Единственный «настоящий» немецкий десант на советско-германском фронте
Об авторе: Александр Николаевич Заблотский – историк авиации; Роман Иванович Ларинцев – военный историк.
Фото сайта wikipedia.org
В отечественной мемуарной и исторической литературе периодически всплывает тема немецких воздушных десантов, якобы имевших место в начальный период войны. Однако если обратиться к немецким документам, прежде всего к ежедневным сводкам потерь Люфтваффе, в состав которых входили воздушно-десантные части, то выясняется, что до конца сентября 1941 года, когда 1-я парашютно-десантная дивизия была брошена под Ленинград, на удержание горловины немецкого прорыва у Шлиссельбурга, потерь десантных частей на советско-германском фронте не отмечено вовсе. Не встречалось нам и других документально подтвержденных сведений о немецких воздушных десантах.
На наш взгляд, бездействию германских воздушно-десантных войск есть логичное объяснение. Во-первых, Критская десантная операция, произведшая эффектное впечатление на противников Германии, стоила парашютно-десантным частям Люфтваффе таких огромных потерь, что новый ввод их в бой должен был оправдываться самой суровой необходимостью. Ну а, во-вторых, именно этой суровой необходимости и не было, поскольку в первые месяцы война шла если и не по планам немецкого командования, то все же не требовала принятия экстраординарных мер и привлечения дополнительных воинских контингентов.
Так что же, немцы не высаживали воздушных десантов на советско-германском фронте? Высаживали, причем всего один. Такой десантной операцией может быть признан только планерный десант на эстонский остров Саарема, или, как его называли в то время, Эзель. Десант был высажен в ходе операции 42-го армейского корпуса 18-й немецкой армии по захвату Моонзундских островов в сентябре-октябре 1941 года. Немцами были разработаны два варианта ее проведения. Один, предполагавший высадку из Курляндии через Ирбенский пролив, получил название «Беовульф-I». Второй, фактически осуществленный, – «Беовульф-II».
ПЛАНЫ КОМАНДОВАНИЯ
Десантная операция производилась с материковой Эстонии через Моонзундский пролив. К операции привлекались 61-я и 217-я пехотные дивизии со значительными средствами усиления. Малая ширина Моонзунда позволяла использовать даже такие маломореходные десантные средства, как штурмботы. Впрочем, немцы собрали для операции все суда, мало-мальски пригодные для перевозки десанта, запросили и получили помощь от финнов. Использовались и десантные корабли специальной постройки, такие как паромы типа «Зибель» и быстроходные десантные баржи типа F. Боевые корабли Кригсмарине из-за минной опасности действовали в основном у западного побережья Эзеля. Первой целью десантной операции стал остров Моон (Муху), расположенный на подступах к Эзелю и соединенный с ним дамбой.
Для успеха высадки на Моон необходимо было нейтрализовать береговую батарею № 43 (три 130-мм пушки, командир – старший лейтенант В.Г. Букоткин) на полуострове Кюбассаар (остров Эзель), которая мешала сосредоточению сил для предстоящей высадки и могла затруднить само проведение переправы через пролив.
По неизвестной причине, разобраться с батареей было поручено не армейцам, а Люфтваффе. Правда, личный состав десанта, названного «группа Бенеш» (по имени командира – гауптмана Бенеша), состоял из роты элитного полка спецназначения «Бранденбург». Треть роты высаживалась на планерах, две трети – на разнотипных судах, собранных в эстонских портах.
Высадка первого планерного десанта (пять планеров DFS-230) производилась силами отряда 6./LLG1. 13 сентября 1941 года отряд, имевший десять планеров, прибыл в Пярну, откуда и совершал вылеты на десантирование. Посадочный десант планировалось провести а-ля захват бельгийского форта Эбен-Эмаэль. «Бранденбуржцы» должны были ошеломить советских артиллеристов, в буквальном смысле свалившись им на голову. Успех должны были закрепить основные силы десанта, высаживающиеся с судов на побережье. Однако в реальности все пошло совсем не по утвержденным планам.
ЭТО ВАМ НЕ БЕЛЬГИЯ
Операция началась 14 сентября. Видимо, опытных судоводителей у немцев не нашлось, поэтому группы десантных судов сбились с курса и в заданном районе не высадились. Не лучше обстояли дела и у планерного десанта, который вместо огневых позиций батареи высадился в километре севернее. Это дало возможность бойцам Букоткина организовать оборону, а затем контратаковать противника. Для ликвидации десанта была выделена часть артиллеристов под руководством старшего политрука Г.А. Карпенко. «Брандербуржцев» оттеснили к побережью, атака со стороны моря была отбита беглым огнем прямой наводкой, и положение спасло только вмешательство Люфтваффе. Самолеты не только помешали нашим бойцам добить незадачливых планеристов, но и сбросили последним надувные лодки. На них немцы смогли на следующие сутки добраться до пришедших на помощь кораблей. Батарейцам достались в качестве трофеев пистолеты-пулеметы, боеприпасы и даже несколько фляг с ромом.
По отечественным источникам численность планерного десанта составила 125 человек. Но, учитывая, что планер DFS-230 принимал на борт только 8–10 бойцов, число десантников было завышено с нашей стороны в три раза. С немецкой же стороны проведение десантной операции выглядело следующим образом.
Первыми, вечером накануне операции, вышла в море десантная флотилия из 17 различных плавсредств на которых находились 135 «брандербуржцев». Как уже было сказано выше, катера сбились с курса, и вышли к батарее в Рандвере, откуда их обстреляли артиллерийским огнем и рассеяли. Десантная группа повернула назад и вернулась без потерь.
Пять планеров с 44 десантниками во главе с гауптманом Бенешем на борту поднялись в воздух в 5 утра 14 сентября и через 40 минут были над целью, приземлившись в километре севернее батареи. Как только группа стала выдвигаться к объекту атаки, она оказалась под плотным огнем, который постоянно усиливался, поэтому «брандербуржцам» добраться до батареи так и не удалось. Немцы начали постепенно отходить к берегу, вышколенные диверсанты быстро заняли круговую оборону и смогли продержаться до темноты, потеряв пятерых убитыми и семерых ранеными. Около шести часов вечера тройка Ju-52 сбросила десантникам девять резиновых шлюпок, вмещавших четыре человека каждая. Четыре шлюпки вместе с веслами попали в руки наших бойцов, однако пять лодок, но без весел, попали по назначению.
На этих лодках все уцелевшие десантники покинули остров. Сильное течение прижимало лодки обратно к берегу, и только огромными усилиями немцам на четырех лодках удалось выйти в открытое море. Утром 15 сентября их смогли подобрать катера из десантной группы. Пятая шлюпка отдрейфовала обратно к берегу и находившиеся на ней восемь человек были уничтожены.
Операция потерпела полное фиаско. Общие потери десанта, по документам «Бранденбурга», – 11 убитых, 8 раненых, 2 пропавших без вести. По другим данным, потери «группы Бенеша» составили 12 человек убитыми, 4 ранеными и 6 пропавшими без вести. В числе погибших оказалось и двое пилотов-планеристов.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
История с неудачным планерным десантом имела еще одно несчастливое для немцев продолжение. Поскольку немцы в любой, даже самой безнадежной ситуации прилагали максимум усилий для спасения своих «камрадов», вечером 16 сентября к месту боя вылетел спасательный гидросамолет He-59. Прибыв в заданный район экипаж «хейнкеля» увидел запущенные с берега белые ракеты (как и было обусловлено в вымпеле, который был сброшен накануне десантникам). Сев на воду, гидросамолет медленно порулил к берегу, но неожиданно оказался под сильным ружейно-пулеметным огнем находившихся в засаде красноармейцев 1-го батальона 79-го стрелкового полка. В результате обстрела самолет загорелся, и экипажу пришлось спасаться на надувных лодках, при этом пилот и штурман были тяжело ранены.
Неожиданно к спасающимся летчикам, с берега по мелководью бросились два человека, которым, несмотря на обстрел, удалось добраться до надувных лодок. Это были два чудом оставшихся в живых десантника. Они рассказали летчикам, что все их товарищи убиты, им самим удалось убежать под покровом темноты, а сброшенный десанту вымпел попал к противнику, поэтому гидросамолет ждала засада. К счастью для немцев, им удалось уйти в открытое море, где они на следующее утро были подобраны поисково-спасательным гидросамолетом.
ОСОБОГО ВЛИЯНИЯ НЕ ОКАЗАЛИ
Значительно меньше информации по второму планерному десанту на Эзеле, который, по советским источникам, был высажен 20 сентября в районе Мустьяла. Десант численностью 150 человек был уничтожен бойцами 2-го батальона 46-го стрелкового полка совместно с артиллеристами 39-го артполка. В документах Кригсмарине этот эпизод упомянут несколько позднее как «первое применение четырех 16-тонных планеров». Скорее всего речь идет о первом боевом применении тяжелых десантных планеров Me-321 «Гигант» принадлежавших 1-му особому отряду большегрузных планеров. Отряд, насчитывавший по штату 5 планеров и 15 буксировщиков Me-110, базировался на Ригу.
Оба планерных десанта не оказали особого влияния на ход боев на островах. Вот какую оценку дал, правда мимоходом, этим специальным операциям Люфтваффе швейцарский историк Юрг Майстер: «Взаимодействие между различными видами вооруженных сил может быть оценено, как хорошее. Отклонением от «генеральной линии» стали Люфтваффе c их неудачной высадкой «группы Бенеша» и не вызванным необходимостью использованием на Эзеле планеров «Гигант».
В дальнейшем транспортные части, оснащенные планерами, активно использовались командованием Люфтваффе для снабжения все чаще возникавших на советско-германском фронте больших и малых «котлов». Но ни разу – для высадки посадочных десантов.
Комментарии (1)