То что нужно настоящему мужыку!

Морские истории. Смертельная оплеуха от Люфтваффе


Май 1942 года был на редкость кровавым месяцем. В Коралловом море сошлись американцы и японцы, под Харьковом Вермахт нанес тяжелое поражение Красной Армии, в Африке Роммель шел на Тобрук, Манштейн захватывал Крым.

Но наша  история разворачивалась несколько в стороне от этих событий, между Европой и Африкой, в акватории Средиземного моря.

История интересна тем, что в ней Люфтваффе опробовала новую тактику, которую затем весьма успешно начала применять на других фронтах, в частности, против советского Черноморского  флота. И применять весьма успешно.

Но началось все в Средиземном море, где части Люфтваффе помогали итальянцам бороться с британским флотом.

1942 год в Средиземноморье проходил под флагом противостояния британского и итальянского флота. Британцы провожали конвои ни Крит и Мальту, а итальянцы в Северную Африку. И, естественно, обе стороны пытались помешать друг другу в осуществлении конвойных операций.


Вообще перехват конвоя противника – это то, чем занимались в ту войну почти все участвовавшие стороны. Дело весьма несложное, если нормально поставлена разведка и главное – очень благодарное, поскольку даже один-два потопленных транспорта из десяти способны весьма затруднить действия войскам, которым они предназначены.

И одно дело, если эти потери в составе, скажем, североатлантических конвоев, шедших в СССР. Помощь союзников была очень и очень важна, но в нашей стране работали заводы и фабрики, производившие все необходимое для фронта. А вот, скажем, Роммелю и его корпусу «Африка» можно было рассчитывать только на то, что будет доставлено по морю.

Отсюда перехват конвоев, идущих в Бенгази (база итальянского флота в Ливии) или Александрию (база британского флота в Египте) стал очень важной задачей, которой и немцы, и итальянцы, и британцы уделяли внимание по полной программе.

Так произошло и в описываемом сегодня случае.

Британские службы радиоперехвата (а работать эти джентльмены умели, факт) ранним утром 10 мая 1942 года перехватили и очень оперативно дешифровали несколько итальянских радиограмм. Из полученной информации следовало, что итальянский транспортный конвой вышел из Таранто в Бенгази.


От Таранто до Бенгази чуть менее тысячи километров по прямой. От Александрии до Бенгази – чуть больше, примерно 1100 км. Конечно, транспорты идут медленнее, чем боевые корабли, потому для уверенного перехвата конвоя британское командование решило отправить четыре быстроходных эсминца, которые должны были перехватить конвой на приличном удалении от Бенгази, чтобы не попасть под удар кораблей итальянского флота, находившихся в порту.

Перехват планировалось осуществить ранним утром 12 мая, находясь на безопасном расстоянии от Бриндизи. И в соответствии с разработанными планами, около 20 часов вечера 10 мая из гавани Александрии вышли 4 эсминца: «Джарвис», «Шакал», «Киплинг» и «Лайвли».


Эсминец "Джарвис"



Эсминец "Киплинг"



Эсминец "Шакал"



Эсминец "Лайвли"


Командовал соединением капитан первого ранга Полланд, державший флаг на «Джарвисе». Эсминцы должны были иметь собственное воздушное прикрытие из дальних тяжелых истребителей «Бофайтер», работавших с египетских аэродромов.

Чем хороши все планы? Тем, что кажутся осуществимыми. Чем плохи? Тем, что в них вмешиваются другие стороны.

11 мая около 11 часов утра эсминцы были замечены экипажем немецкого разведчика Ju-88. Причем, немецкий самолет с кораблей замечен не был. Сигнальщики расслабились, а может, немцы держались вне пределов обнаружения. Эсминцы продолжили идти прежним курсом в боевом построении.


В 13.35 прилетел еще один разведчик, но его на эсминцах уже увидели. В 14.45, корабли совершили разворот и легли на обратный курс. В соответствии с планом Полланд должен был действовать именно так: при обнаружении воздушной разведкой противника корабли прекращали выполнение миссии и разворачивались.

Однако у Люфтваффе на этот счет было свое мнение.

Дело в том, что когда на эсминцах обнаружили «Юнкерс» и начали разворот, было уже поздно. Немцы успели подтвердить курс британских кораблей и вызвать ударные группы. Эсминцы еще шли в сторону Бенгази, а с аэродромов Крита уже поднимались в воздух немецкие бомбардировщики.

Первая группа состояла из 8 «Юнкерсов» Ju-88, каждый из которых нес 2 бомбы по 500 кг и 2 по 250 кг. Максимальная боевая комплектация на такой дальности.


Как получилось, что три «Бофайтера» не смогли оказать сопротивления восьми «Юнкерсам», несколько непонятно. Но британские пилоты оказались не на высоте (или наоборот, слишком на высоте), и «Юнкерсы» атаковали эсминцы.


Корабли шли 30-узловым ходом и естественно, пробовали уклоняться от атак самолетов, ведя при этом огонь из всех орудий. Это не имело должного эффекта, огонь не помешал атаке и первым под ударом оказался «Лайвли», который шел крайним слева в построении ромбом.

Вообще-то «Лайвли» считался эсминцем ПВО. Дело в том, что из-за нехватки стандартных для эсминцев орудий калибром 120-мм, которых на «Лайвли» должно быть установлено шесть, эсминец вооружили восемью орудиями 102-мм в четырех башнях.

Кроме того, эсминец был вооружен счетверенной установкой автоматических пушек «Виккерса» калибром 40-мм, двумя 20-мм зенитными автоматами «Эрликон» и двумя счетверенными установками пулеметов «Виккерс» калибром 12,7-мм.

Для эсминца вооружение было более чем серьезное, но расчеты оказались не на высоте. Ни один немецкий самолет не был сбит.

В 16:40 самолёт под командованием обер-фельдфебеля Отто Лойперта сбросил все четыре бомбы, причем, у него это получилось крайне эффектно: одна бомба попала позади башни «В» и взорвалась на уровне нижней палубы корабля. Две бомбы разорвались рядом с бортом в районе башни «А». В носовой части прогремел сильный взрыв и через 3,5 минуты эсминец затонул.

Командир группы бомбардировщиков капитан Хельбиг сообщил, что налет был безуспешным, но наблюдавший за боем экипаж разведчика сообщил на базу о потоплении эсминца.

Следом за немцами прилетели итальянцы, шесть бомбардировщиков CANT Z.1007b из состава сил, базировавшихся в Барки, в Ливии.


Итальянцы не попали в корабли ни одной бомбой, но с удовольствием рапортовали о потоплении «Лайвли» прямыми попаданиями 100-кг бомб.

Остальные эсминцы группы подобрали уцелевших моряков и продолжили отход в сторону Александрии.

В 18.10 эсминцы догнала вторая группа бомбардировщиков из 13 «Юнкерсов», вылетевших с аэродрома в Греции. «Бофайтеры» прикрытия, израсходовав горючее, ушли на базу, поэтому немцы отбомбились, не встретив истребителей. Британцы снова открыли огонь и начали уклоняться. Разошлись миром, ни одна бомба не попала в корабли, все самолеты вернулись на аэродром.

Через 2 часа подошла третья группа немцев, под командованием все того же Хельбига. 10 «Юнкерсов» с Крита атаковали эсминцы с высоты 500 метров, зайдя со стороны солнца. «Бофайтеры» снова проморгали атаку немцев и снова оказались бесполезны.

«Киплинг», атакованный самим Хельбигом, получил одну бомбу 500 кг в машинное отделение и такая же взорвалась около левого борта. От страшных взрывов сорвало обшивку и выбросило за борт торпедный аппарат. Машинное и котельное отделения были затоплены и через 10 минут корабль затонул.

Почти одновременно бомбы одного из самолётов настигли «Шакал». Две рядом с бортами и одна в палубу в районе машинного отделения. Оба котельных и машинное отделение оказались затоплены, эсминец лишился электроэнергии и хода. Плюс начался пожар в топливной цистерне.

Флагман группы «Джарвис» после того, как подобрал из воды членов экипажа «Киплинга», попытался взять «Шакала» на буксир. Это получилось, но уже ночью пожары на корабле вышли из-под контроля и корабль окончательно пришлось оставить.

В 4.50 «Шакал» был добит торпедой, а «Джарвис» в одиночестве пошел в Александрию. И пришел, доставив на борту 630 человек спасенных с других кораблей. Потери британского флота в этой провальной операции составили 111 человек погибшими.

Какие здесь можно было сделать выводы?

1. «Бофайтер» как истребитель прикрытия оказался не так хорош, как хотелось бы. Обладающий впечатляющими ЛТХ и вооружением, из-за особенностей пилотирования был не очень пригоден для маневренного боя с пикирующими бомбардировщиками, уступавшими ему в скорости очень немного. Кроме того, бросалась в глаза явно недостаточная подготовка экипажей плюс небольшое (2 раза по 3 самолета) прикрытие.

Связь между кораблями и самолетами прикрытия была отвратительной.

2. Недостаточная боевая подготовка экипажей эсминцев. Три волны немецких бомбардировщиков – это всего 31 самолет. 62 бомбы 500 кг и столько же весом 250 кг. Результат – три потопленных корабля.

На этих кораблях находился весьма впечатляющий набор вооружения:
- 18 орудий 120-мм;
- 8 орудий 102-мм;
- 16 стволов зенитных автоматов 40-мм;
- 2 зенитных автомата 20-мм;
- 32 пулемета 12,7-мм.

И все немецкие самолеты благополучно вернулись на свои аэродромы. Это говорит только о том, что расчеты стреляли, очень мягко говоря, позорно. Да и маневрирование кораблей в сочетании со скоростью не имело особого успеха.

3. Немцы как всегда обеспечили себе владение информацией. Разведчики, вцепившись в группу кораблей, не отпускали ее ни на час, имея полную картину того, где находятся британские эсминцы.

4. Немецкие пилоты имели просто прекрасную подготовку, что и продемонстрировали на деле. Плюс великолепное взаимодействие разведчиков и ударных самолетов.

И самое неприятное: итальянский конвой в составе транспортов «Больсена», «Орса» и «Менес», эскортируемые эсминцами «Саэтта» и «Фольгоре» благополучно прибыл в Бенгази в 11:30 13 мая.

Британцы сделали все. что от них зависело: была усилена боевая подготовка расчетов ПВО, к выполнению боевых задач в Средиземном море привлекли корабли из эскадры в Индийском океане

Немцы тоже учли моменты, проявленные в ходе этой операции. Была уменьшена рекомендованная высота сброса бомб что при горизонтальном полете, что при пикировании. Это не было большим риском для хорошо подготовленных экипажей, но обеспечивало прекрасную точность бомбометания.

Помните историю с потоплением немецкой  авиацией у побережья Крыма трех советских эсминцев 7 октября 1943 года? Весьма похожий сценарий. Печальный факт, что командир советского корабля занялся откровенной глупостью с отловом и расстрелом немецких летчиков, чем очень облегчил Люфтваффе выполнение задания по потоплению его кораблей. Но действия немецких экипажей были очень похожи с теми, что мы наблюдали годом раньше в Средиземном море.

Впрочем, это уже совсем другая история.

Автор: Роман Скоморохов

Источник: Морские истории. Смертельная оплеуха от Люфтваффе
Опубликовал:
Теги: транспорт скорость история море

Комментарии (37)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Дмитрий Минаев 
провалы случаются у всех. В чем заключается какая-то особая тактика немцев я так и не понял, но читать было интересно. Особенно повеселили итальянцы, которые не попали, но попытались присвоить себе чужой успех, ничего не меняется в этом мире.
Бузыкин Alexander
Именно поэтому итальянцы так бездарно и вели себя на войне. Практически нельзя назвать ни одного сражения, которое принесло им победу..
Война и итальянцы - понятия несовместимые.
Павел Богомолов 
Как и Бузыкин, со своим желанием казаться историком. Заползай обратно в свою ракушку, рапан песочный.
Георгий Ситнянский
Всё верно. Только в 1940-1941 немцы минимум трижды спасали своих горе-союзников от разгрома.
николай сосновский 
Итальянцы не везде проигрывали. А в Албании? А в Эфиопии?
Бузыкин Alexander
Албания была занята итальянцами практически без боевых действий. А война с нищей Эфиопией, где на вооружении до 1936 года находились луки копья, вряд ли можно считать полноценной войной. Но даже племенную армию Эфиопии 15 итальянских дивизий еле еле разгромили через полгода неимоверных усилий. И даже формально одержав победу, режим Муссолини фактически не контролировал территории Абиссинии и восточного Сомали.
николай сосновский 
Но всё равно одержали пиррову победу.
Бузыкин Alexander
Ну если только так. Тогда будем считать это единственным успехом Италии в той войне.
Георгий Ситнянский
Если верить советскому телесериалу "Освобождение", то, когда Муссолини арестовали (военные), он саркастически изрёк: "Это единственная успешная операция итальянских войск".
Бузыкин Alexander
Фактически так оно и было. Ни разу не встречал упоминания о успешных военных действиях итальянской армии за всю войну - ни против греков, ни против французов. Об каком то достойном сопротивлении англичанам, американцам и советским войскам и речи не было. Единственное светлое пятно для итальянцев - это действия морской специальной команды подрывников князя Юнио Боргезе на Средиземном море.
Бузыкин Alexander
Поучительно история. Всё таки, что ни говори, огромная практика немцев в бомбометании с отвесного пикирования, давала свои результаты..
Z В. М.
Восхищаешься? Твои кумиры?! Пердони ещё про совковату,а то твой друг Смердянский ещё не подтянулся.
Славик К. 
Саша....ты снова тут?* пованиваешь, как обычно?
иди в пень, пожалуйста.
Виктор Игнатов
Не восхищаться а учиться , учиться нужно у всех и не даже а тем более у врагов , если бы мы учились у американцев поварачиваться к народу лицом а не жопой то СССР бы не развалился
Бузыкин Alexander
Учиться нужно и наши летчики очень многое почерпнули из тактики люфтваффе. Это признавали такие асы как Кожедуб, Покрышкин, Голованов, Красовский, Сафонов.
В частности истребительные полки ВВС КА довольно быстро переняли у немцев более эффективное построение звена парой вместо тройки. Тактику атаки парой под разновекторными углами от солнца. Построение бомбардировщиков над целью при пологом пикировании. Немецкие летчики тоже перенимали у советских ряд тактических приёмов.
Павел Богомолов 
Поучительная? Теперь с точностью снайпера будешь метать какашки, обезьяна плешивая?
Павел Богомолов 
Урод, это твой папа, который не смотря на запреты врачей, решил таки тебя зачать.
Бузыкин Alexander
Убейся об угол, мразота.
Павел Богомолов 
Отсоси, сволота паршивая.
Павел Богомолов 
Отсосал бы у фрийцев за шнапс и сосиски?
николай сосновский 
Если бы в Америке поворачивались к обществу лицом, то BLM не было бы.
Владимир Фролов
Как же ты заебал всех, Славик К.! Школу, небось, пропускаешь и родителям врёшь
Олег Карцев 
Малоизвестные для нас странички мировой войны. Всегда интересно почитать.
Андрей Фатеев
штабной немецкий анекдот:
- господин фельдмаршал! Италия вступила в войну!
- пошлите против них две дивизии.
- простите, они воюют на нашей стороне...
- плохо, пошлите им на помощь 10 дивизий.
Бузыкин Alexander
Италия в войне - это нечто))
Бывали случаи когда эти персонажи (язык не поворачивается назвать их солдатами) прибывали на фронт полностью разутыми и без оружия. Оказалось в дороге они азартно проигрывали обувь, патроны, винтовки, обмундирование. И самое удивительное что точно так же поступали итальянские офицеры. Разворовать и пропить все имущество (включая боеприпасы и топливо), уйти с поста играть в карты, бросить позиции и дизертировать - было для итальянских частей обыденным явлением и почти нормой.
Германское командование наотрез отказалось от смешанного комплектования африканского корпуса, предпочтя сохранить боеспособными немецкие части. Немецкие солдаты в северной Африке поначалу впадали в ступор, наблюдая полное моральное разложение итальянских союзников. Итальянские лейтенанты и капитаны ходили в каких то обносках с похмелья и без личного оружия, треть солдат не имело винтовок, оружие не чистилось вообще, караулы не выставлялись, личная гигиена была на нуле, дисциплина отсутствовала. Роммель и Рамке, посетив один раз расположение элитной на момент формирования итальянской парашютной дивизии Фольгоре, выразились кратко - "Die Hacke" (сброд)
Павел Богомолов 
Бузя! Тебя в школе учебником истории по голове били?
Z В. М.
У Бузика все его опусы из инета. Он даже не знает с какой стороны книгу открывать. Впрочем методички хозяева ему отправляют регулярно.:-)))
Бузыкин Alexander
Два ушлепка из коррекционной школы делятся своим опытом?
У вас и без битья голова набекрень.
Павел Богомолов 
А ты пендосам члены сосёшь. Нет, мы конечно не против твоего развлечения. Может это твоё хобби, мы же не знаем. Но так откровенно демонстрировать это. Бузя! Постыдился бы хоть чуть-чуть.
Бузыкин Alexander
У вас, больных говнюков, одно сосание на уме..
Павел Богомолов 
Ну в жопу даёшь, какая разница? Ладно своим бы. Но пендосам!!! Бузыка, признайся, ты просто пидар?
Бузыкин Alexander
Мразота ублюдочная.
Павел Богомолов 
Ты не увиливай от ответа, чмошник. Говори как на духу, сосал или в попу давал?
Павел Богомолов 
Папа твой? А мама кто?
Виктор Александров 
Уважаемые эксперты!
Ваши морские термины я не понимаю. В ответ, прошу вас ответить, не заглядывая в справочники, что означают слова: волонтёр, локдаун, императивный литературный перфоманс.
Полагаю, что не зря во Франции существует Закон о защите французского языка. Вообще многие законы пишутся тогда, когда не хватает культуры.
По самой операции
Ещё А.Н. Туполев рассчитал, что при бомбометании с горизонтального полёта попасть в маневрирующий пароход не реально, и Ту-2 был сделан пикирующим. Поэтому утверждение о том, что британские пароходы маневрировали, будучи атакованным Ю-88, представляется не обоснованным, противоречит четвёртому закону логики – закону достаточного основания.
В те времена обеспечить хорошую точность бомбометания можно было только с отвесного пикирования, для чего годились Ю-87, который обеспечивал все победы Вермахта во Второй Мировой войне, что до сих пор не отметил ни один эксперт, И-15, И-16, Ту-2, Пе-2. Однако пикировать на бомбардировщиках лётчики РККА не умели, за исключением полка Полбина Ивана Семёновича.
Ещё применялось «топ-мачтовое» бомбометание, о котором в статье ни слова.
Бузыкин Alexander
Отличный комментарий. Поддерживаю то, что единственный самолёт, который мог в ту войну довольно точно поразить цель с отвесного пикирования, был Ju-87 трёх модификаций. Авиационные эксперты называли его небесной артиллерией вермахта или мечом блицкрига. Самоё курьезное то, что до начала боевых действий сами немецкие генералы LW довольно скептически относились к этой машине, считая её устаревшей. Практика показала что лаптежник, хоть и был тихоходным бомбардировщиком с малой бомбовой нагрузкой, но точность бомбометания была непревзойденной. Кроме того, геометрия крыла позволяла ему легко выходить из пикирования. При нехватке у противника истребительной авиации и зенитных автоматов малого калибра (1940-42) Ju-87 территоризировал пехоту и утюжил артиллерийские позиции. Начиная с лета 1943 лаптежник стал безнадёжно устаревать. Немцы не успевали строить истребители, а на бомбардировочной авиации постепенно ставили крест.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Морские истории. Как адмирал Нимиц спас адмирала Деница от виселицы
Морские истории. Как адмирал Нимиц спас адмирала Деница от виселицы
7
Мужской журнал 09:01 08 июл 2021
Морские истории. Военно-морской кошмар и череда случайностей
Морские истории. Военно-морской кошмар и череда случайностей
4
Мужской журнал 10:01 14 мар 2021
Как размножаются морские черти
Как размножаются морские черти
0
Мужской журнал 08:01 31 мар 2018
Британец с ранних лет рассказывал о том, что он раньше был летчиком Люфтваффе и погиб при крушении
Британец с ранних лет рассказывал о том, что он раньше был летчиком Люфтваффе и погиб при крушении
8
Мужской журнал 07:02 29 окт 2018
Низколетящая ядерная оплеуха
Низколетящая ядерная оплеуха
23
Ваши новости 07:01 18 фев 2019
Почему морские змеи гоняются за ныряльщиками, и при чем здесь брачный период
Почему морские змеи гоняются за ныряльщиками, и при чем здесь брачный период
4
Мужской журнал 08:00 12 ноя 2021
Джоэл Смолли: смертельная статистика вакцинации против COVID-19
Джоэл Смолли: смертельная статистика вакцинации против COVID-19
196
Ваши новости 19:00 02 ноя 2021
Морские свинки: какие они на самом деле
Морские свинки: какие они на самом деле
1
Все о работе руками 06:01 10 мар 2022
Как нацисты сверхчеловека искали: самая таинственная экспедиция в истории
Как нацисты сверхчеловека искали: самая таинственная экспедиция в истории
12
Мужской журнал 05:01 20 сен 2018
Самые интересные факты о сексе, которые замалчивают учителя истории
Самые интересные факты о сексе, которые замалчивают учителя истории
28
Мужской журнал 21:02 23 окт 2017
Мужские истории о худших знакомствах на одну ночь 
Мужские истории о худших знакомствах на одну ночь 
13
Мужской журнал 16:06 20 апр 2018
Главное не победа, а участие — как появился знаменитый девиз
Главное не победа, а участие — как появился знаменитый девиз
0
Читайте самую соль! 17:50 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства