сажали в концлагеря) или "гейропейский Запад". Всё в кучу... Как, впрочем, и почти всегда у совков.
Георгий Ситнянский
Виктор Волгов, вы всё-таки определитесь: фашистская Германия (где гомосексуалистов сажали в концлагеря) ил "гейропейский Запад". Хотя для совка что Леон Блюм, что Гитлер (Солженицын)...
Георгий Любин
Фото, подписанное как "Фестиваль молодёжи и студентов 1985", видимо, с фестиваля 1957-го года.
Александр Малышев
Всем скучающим по жизни в советское время добро пожаловать в Северную Корею на месяц.больше вам не выжить.Машины(иномарки)дачи оставить здесь.Для тренировки запретить пользоваться туалетной бумагой на год,походить в китайских кедах и смотреть лебединое озеро через день.
Виктор Волгов 
Такое впечатление, Александр, что вы с КНДР едва живой сбежали. Или страшилок начитались и насмотрелись.
Тарас Стеценко
А поезжайте! Расскажите, ...если сбежать сможете!
А что, честно заработанных и сбережённых ещё с СССР денег на билет даже не хватает? Или ля-ля-тополя - это не мешки таскать?
Виктор Волгов 
Всё постигается в сравнении.
Анатолий Комогоров
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Правильно! И если сравнивать с Гондурасом, то и тогда и сейчас мы живём хорошо, а если с Европой - плохо.
Хоришко Борис
Со всем изложенным в статье согласен! Сейчас хорошо видно, что мы потеряли взяв западное направление. Например, в образовании.
serge panther 
В СССР мы жили в нормальной стране,а сейчас живём в гадюшнике.
Галым Керимбеков 
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
Журнальная нищета
Анатолий Комогоров
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Уравниловки в советском союзе не было. Те кто стоял у власти имели всё заграничное. Им даже прокладки для менструации из-за границы привозили. Тогда как труженицам народного хозяйства приходилось тряпки в трусы засовывать и стирать их потом.
Не надо идеализировать СССР ни в ту ни в другую сторону,тогда были одни проблемы, теперь другие. Одинаково только то, что проблемы эти нам устраивает тупое российское руководство, которое неспособно руководить. Само не умеет и другим не даёт.
Тарас Стеценко
Перечитываю комменты и понимаю, что рабы останутся рабами - у них по палке и цепи тоска.
Ах да, похлёбка тоже ведь давалась, и колбаса слегка была.
Виктор Волгов 
Рабы те кто преклоняется перед Западом. В России и в СССР всегда была тяга к свободомыслию, даже в не очень спокойное, сытное, бедноватое сталинское время. Именно о той жизни Маяковский написал: "У советских собственная гордость, на буржуев смотрим с высока..."
Тарас Стеценко
Правильно, и я о том же - советская собственная рабская гордость!

Кстати, как там у Маяковского:
"Вы любите розы - а я на них срал..."
Нууу, дальше Вы и сами наверняка знаете...
Виктор Волгов 
Мне эти слова Маяковского не пример. Вам не знаю.
Тарас Стеценко
По СеСеСер плачут и стонут никакушные бомжары, неспособные трудиться и зарабатывать, сколачивать капитал и управлять им. Это сыны и дочери родителей-алкашей, выросшие в детсадиках на государственной манной кашке. Я сам из СССР, но я ненавижу то государство потому, что рос в семье работника обкома партии и никогда не мог принять то, что делалось в чиновничей кубле. Но самое интересное, что об эСеСеСере тоскуют и плачут больше всего те, на чьих горбах жили такие, как мои родители и я. Тупое, конченное, бездарное быдло!
Виктор Волгов 
Тарас, не обижайтесь на своих родителей за свою сытную обеспеченную в годы СССР жизнь. Такая была система. И поверьте - она была не хуже нынешней дико-олигархической лишённой идеологии системы.Я из рабочей честной, не пьющей, и не бьющей фонари семьи. Жили мы скромно и без зависти. Не вините своих родителей - это не хорошо.
Тарас Стеценко
А с чего Вы взяли, что я их виню? Наоборот, я им благодарен за всё, что они мне дали. Вопрос то не в вине был, а в том, что в СССР было рабство и обеспеченность таких как я была за счёт ...простите, но... таких как Вы...
Ведь не только быдло лапотно-пролетарское скулит за СССР, за ним ностальжат и честные, не пьющие и трудолюбивые люди, имевшие всегда и кусок хлеба и колбасу на него, искренне радующиеся такому "изобилию", и при этом даже понятия не имеющие, что живи они не в совковой системе, благодаря своим качествам были бы обеспеченнейшими людьми.
Тарас Стеценко
Но тепло то какое то с морозцом...
Игорь Гайбут
для спора по этой теме нужно указывать возраст пишущего ..и сразу станет все ясно...
Алексей Семенов
Сколько людей, столько мнений. Старо как мир...
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Как реально выглядела "Угрюм-река" во время действия одноименного романа. Нашёл редкие архивные фото
Как реально выглядела "Угрюм-река" во время действия одноименного романа. Нашёл редкие архивные фото
9
Мужской журнал 11:00 28 май 2021
Идеальная советская нищета
Идеальная советская нищета
422
Ваши новости 08:01 02 ноя 2020
Блеск и нищета американского «сухого закона»
Блеск и нищета американского «сухого закона»
6
Мужской журнал 10:00 03 сен 2021
Про "неэффективность" Совка
Про "неэффективность" Совка
12
Ваши новости 13:01 09 окт 2018
Всем хулителям "совка" - я родом из СССР и горжусь этим!
Всем хулителям "совка" - я родом из СССР и горжусь этим!
44
Ваши новости 15:30 24 июл 2020
Заточите все ножницы и ножи дома. Единственный реально рабочий метод
Заточите все ножницы и ножи дома. Единственный реально рабочий метод
7
Все о работе руками 15:23 20 фев 2023
Странные предметы советского быта, которые реально облегчали жизнь
Странные предметы советского быта, которые реально облегчали жизнь
7
Все о работе руками 08:01 16 фев 2024
Почему в СССР ступеньки в подъездах красили только по краям
Почему в СССР ступеньки в подъездах красили только по краям
3
Все о работе руками 08:01 23 ноя 2023
FAW X80 - стильный кроссовер, разбивающий стереотипы!
FAW X80 - стильный кроссовер, разбивающий стереотипы!
0
Авто-Тема 15:12 20 апр 2021
"Нищета на фоне баснословных состояний"- Александр Проханов
"Нищета на фоне баснословных состояний"- Александр Проханов
5
Ваши новости 08:00 08 июл 2019
Стереотипные стереотипы США – Запад
Стереотипные стереотипы США – Запад
0
Мужской журнал 10:01 07 авг 2018
Что в СССР можно было получить за собранный мусор
Что в СССР можно было получить за собранный мусор
8
Все о работе руками 12:01 12 апр 2024

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства