То что нужно настоящему мужыку!

Очень холодная война. Спецоперации в Арктике

Из снежной мерцающей мглы возникли очертания мирного советского трактора. Наполовину укутанная снегом, гусеничная машина навечно застряла в глубокой трещине. Следующей находкой стала поржавевшая и вмерзшая в лед гидрологическая лебедка. Расчеты полностью подтвердились – персонал покинул станцию в большой спешке, повсюду были разбросаны пустые бочки, доски и обломки снаряжения. Наползающие торосы едва не поглотили дизельную электростанцию и уничтожили импровизированную ВПП на расчищенном льду. Стало понятно, почему полярники не успели эвакуировать оборудование.

Похрустывая снегом, Леонард Ле’Шак осторожно приблизился к радиовышке. Сомнений быть не могло – им удалось найти СП-8! Легендарная советская научная станция теперь встречала новых обитателей: между построек показался улыбающийся Джеймс Смит. Второй участник секретной экспедиции с не меньшим интересом осматривал покинутую базу.

- Лео, ты в порядке?

- Все О’кей

- Похоже, что нам предстоит большая работа

- Да уж – едва процедил зубами Ле’Шак, поёживаясь на холодном ветру.

В хмуром небе раскачивались огни «Летающей крепости» - сбросив последний тюк со снаряжением, самолет лег на обратный курс к Поинт Барроу. Внизу, на льдине, посреди смертоносного арктического холода остались два живых человека. Координаты 83° северной широты, 130° западной долготы. Операция Coldfeet началась.

Комсомольско-молодёжная дрейфующая станция "Северный полюс-8"

Поддев ломом осевшую входную дверь, лейтенант ВМС США Ле’Шак и полярник Джеймс Смит проникли в один из щитовых домиков на территории "Северный полюс-8". Луч фонаря упёрся в висящий на стене отрывной календарь – 19 марта 1962 года. Интерьер советской станции не вызвал особого удивления: шахматная доска, канцелярский набор, стопка книг на покосившейся полке, ничего интересного – художественная литература. Закопченная буржуйка, умывальник, мягкая ковровая дорожка. Уютно. Кое-где на стенах встречались плакаты с изображением Ленина и крепких, подтянутых комсомольцев. Но главное – сборный домик был установлен на полозьях, что позволяло быстро перемещать его по льду, при появлении поблизости опасных трещин.

- Здесь будет наша берлога, Джеймс

- Ага. Ты смотри, русские тут что-то выращивали, – оба полярника подошли к окну. На подоконнике стоял ящик с землей, среди замерзших комьев почвы торчали сухие стебли репчатого лука. Арктика безжалостно убила и высосала жизнь из несчастных растений.

- Грустное зрелище, - заключил Ле’Шак.

Перетащив в домик своё снаряжение, и забаррикадировав на всякий случай дверь, американцы забылись глубоким сном, переживая все события непростого дня. Десантирование на лёд, заброшенная советская станция и бесконечная арктическая пустыня – впечатлений хватит на всю жизнь!

Раритетный трактор ЧТЗ, найденный на заброшенной полярной стации на Земле Франца-Иосифа

Утром 29 мая 1962 года, наскоро перекусив, полярники приступили к выполнению своих задач. Пока Ле’Шак возился с радиостанцией, Смит обчистил метеорологическую будку. Ему достались богатые трофеи: целый комплект термометров (ртутный, спиртовой, «сухой», «влажный», максимальный и минимальный), гигрометр, термограф и гидрограф с часовым механизмом. Уже покидая метеоплощадку, американец прихватил анемометр (прибор для измерения скорости ветра) и флюгер Вильда.

Запаковав первый кофр с трофейным оборудованием, Смит направился в сторону радиорубки…

- Made in USSR, – восторженно повторял Ле’Шак, – стоило лишь заменить источник питания, как она ожила и заработала на приём.

Из черных наушников неслись звуки музыки – станция была настроена на советские радиостанции в КВ-диапазоне.

- Ладно, теперь давай свяжемся с Барроу. Нужно доложить обстановку.

… Жизнь полярников текла своим чередом. Ле’Шак и Смит методично обследовали станцию, демонтировали и упаковывали в кофры наиболее интересное оборудование, искали любые письменные свидетельства – специализированную литературу, письма, блокноты. В кают-компании была обнаружена стенгазета, на которой последний руководитель станции СП-8 Романов на всякий случай отметил дату и причины эвакуации станции, а также обращение к Арктическому и антарктическому научно-исследовательскому институту в Ленинграде. В другом жилом помещении американцы нашли блокнот с секретными кодами – как потом выяснилось, всего лишь запись заочной шахматной партии между сотрудниками СП-8 и Управления московского речного пароходства.

Немалое удивление доставил один из щитовых домиков – внутри обнаружилась настоящая русская баня с импровизированной «снеготаялкой» и помпой для перекачки воды!

Тем не менее, в своих отчетах Ле’Шак и Смит отмечали огромный контраст между аскетичным интерьером жилых помещений станции и потрясающим набором высококлассного научного оборудования: атмосферные метеозонды, астрономические приборы, радиосвязь, навигация, океанографические приборы: автоматизированный самописец течений, глубоководные научные комплексы…

Потом, когда эти вещи попадут в США, эксперты военно-морской разведки (Office of Naval Intelligence) сделают неожиданный вывод: советские научные приборы имеют исключительно высокий уровень технологического исполнения, и, более того, являются серийными образцами.

Но главная находка была сделана уже вечером в первый день присутствия на заброшенной базе – американцы обнаружили, что электрогенераторы СП-8 установлены на особых демпфирующих устройствах. Для чего такие меры по обеспечению низкого уровня шумности и вибраций? Объяснение могло быть только одно – где-то поблизости установлен подводный гидроакустический маяк или система слежения за подводными лодками. Официальная история не даёт четкого ответа – Ле’Шак и Смит смогли найти нечто подобное на СП-8 или сверхсекретное оборудование было заблаговременно снято советскими полярниками.

Наступил третий, последний по счету, день, проведенный на заброшенной полярной станции. Наскоро уничтожив следы своего пребывания, и собрав объёмные тюки с трофеями (более 300 фотографий, 83 документа, 21 образец приборов и инструментов!), Леонард Ле’Шак и Джеймс Смит приготовились к эвакуации. Радист с Поинт Барроу подтвердил вылет поисково-спасательной машины. Теперь осталось лишь ждать…

Арктика внесла свои коррективы в планы людей - эвакуировать разведгруппу в тот день не удалось. Два дня подряд американцы вытаскивали свои кофры на лед и ждали «Летающую крепость», иногда даже слышали гул моторов – увы, резкое ухудшение погоды всякий раз срывало операцию. Это начинало раздражать.

Наконец, вечером 2 июля, груз был благополучно доставлен на борт самолета. Наступила очередь Леонарда Ле’Шака…

Перед американцами стояла нетривиальная задача: доставить груз и людей с поверхности льда на борт мчащегося в облаках самолета. Посадка на лёд исключена: «Летающая крепость» разобьется о многометровые нагромождения торосов. Расчистить ВПП силами двух человек, без применения спецтехники – задача совершенно нереальная. Вертолетов, способных дозаправиться в воздухе и преодолеть 1000 км над ледяной пустыней, в те годы еще не существовало. В наличии была лишь «Летающая крепость» и такой же древний морской патрульный самолет Р-2 «Нептун». Что предпринять?

Леонард Ле’Шак с опаской и недоверием посмотрел на предложенное решение. Была - не была! Выбора у него все равно нет. Ле’Шак прицепил крюк к своему поясу и приготовился надувать гелием воздушный шарик.

Сверху послышался нарастающий рев моторов – «Летающая крепость» пробила нижний край облаков и приготовилась к подъёму полярников. Штурман и радист, высунувшись в прозрачный блистер, с интересом наблюдали за двумя чудаками внизу.

- Э, вы там! Пошевеливайтесь! – экипаж «крепости» радостно приветствовал Ле’Шака и Смита.

Ле’Шак тяжело вздохнул и надул воздушный шарик, который тут же вырвался из непослушных от холода рук и исчез в сереющем небе. Вслед шарику ввысь полетела тонкая нейлоновая веревка, другой конец которой был закреплен на поясе Ле’Шака. Наконец, 150-метровый трос дернулся и натянулся, как струна. Резкий порыв ветра выбил опору из-под ног – человек беспомощно заскользил по льду, ударяясь коленями и руками об острые кромки торосов. А потом рвануло так, что у Ле’Шака на мгновение потемнело в глазах…

Над Арктикой, на закате полярного дня летел живой человек. Без помощи парашютов и крыльев, на скорости 130 узлов в час Леонард Ле’Шак кувыркался в холодном арктическом воздухе, противопоставляя гравитации – левитацию.

Ледяной холод покрыл инеем лицо, обжигающий ветер проникал в легкие, грозя заморозить изнутри. Шесть с половиной минут продолжался воздушный аттракцион, пока бессильно висящего на тросе, задыхающегося Ле’Шака поднимали лебедкой на борт самолета.

Подъём Смита прошел проще – увидев, как ветер волочит по льду его товарища, он до последнего момента держался за мирный советский трактор – наконец, самолет «подсёк» трос и втянул его на борт через грузовую рампу.

***

В августе 1962 года в печать вышел очередной выпуск журнала военно-морской разведки США ONI Review под заголовком "Operation Coldfeet: An Investigation of the Abandoned Soviet Arctic Drift Station NP 8" (для внутреннего пользования). В статье были подробно отражены все перипетия экспедиции на заброшенную полярную станцию СП-8, стоимость спецоперации и достигнутые результаты. Американцы были удивлены масштабом советских арктических исследований, ВМС США удалось познакомиться с изделиями советского приборостроения; были получены подтверждения об использовании дрейфующих научных станции «Северный полюс» в военных целях, а ЦРУ сделало недвусмысленные выводы о состоянии советской науки и промышленности. Было рекомендовано продолжить работы, связанные с «посещением» советских объектов в Арктике.

Мемуары Леонарда Ле'Шака. "Проект "Колдфит" - секретная экспедиция на советскую полярную станцию"

Этический момент американцев не волновал – к моменту «посещения», над заброшенной станцией уже был спущен красный флаг СССР. Согласно международному морскому праву, любой «ничейный» объект считается «призом» и переходит в собственность нашедшего.

Что касается странной «эвакуации» полярников Джеймса Смита и Леонарда Ле’Шака с помощью нейлонового троса и воздушного шарика – это всего лишь спасательная система Фултона (Fulton surface-to-air recovery system), принятая на вооружение ЦРУ и ВВС США в далёком 1958 году. Идея проста: человек закрепляет на себе специальную обвязку, цепляет к поясу трос, другой конец которого крепится к воздушному шарику. Шар не играет никакой роли в непосредственном подъеме человека – его задача лишь растягивать трос в вертикальном положении.

Тот самый B-17 Flying Fortress, задействованный в экспедиции на СП-8.

На носу машины хорошо заметно устройство для захвата троса

Второй элемент системы – тихоходный транспортный самолет (на базе «Летающей крепости», P-2 «Нептун», S-2 «Трэкер» или С-130 «Геркулес») с установленными на носу складывающимися «усами». Самолет заходит на цель на скорости 200-250 км/ч с таким расчетом, чтобы трос точно оказался в растворе «усов»: когда спасательный самолет «подсекает» трос, экипаж выбирает полезный груз с помощью лебедки. Пять минут кошмара – и ты на борту самолета. Остроумно и просто.

Как показали эксперименты, перегрузка в этом случае не столь велика, чтобы серьезно покалечить человека, кроме того, «рывок» частично компенсируется эластичными свойствами нейлоновой веревки.

В настоящее время, с развитием винтокрылых машин, система утратила былую актуальность. Тем не менее, она по-прежнему применяется ВВС США для экстренной эвакуации сбитых пилотов и групп спецназа. По словам американцев, «воздушный крюк» Фултона ничуть не опаснее обычного прыжка с парашютом. Неплохое решение, чтобы вытащить человека из любой неприятности, в том числе – с арктической льдины.

Эпилог

Необитаемая «страна ледяного ужаса» стала в годы Холодной войны ареной для интриг и серьезного противостояния между СССР и США. Несмотря на непригодные для жизни условия, на территории Арктики находилось немало военных объектов и полярных станций «двойного назначения».

Российский полярный исследователь Артур Чилингаров вспоминал, как был немало удивлен во время «дружеского посещения» заброшенной американской станции в 1986 году – несмотря на «научно-исследовательский статус» объекта, на всем оборудовании и технике была нанесена маркировка U.S. Navy (ВМС США).

Бывший начальник станции СП-6 Николай Брязгин рассказывал, как их импровизированная ВПП на расчищенном льду использовалась для отработки посадок стратегических бомбардировщиков Ту-16 в качестве «аэродрома подскока».

На исследованной Леонардом Ле’Шаком и Джеймсом Смитом полярной станции СП-8 действительно находилось спецоборудование ВМС СССР. Здесь же работала группа Киевского института гидроприборов – Военно-морскому флоту требовалась сеть гидроакустических маяков для ориентации атомных субмарин подо льдом.

По рассказам сотрудников «Северный полюс-15» в полынье рядом с их станцией не раз всплывали атомные подлодки – моряки продолжали испытание подводной гидроакустической системы ориентации.

Поначалу военные специалисты мирно уживались на одной станции с учеными, однако, вскоре возникли недоразумения – регулярные океанографические исследования, сопровождаемые бурением льда и погружением глубоководных приборов, создавали помехи для работы специальной военной аппаратуры. Пришлось срочно организовать новую станцию в 40 километрах от основной. Секретный объект получил шифр СП-15Ф (филиал) – здесь проходило испытание аппаратуры для обнаружения вражеских субмарин.

Но главный подарок морякам-подводникам от полярных исследователей - карта дна Северного Ледовитого океана. Долгие годы кропотливой работы, бесчисленные измерения во всех районах Арктики. Двадцать лет назад карта была рассекречена и представлена всему миру как достояние России – убедительный аргумент, красноречиво свидетельствующий о праве России на разработку месторождений на дне Северного Ледовитого океана.

Автор: Олег Капцов

 

Источник


Источник: Очень холодная война. Спецоперации в Арктике
Опубликовал:
Теги: скорость история ветер война

Комментарии (12)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Igor S-v 
"...узлов в час..." :-(
Nikolai Baranixin
Ну не будьте строги -автор не моряк.
Лев Рубин
А насколько "не быть строгим"? Он не моряк, не картограф, не географ...
А кто он вообще?
Лев Рубин
Что означает термин - "карта дна"? И каким образом эта карта может свидетельствовать "...о праве России на разработку месторождений на дне Северного Ледовитого океана...."?
Виктор Локтионов
По-видимому, по праву первооткрывателя, сумевшего изучить и задокументировать объект.
Владимир Крыловецкий 
карта дна - это как карта рельефа морского дна... а право на открытые новые земели всегда принадлежала первооткрывателям...
Бузыкин Александр 
Как можно владеть дном?
Лев Рубин
Вы серьёзно считаете что построение карты рельфа морского дна (предположу - одной из многих) дает право считаться первооткрывателем Северного Ледовитого океана?
И право на разработку неоткрытых "месторождений" (обратите внимание на кавычки).
Алексей Кирсанов
Почитайте о понятии морской шельф...и исключительной экономической зоны...
Бузыкин Александр 
Шельф это не дно. Разницу не понимаете?
Лев Рубин
Понятие шельф... да,шельф определяет так называемые "исходные линии". Только сам шельф определяется не "картой дна", а типом земной коры... так-что на все экзерсисы Челенгарова (а раньше вроде нормальным исследователем был) и пр. депутатов, флаги на дне полюса и т.п. - вменяемые люди просто внимания не обращают. Кора там океанического типа... ни о каком шельфе и речи быть не может.
Лев Рубин
Карта рельефа никаких прав не дает и дать не может, и совсем не имеет отношения к "первооткрывательству". Что представляет собой геологическая карта, здесь рассказывать не буду... но и она не дает прав на поиски (а не разработку) месторождений вне исключительной экономической зоны. Ну,а границы этой зоны уставливаются по определенным правилам в соответствии с конвенцией ООН по морскому праву. А совсем не потому кто первый "карту дна" нарисовал.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Прозрение Савченко: «Где США, там война. Пора прощаться с американцами»
Прозрение Савченко: «Где США, там война. Пора прощаться с американцами»
30
Ваши новости 12:00 20 авг 2021
«Иначе война!» – Явлинский призвал сдаваться
«Иначе война!» – Явлинский призвал сдаваться
9
Ваши новости 18:01 18 авг 2021
Футбольная война — ничего весёлого
Футбольная война — ничего весёлого
2
Мужской журнал 08:01 10 сен 2021
Холодная война: начало
Холодная война: начало
1
Ваши новости 12:30 26 мар 2021
Малая гражданская война
Малая гражданская война
18
Мужской журнал 09:00 05 май 2021
Европу ждёт война, если Запад нарушит «красную линию» Путина — мнение
Европу ждёт война, если Запад нарушит «красную линию» Путина — мнение
158
Ваши новости 10:01 09 дек 2021
Неизвестная 4-дневная война
Неизвестная 4-дневная война
42
Мужской журнал 10:01 12 фев 2021
Очень смешно. Очень глупо. Очень нагло. Но совершенно бесперспективно.
Очень смешно. Очень глупо. Очень нагло. Но совершенно бесперспективно.
21
Ваши новости 08:02 19 авг 2021
Ополченцы Донбасса рассказали о наступлении Киева: «Это будет другая война»
Ополченцы Донбасса рассказали о наступлении Киева: «Это будет другая война»
58
Ваши новости 14:31 24 фев 2021
Александр Бушков НКВД: Война с неведомым -1
Александр Бушков НКВД: Война с неведомым -1
7
Мужской журнал 07:01 02 фев 2022
Холодная война 2.0
Холодная война 2.0
0
Ваши новости 11:43 05 май 2021
5 главных новинок в России летом 2022 года
5 главных новинок в России летом 2022 года
11
Авто-Тема 13:37 10 авг 2022

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства