Норвегия не самый классический выбор для путешествия, ведь об этой северной стране достоверно известно три факта: красиво, но дорого и холодно. Однако если многие государства Старого Света уже знакомы вам как родной двор, то стоит собраться с мыслями и представить себе картину: вы на вершине километрового фьорда вдыхаете живительный морской воздух, а под вами лежит тонкая вуаль из дымки, покрывающей изумрудную водную гладь.
Северная красота — особенная. Буйство красок жаркого юга здесь мягко оттеняют густые, вязкие оттенки: от угольно-черного на фьордах до изумрудного в еловых лесах. И нельзя сказать, что здесь все время мрачно, просто это немного непривычная картина, особенно когда на календаре лето.
Сами норвежцы уже который год считаются самыми счастливыми людьми на Земле, и если бы жизнь в темных оттенках была удручающей, ни богатство страны, ни хорошие зарплаты, ни равноправие полов и рас не возвели бы норвежцев на вершину счастья.
Мы, в компании с новой Mazda CX-5, проложили маршрут по западной части страны, где царствуют фьорды — древние длинные разрезы в горной породе, наполненные океанской водой. Скальные стены фьордов бывают практически отвесными, до километра в высоту, а глубина воды здесь — тот же километр. Сверху большие фьорды выглядят как фотообои: картинка статичная.
Согне-фьорд: главный фьорд Норвегии
Чтобы объехать 204-километровый фьорд по суше, пришлось бы заложить лишние сутки. Решили срезать на пароме, они в Норвегии популярнее поездов и бывают разные — от небольших, машин на тридцать, до внушительных, с несколькими автомобильными и пассажирскими палубами.
Переправа всегда выглядит одинаково: дорога вдруг упирается в причал, где в три-четыре пронумерованных ряда выстраиваются желающие попасть на другой берег. К каждой машине в очереди подходит служащий порта и берет около сотни крон (примерно 700 рублей) за 15-минутную переправу. Как правило, одну линию обслуживают два парома, поэтому долго ждать не приходится.
Дорога троллей
Троллей в Норвегии любят. Или боятся. Скала Язык Тролля, например, — довольно пугающая штука. Как и уродливые фигурки этих существ, часто встречающиеся у кафе и гостиниц. Тролльстиген, или «Лестница троллей», — одна из самых страшных дорог, которые можно встретить на этой планете. Нет, опасной ее назвать нельзя: наверное, самые серьезные аварии, которые тут случались, — падение в пропасть какого-нибудь дорогого фотоаппарата.
Stefan Krause, Germany / commons.wikimedia.org
Здесь всего 11 поворотов, но все они 180-градусные, а прямые между ними имеют огромный уклон. Дорогу открыли в 1936 году после восьми лет строительства, хотя невооруженным глазом объем работ можно оценить в половину дамбы Гувера. Открывал «Лестницу троллей» сам Король Хокон VII, он же и придумал название. Где-то на середине подъема строителям пришлось соорудить мощный каменный мост через водопад Стигфоссен.
Атлантическая дорога
Это узкое двухполосное шоссе, соединяющее несколько небольших скалистых островков в Атлантическом океане. «Лучшая туристическая дорога» по версии The Guardian. Неясно, с чего это британская политическая газета вдруг взялась судить об автомобильных дорогах, но спорить мы не будем. Слово «туристическая» не пустой оборот: искать здесь адреналинового драйва нет никакого смысла. В любое время года вам придется плестись в ленивой череде из автобусов, кемперов и тех, кому открытый от восхищения рот мешает жать на газ.
Arno van den Tillaart / commons.wikimedia.org
В отличие от «Тролльей дороги», здесь встречается полиция, а если вы превысите разрешенные восемьдесят хотя бы на километр — рискуете потерять 750 крон (чуть больше 5000 рублей). Превышение на 20 км/ч стоит в шесть раз дороже. Нарушать нет желания, и вовсе не из жадности: хочется смотреть и смотреть на медленные волны, серое небо и мокрые камни. Вот очередной зевака тормозит, нацелившись на смотровую площадку, каких здесь немало, но самая важная впереди, перед «Мостом в никуда». Это туристы его так называют, для местных он Сторсезандетский, а то и просто «пьяный» мост — самое высокое сооружение Атлантической дороги, 23 метра над водой.
Мост круто изогнут, и с некоторых точек кажется, что он обрывается прямо в небе над океаном. Иллюзия рассеивается, когда ни одна из машин, перемахнувших за высшую точку конструкции, так и не летит с обрыва вниз.
Всего мостов на этой дороге семь. Некоторые построены совсем близко к воде — даже брызги долетают. Хочется верить, что на время сильных штормов проезд закрывают. Кстати, первые 10 лет эксплуатации Атлантическая дорога была платной, но как только строительство окупилось, побор отменили. Социализм!
Фото: Stefan Krause, Germany / commons.wikimedia.org, Arno van den Tillaart / commons.wikimedia.org
Комментарии (3)