Национальное аэрокосмическое агентство США (НАСА) пригласило 24 ученых-теологов принять участие в своей программе в Центре теологических исследований (CTI) Принстонского университета в Нью-Джерси, которому НАСА в 2014 году выделило грант в размере 1,1 миллиона долларов. Задача CTI – создание «мостов взаимопонимания путем объединения теологов, ученых, исследователей и политиков для совместного размышления и информирования общественности о глобальных проблемах».
Программа, запущенная в 2016 году, направлена на поиск ответов на вопросы, которые с незапамятных времен ставят человечество в тупик. Что такое жизнь? Что значит быть живым? Где мы проводим грань между человеческим существом и инопланетянином? Какова вероятность существования разумной жизни в других местах во Вселенной?
Сейчас, когда НАСА располагает двумя спускаемыми аппаратами на Марсе, несколькими зондами, вращающимися вокруг Юпитера и Сатурна, а теперь и телескопом Джеймса Уэбба, с помощью которого изучается формирование галактик, звезд и планет во Вселенной, похоже, агентство надеется, что находится на верном пути к открытию жизни за пределами Земли.
И ему необходима некоторая помощь свыше, чтобы помочь нам, живущим внизу, правильно понять ситуацию, если это произойдет. Преподобный доктор Эндрю Дэвидсон, священник и богослов Кембриджского университета с докторской степенью по биохимии, является одним из 24 теологов, привлеченных НАСА для оценки того, как человечество отреагирует, если на других планетах будет открыта жизнь, и как это повлияет на наше представление о Боге и сотворении мира. В 2015 году НАСА запустило программу под названием «Социальные последствия астробиологии», которая продолжалась до 2018 года.
«Религиозные традиции будут важным фактором того, как человечество воспримет любое подтверждение наличия внеземной жизни, – поделился Дэвидсон в своем блоге на сайте Кембриджского университета. – Поэтому ключевой частью постоянной цели НАСА является исследование «социальных последствий астробиологии» в сотрудничестве с разными партнерскими организациями, включая Центр теологических исследований в Принстоне».
В наступающем году Дэвидсон опубликует книгу под названием «Астробиология и христианская доктрина», в которой отмечается, что, по его мнению, мы приближаемся к обнаружению жизни на других планетах. «Нерелигиозные люди, похоже, переоценивают трудности, с которыми верующие столкнулись бы, получив доказательства внеземной жизни, – пишет он. – Основные выводы заключаются в том, что приверженцы ряда религиозных традиций заявляют, что могут спокойно воспринять эту идею».
Исследования и опросы показывают, что христиане в США неохотно допускают существование жизни на других планетах, но Дэвидсон – не единственный верующий, который не считает эту идею невозможной.
Дуилиа де Мелло, астроном и профессор физики в Католическом университете, рассказала, что несколько семинаристов на ее занятиях часто поднимают теоретические вопросы о разумной жизни во Вселенной. «Если мы являемся результатами творения, почему на других планетах не может существовать жизнь? Ничто не говорит об обратном», – сказала де Мелло в интервью газете The Washington Post в августе этого года.
В 2008 году главный астроном Ватикана заявил, что не существует никакого конфликта между верой в Бога и возможностью существования «внеземных братьев», возможно, более высокоразвитых, чем люди. «На мой взгляд, такая возможность существует», – сказал 45-летний иезуит преподобный Хосе Габриэль Фунес, глава Ватиканской обсерватории и научный консультант Папы Бенедикта.
«Как мы можем исключить, что жизнь возникла не только на Земле, но и в других местах?», – сказал он в интервью ватиканской газете L’Osservatore Romano. На вопрос, имеет ли он в виду существ, схожих с людьми или даже более развитых, он ответил: «Разумеется, в такой большой Вселенной невозможно заранее отмести подобную гипотезу».
Впрочем, не все теологи согласны с идеей о возможности жизни на других планетах. Президент Южной баптистской теологической семинарии Альберт Молер в ответ на вопрос об инопланетянах сказал: «Мой ответ – нет, это не более чем спекуляции».
«У нас нет оснований полагать, что существует какая-то альтернативная история. В Священном Писании нет ни слова о том, что жизнь не может возникнуть где-то еще. Но там сказано, что космос был создан для того, чтобы на нашей планете, в этом пространстве, времени и истории, Иисус пришел и спас грешное человечество», – добавил он.
Однако, телескоп Джеймса Уэбба, запущенный накануне католического Рождества, может изменить наш взгляд на Вселенную, и даже на то, что написано в священных книгах всех религий. Его называют «машиной времени», которая способна помочь людям разгадать тайны Вселенной, поскольку удаленные объекты фактически излучают свет из далекого прошлого. Телескоп будет использоваться для исследования первых галактик, родившихся во Вселенной более 13,5 миллиардов лет назад. Задача этого мощнейшего устройства будет состоять в том, чтобы разгадать тайны сверхмассивных черных дыр, далеких инопланетных миров, звездных вспышек, темной материи и многого другого.
Комментарии (9)