Л.Д. Блинов. Бой русского катера "Опыт" с английским фрегатом 11 июня 1808 года.
БОЙ КАТЕРА «ОПЫТ» С АНГЛИЙСКИМ ФРЕГАТОМ
Русско-английскую войну 1807-1812 годов можно назвать «странной». Но и в ходе этой «странной» войны произошли реальные боестолкновения. Главным образом, на море. Но может быть и их бы не произошло, не начнись русско-шведская война 1808-1809 годов. Именно в ходе этой войны российский катер «Опыт» столкнулся с английским фрегатом «Salsette».
В начале 1808 года российский флот на Балтийском море номинально превосходил шведов. Здесь Россия имела 16 линейных кораблей и 25 более мелких парусных судов с общим количеством орудий 1558. Шведы же имели 11 линейных кораблей и 5 фрегатов.
Но русский флот не смог захватить господства на море. Причин тому несколько. Во-первых (самое главное), в Балтику вошел английский флот адмирала Сомареца из 16 линейных кораблей и 20 более мелких парусных судов. Уже одно это сместило соотношение сил в пользу англо-шведов.
Во-вторых, лучшие силы Балтийского флота под руководством адмирала Сенявина были заперты в англичанами в Лиссабоне. Эта эскадра возвращалась из Эгейского моря, где вела успешные боевые действия против Османской империи (в 1806-1812 годы шла очередная русско-турецкая).
Третья причина является следствием второй. На Балтике у России оставались не самые лучшие суда, многие были откровенно старыми. Но и на их вооружение не хватало средств. И, самое главное, не имелось обученных кадров, команды комплектовались новичками.
Вооружение и подготовка главных сил Балтийского флота к выходу в море продвигались медленно. Тем не менее, весной русские провели, по крайней мере, одну дальнюю экспедицию – в апреле 1808 года небольшой десант высадился на шведском острове Готланд. Именно здесь впервые появляется катер «Опыт».
Экспедиция на о. Готланд
ПРОТИВНИКИ
Начать следует с определения, что это вообще за судно – катер? Слово «катер» происходит от английского «cutter». Так назывались небольшие, но маневренные корабли. Как правило, одномачтовые. Вследствие малых размеров легко могли идти на веслах. Использовались для разведки и посыльной службы.
Катер «Опыт» 1806 года постройки имел в длину 20 метров, в ширину 6,7 метра. На вооружении имел 14 12-фунтовых карронад.
Карронады – особый вид орудий, применявшихся, главным образом, на кораблях. Принципиальным отличием от пушек является более короткий ствол, меньшая масса, меньший заряд пороха и меньшая дальность полета снаряда. В то же время они требовали меньше людей в качестве обслуги, имели более высокую скорострельность, меньшую отдачу.
Номинально команда «Опыта» должна иметь 53 человека. В 1808 году на борту (по русским источникам) имелось 45 человек. Возглавлял катер 35-летний лейтенант Гавриил Иванович Невельской.
Род Невельских дал России целый ряд морских офицеров. Морскими офицерами были оба брата Гавриила Ивановича. Старший из них скончался еще в 1806 году. А младший находился на эскадре Сенявина.
Самый знаменитый носитель фамилии – исследователь Дальнего Востока адмирал Геннадий Невельской. Впрочем, он не был близким родственником Г.И. Невельскому, но происходил из того же рода.
Гавриил Иванович Невельской родился в 1773 году в Костромской губернии. По окончании в 1793 году Морского кадетского корпуса получил чин мичмана. В 1799 году лейтенант. С 1807 года получил катер «Опыт». Обычная рутинная служба простого русского офицера.
Так бы и остался Гавриил Невельской одним из тысяч простых служак, не случись война с Швецией. В апреле 1808 года катер «Опыт» принимает участие в вылазке к острову Готланд.
Тем же апрелем начинает свою боевую летопись и его будущий оппонент фрегат 5-го класса «Salsette» 1805 года постройки. Фрегат в составе эскадры адмирала Сомареца занимался каперством. В апреле он задержал датское судно. В мае принялся за русских купцов.
Номинально класс кораблей 5-го ранга должен иметь на вооружении 32-44 орудия. Этот разнобой, в том числе, послужил причиной разнобоя в количестве орудий «Salsette», определяемом разными источниками.
В российских источниках указывается и 44, и даже 50 орудий. В английских – 42 (26 18-фунтовых пушек, 4 9-фунтовых пушки, 12 32-фунтовых карронад). Тут лучше верить англичанам – им лучше знать, сколько пушек на их собственном корабле.
Командовал фрегатом «Salsette» капитан Уолтер Батерст (1764-1827). К 1808 году он имел уже 10-летний опыт самостоятельного командования кораблями. В том числе, и различными фрегатами. Команда «Salsette» состояла из 260 человек.
Таким образом, в противопоставлении «Опыта» английскому фрегату мы имеем 14 малых орудий против 42 более или менее крупных и 45 человек против 260.
Финский залив, треугольник Свеаборг-Гангут-Нарген
В ПОИСКАХ ПРОТИВНИКА
Захват русскими Готланда обратился в поражение. Уже в мае к острову подошла шведская корабельная эскадра, сопровождавшая свой десант. Русские кораблики, взяв на борт, кого успели, быстро отвалили к дому. А наш гарнизон острова вынужден был сдаться в плен.
В мае к шведам присоединяются англичане, и союзники переходят в контрнаступление. Балтийский же флот продолжал неспешно вооружаться в Кронштадте.
К слову сказать, весной 1808 года застопорилось наступление и русских сухопутных сил. Командующий войсками в Финляндии генерал Буксгевден требовал от морского министра Чичагова прикрытия берегов от возможного шведского десанта. Чичагов отвечал отговорками и заявлениями, что охранять берега – дело армии.
В принципе русские обладали сильным гребным шхерным флотом. К начальным нашим судам надо добавить захваченные в Свеаборге 110 единиц шведского флота. Но надо вспомнить, что русский флот в данный момент не обладал опытными кадрами. А тут еще необходимость укомплектования захваченных судов.
Для командования гребным флотом в мае 1808 года в Свеаборг прибывает вице-адмирал Сарычев. 4 июня (старого стиля) он получает известие о появлении близ мыса Гангут вражеского корабельного флота. Для проверки сведений им отряжаются корвет «Шарлотта» и катер «Опыт».
«Шарлотта» двигалась южнее, «Опыт» жался к финскому берегу. Корабли быстро потеряли друг друга из виду. «Опыт» вернулся к Сарычеву. Но тот, беспокоясь за «Шарлотту», послал катер разыскать товарища и вернуть его назад.
Тем временем «Шарлотта» обнаружила флот противника и поспешила укрыться в Балтийском порту (южный берег Финского залива). В ту же сторону двигался и «Опыт».
11 июня старого стиля немного не доходя Балтийского порта близ острова Нарген Невельской замечает парус. Приняв его за «Шарлотту», капитан-лейтенант пошел на сближение.
Как оказалось, это была не «Шарлотта», а… да-да, это был фрегат «Salsette».
Остров Нарген (ныне эстонский Найссаар), 8х3,5 км
БОЙ
Фрегат быстро нагнал русское судно и открыл огонь, требуя сдачи. Видя, что на парусах не уйти, Невельской принялся за весла. По нашим источникам команда гребла с криками «ура!» Целью Невельского было либо уйти за мели, недоступные для глубоко сидящего фрегата, либо выгрести на мель и разбить судно, чтобы не сдать его противнику. Но налетевший шквал отшвырнул катер в сторону англичан.
Команда бросила переломанные весла и заняла места у карронад. На предложение сдаться «Опыт» ответил молчанием. На первые щадящие выстрелы англичан – залпом в борт противнику. Тогда англичане принялись палить всерьез.
Неравенство в силах и невозможность для «Опыта» уйти не оставляли ни малейшего сомнения в исходе схватки. Тем не менее, команда Невельского дралась до последней возможности.
Многие пали мертвыми, многие, в том числе, и Невельской были ранены. Измочаленный катер начал тонуть. И только после этого заменивший Невельского офицер выкрикнул: «Сдаемся!» Однако накрепко примотанного к флагштоку флага не спустил. Этим пришлось заниматься англичанам.
Капитан Батерст послал на русский катер шлюпку с доктором. На этой же шлюпке на борт фрегата доставили раненого Невельского. Батерст отказался принять саблю у храброго русского офицера. Более того, оставшиеся в живых русские моряки и их капитан были освобождены.
Александр I благосклонно отнесся к капитану Невельскому. И членам его экипажа. Офицерам не в зачет выплачено годовое жалованье, матросам сокращен срок службы. Самому Гавриилу Ивановичу дано 3000 рублей. Кроме того, император повелел, чтобы на службе Невельской всегда командовал кораблем, а не находился на палубе в чьем-то подчинении.
В службе Невельской состоял до 1824 года. Рос в чинах (в отставку вышел капитаном 1-го ранга) и командовал фрегатами. Оставив службу в 1826 году, проживал в Костромской губернии. Скончался в 1841 году.
Захваченный катер вошел в состав английского флота. Переименованный в «Baltic» «Опыт» промелькнет в следующем боевом столкновении между русским и английскими кораблями. Но об этом речь пойдет в
Комментарии (0)