Все началось с того момента когда при посещении Даниловского монастыря, как одного из знаковых мест города, услышал или прочитал на стенде что монастырь входил в состав Охранного круга Кремля. Меня это сразу заинтересовало. Представив, что тема "Охранного круга Кремля" возможно и есть одна из "изюминок" Москвы, стал искать и собирать материал по этому вопросу. К моему удивлению оказалось, что информации по данной теме не так уж и много. Интернет давал довольно скудное и противоречивое представление об Охранном круге, литература и того меньше. Становилось бесспорным то, что Охранный круг Кремля являлся именно той изюминкой нашего города которую постоянно ищу и очень ценю.
В итоге выходило, что вокруг Кремля был создан пояс монастырей, которые были не только божественной обителью, но и несли нагрузку крепости. То есть, круг монастырей-крепостей, которые брали на себя первый удар вражеских нападений. При этом, на монастыри смотрел в большей степени с точки зрения фортификационного сооружения, а потом уже как на сооружение, подчиненное церковным канонам.
Параллельно с поиском информации приступил к личным посещениям и конечно начал с самых знаковых. Это Донской, Новодевичий и опять же Данилов.
Потом были Симонов, Новоспасский и Андроников монастыри.
Но такого уровня монастырей в Москве больше не было, а географически получались южная и восточная хорды, но не круг. И вставал законный вопрос, почему охранный КРУГ? Значит не все, значит есть что-то ещё. Глубже стал "копать" в интернете. Вот тут и началась чехарда мнений, взглядов и суждений по этому вопросу. Не буду пересказывать все точки зрения, кто заинтересуется, милости прошу на просторы инета... Сам же понял, что нужно рассматривать построение круга от последовательности расширения городской черты. Простят мне маленький экскурс в историю, но это хотя бы как-то логически помогает прийти к кругу. И так, в начале Москва - это Кремль (1147г. Юрий Долгорукий), потом город расширяется до стен Китай-города (1538г. Елена Глинская, мать Ивана Грозного). Затем Москва становиться в рамках стен Белого города (в начале 1590г.), ныне Бульварное кольцо. И последняя четвертая стена возводится вокруг Земляного города (1595г.) - ныне Садовое кольцо. Википедия говорит, что "оборонительная система Москвы во времена Дмитрия Донского и его преемника Василия Дмитриевича (1389—1425) дополнилась кольцом монастырей на подступах к городу: были построены укрепленные Андроников (основан около 1357), Зачатьевский (около 1360), Симонов (около 1370), Петровский (около 1377), Рождественский (около 1386) и Сретенский (1397) монастыри". Естественно что мой путь лежал в Сретенский, Рождественский, Петровский и Зачатьевский монастыри.
Здесь уже не было величественных и неприступных стен. Размеры самих территорий сжались под натиском городских построек. Сами монастыри много раз перестраивались и даже переносились (Зачатьевский, Симонов монастыри). Но возникли вопросы! Уважаемый портал Википедии сообщает о дополнительном кольце монастырей, значит была до этого какая-то оборонная система монастырей? Потом, в то время Москва воевала с татарами, что определяла южно-восточное направление. С Тверским и Литовским княжествами , а это западное направление. Но Андроников, Сретинский, Рождественский и Петровский - это северное, северо-восточное направление и защита от прошедших войн с Суздальским княжеством! И только Зачатьевский (Алексеевский) прикрывал столицу с юго-западного направления. Стростной же монастырь, непосредственно с западного направления, возникает только в 1654 году. .....?? Ответов на вопросы пока у меня нет.
А совсем недавно нашел материал, подтверждающий что монастыри действительно построены "в слишком правильном порядке вокруг Кремля, что бы это было случайностью". Автор, в отличии от моего "спортивного" интереса, более глубоко изучив тему утверждает, что в оборонной системе Москвы насчитывается порядка восьмидесяти объектов. Это не только монастыри, но и соборы. По-моему, вполне возможно.
В итоге, открыв и посетив для себя множество московских монастырей, даже несуществующие в наше время (Страстной, Златоустовский, Алексеевский), у меня действительно получился круг. Вернее не круг, а концентрические кольца с центром в Кремле. Диаметр же колец увеличивался по мере увеличения городских стен. Вроде логически все верно.
Знакомство с Охранным кругом Кремля позволило сделать ещё немало находок. Ведь история самих монастырей очень интересна и увлекательна. Например, знакомстве с Симоновым монастырем, неожиданно для себя обнаружил в Храме Рождества Пресвятой Богородицы В Старом Симоново реальные могилы святых воинов русских монахов-витязей Пересвета и Ослябя.
История самого поединка Пересвета и Челубея раскрыла много нового, что раньше не знал. А в Сретенском монастыре обнаружил одну из копий Туринской Плащаницы и познал её историю. Из этических соображений фотографировать Плащаницу не стал. А вот каменные изразцы Андреевского и Зачатьевского монастырей удивили и понравились.
Неожиданный комплекс храмов открылся в Рожденственской и Верхне-Петровской обителях.
Андроников монастырь подарил один из самых древних храмов Москвы расписанный Андреем рублевым. Есть легенда, что сам Рублев похоронен на территории обители, правда где конкретно до сих пор никто не знает.
Обыденная фраза, что много тайн хранит история, на "ощупь" оказалась довольно увлекательной штукой. И каждая открытая страница тянула за собой следующую, а порой и целые абзацы или главы. Вот и у меня получилось, что, работая с материалом, столкнулся с целым рядом мнений и взглядов порой противоположных. Так одно из представлений об оборонительной системе древней Москвы рассматривает не защитный круг, а спираль, что в прочем согласуется с уже более древним представлением славян о мире. Кроме того, монастыри как религиозный институт, несут в себе духовную защиту народа. Что, к стати, попадает под современное изучение биоэнергетики и коллективного биоэнергетического воздействия. Но это уже другая тема. Поэтому позволю на этом самому остановиться, а тему оставить открытой....
Комментарии (3)