Фото и текст: Александр Химушин
Я практически живу в дороге. Встречи с людьми других культур и религий, знакомство с их жизнью и традициями стали для меня главным опытом, приобретенным за годы путешествий. Я понял, что люди, живущие на другом конце света, в сущности, такие же, как те, что живут в соседнем дворе. Мне захотелось поделиться своими открытиями с окружающими. Так родилась идея фотопроекта «Мир в лицах» (The World In Faces), которым я занимаюсь три года. Собраны фотопортреты представителей десятков народов мира. География довольно обширна — от высокогорий Гватемалы до Якутии, от племен Африки до Японии, от Тибета и Афганистана до австралийских аборигенов. Но предстоят еще годы работы — в мире более 10 тысяч народов.
Сегодня людям не хватает толерантности, понимания, взаимоуважения. Это, в свою очередь, приводит к возникновению многочисленных конфликтов. Но Земля — наш общий дом. Гордиться своими корнями и при этом уметь восхищаться культурой других народов — вот что значит быть настоящим человеком мира. Я хочу, чтобы люди, глядя на мои фотографии, задумались об этом. Многообразие — это повод для взаимоуважения, а не для ненависти. Другая, не менее важная, задача проекта — рассказать о малочисленных народах, находящихся порой на грани исчезновения.
Работа над проектом привела меня в Сибирь — регион, где живут представители 41 коренного и малочисленного народа. Более чем за полгода автомобильного путешествия по Сибири (я проехал в общей сложности около 25 тысяч километров) мне удалось побывать только у половины из них. В ближайшие месяцы я планирую эту часть работы завершить.
Мария Камдига, удэгейка. 32 года. Живет в селе Гвасюги Хабаровского края. Работает учителем, по совместительству завуч в школе. По-удэгейски не говорит, но надеется, что сын Трофим выучит язык предков.
-
Диана Кирчанова, уйльта, Сахалинская область. 10 лет. Недавно переехала с мамой из поселка Вал в город Корсаков.
Мы живем в особую эпоху: за какие-то 50−70 лет глобализация разрушила то, что существовало тысячелетиями. Мир превращается в один огромный мегаполис. Забываются традиции, меняется уклад жизни, исчезают языки и целые народы. Проехав по Сибири, я видел разное. Там, где коренное население составляет большинство, например в Республике Бурятия и Республике Саха (Якутия), происходит небывалый рост национального самосознания. Традиции и национальная культура возрождаются, люди охотно учат родной язык.
Дядя Сережа. Отшельник, жил в поселке Красное Хабаровского края. Себя называл наполовину нивхом, но односельчане утверждают, что он был нанайцем. Дядя Сережа недавно умер, и подробных сведений о нем у нас уже никогда не будет.
-
Максим Заксор, нанаец, село Верхний Нерген, Хабаровский край. 14 лет. Мечтает стать геологом.
Ситуация же с малочисленными народами гораздо менее радужная. Где-то от прежде процветавшего коренного населения осталась лишь пара сотен или даже десятков человек. Молодое поколение не знает родного языка, забываются традиции и обычаи. «Уже восемь лет как в мире не осталось ни одного человека, который говорил бы на нашем языке», — призналась мне героиня этой публикации, ороч Ина Фоминична Акунка. Очень грустно наблюдать такое. Поэтому я считаю своим долгом добраться до всех малых народов, собрать по крупицам то немногое, что еще осталось от традиционных жилищ, костюма, сфотографировать стариков, которых, к сожалению, совсем скоро не станет. Многих тревожит исчезновение редких видов животных (и это, несомненно, большая проблема), однако мало кто задумывается, что у нас на глазах исчезают целые народы. Надеюсь, благодаря моему проекту в мире узнают об этих людях и их культуре.
Комментарии (0)