О Рокфеллерах слышали все, и всем кажется, что это такие толстые дядьки, которые крутят чуть ли не все мировое финансовое колесо. Однако и в их племени были люди, предельно далекие от финансов, к числу коих относится и герой нынешнего рассказа – Майкл Рокфеллер.
Будучи внуком первого американского миллиардера, он не проявил интереса к миру зеленых бумажек, увлекшись историей и антропологией, которые среди людей его поколения (Майкл родился в 1938 году) были чрезвычайно популярными.
Тогдашняя молодежь искала ответа на многие важные вопросы и отнюдь не в одних наркотиках, но и в книгах, науке, искусстве и т. д. Естественно, их интересовал ключевой вопрос «откуда мы?», поэтому интерес к первобытным культурам был очень высок.
Отец Майкла отнесся с пониманием к интересам сына, дал ему прекрасное гарвардское образование и оплачивал все его научные инициативы. Поэтому, когда Майкл в 1961 году решил отправиться в Океанию исследовать жизнь тамошних примитивных племен, батя оплатил все необходимое.
Соратником Майкла стал этнограф из Нидерландов, вместе с которым Майкл решил собрать коллекцию предметов характерных для культур Папуа Новой Гвинеи. Если бы дело ограничивалось только предметами быта, но антропологи заинтересовались и предметами культа, а культы в папуасов были разные и не всегда толерантные.
На месте ученые наняли двух местных проводников, вместе с которыми и ходили от селения к селению, выменивая интересующие их предметы на металлические изделия, рыболовные крючки и тому подобные товары, ценившиеся в аборигенов.
Особый интерес представляли человеческие черепа, которые коллекционировали некоторые племена, считавшие, что поедая тело убитого врага, можно впитать в себя и его силу. Цена за такой артефакт была немаленькой – 10 стальных топоров: настоящее богатство в глазах местных жителей.
Хотя этот обряд уже почти ушел в прошлое, сам факт того, что за такую голову можно получить столько топоров, привел к возрождению этого обычая. Во всяком случае, есть такое мнение. Особенно прославились такими обычаями асматы, ехать к которым проводники и сами не хотели, и ученых отговаривали.
Но Майкл и его товарищ, подобно герою фильма «Кин-Дза-Дза», на очередное «нельзя» лишь беспечно сказали, «да можно!», и нажали на кнопку моторной лодки, решив все же отправиться к асматам. Недалеко от селения асматов мотор заглох, и проводники отправились за подмогой.
Пока они блуждали по джунглям, волны перевернули лодку, и Майкл поплыл к берегу, а его друг остался в воде, зацепившись за катамаран. Через несколько часов военный самолет подобрал голландца, но Майкла и след простыл. Усиленные поиски не дали результата и тогда в дело включился его отец, который тоже не достиг успеха.
Что же случилось с Майклом? По здравому размышлению приходится признать, что вероятность его гибели в волнах ничтожно мала, поскольку пловец он был просто великолепный. Вероятность гибели в пасти акул и крокодилов тоже минимальна, поскольку аборигены говорили, что они вообще не помнят, чтобы эти животные хоть раз напали на человека. В джунглях никаких следов или останков тоже найти не удалось.
И лишь спустя некоторое время стали всплывать некоторые подробности. Один миссионер сказал, что видел у асматов одежду, похожую на ту, что носил Майкл в день пропажи. Его коллега говорил, что туземцы говорили о каком-то белом человеке, которого убили и от которого остался только череп с железными глазами (видимо, имелись в виду очки Майкла). Правда, обнаружить его череп не удалось.
А еще через несколько лет один ученый из Италии, исследовавший этот регион, случайно услышал историю, рассказанную местным шаманом. По словам последнего, какой-то могущественный белый человек принес с собой в джунгли смерть, и один из аборигенов решил остановить это проклятие, убив белого. Одновременно будущий убийца желал заполучить могущество этого пришельца.
Однако вместо могущества, убийца впитал в себя и злой рок, нависший над белым, поскольку убийство вызвало возмущение среди соплеменников незадачливого борца за мир во всех джунглях. Итогом возмущения стало убийство самого убийцы.
Сейчас предполагается, что рассказ шамана в несколько мифологизированной форме рассказывает о том, что обладатель гарвардского диплома все же оказался недостаточно умен для того, чтобы понять, что организованная им скупка черепов привела к возрождению этой древней традиции и череде убийств, которые в масштабах аборигенов были просто огромными.
Именно это и стало тем злом, которое принес с собой могущественный обладатель множества топоров. И именно эту череду убийств хотел прекратить первобытный борец за мир, решивший убить Майкла Рокфеллера. Увы, судьба борцов за мир и справедливость, как правило, незавидна: соплеменники, уже заготовившие очередную партию голов, видимо, поняли, что их труды были напрасными, и уразумели, кто в этом виноват и по ком звонит колокол.
Источник: журнал Экватор
Комментарии (1)