Около 350 лет назад дипломат, ученый, географ
С того путешествия прошли столетия, минует, наверное, еще ни один их десяток, но ничего не изменится! Красивые, экономически важные, но смертельно опасные ледяные дороги, за неимением иных альтернатив, будут продолжать привлекать человека, даже если ему воочию придется увидеть, как внезапно, у самых ног или колес машины, лед разорвется какой-то таинственной силой, обнажив страшную пучину черной студеной воды…
Транспортные артерии бывают разные
Про историю
Более всего байкальские ледовые дороги путешественники любят ранней весной, когда порывистый ветер, унеся весь снег, безукоризненно отшлифовывает лед, делая его зеркально-прозрачным. И самое большое число поездок по замерзшей глади озера приходится на конец февраля – начало апреля.
Но уже в конце марта солнце на Байкале пригревает достаточно интенсивно. И если на основную толщу льда это пока серьезного влияния не оказывает, к скалам в данное время подъезжать уже не стоит. Там проталины образуются намного быстрее.
Специалисты, кстати, выявили несколько закономерностей. Во-первых, чем больше снега, тем тоньше лед. Во-вторых, если выпало много снега, но он быстро растаял, лед менее надежен и однороден, чем лед, на котором не было снега. Это происходит из-за активного впитывания талой воды, меняющей структуру льда. В-третьих, лед, разбитый штормом при замерзании озера, менее прочный, чем однородный и монолитный.
История байкальских зимников
Столь интенсивное передвижение по Байкалу именно в студеную пору неслучайно. Озеро позволяет «ездить» по своей поверхности на южном побережье более 100, а на северном – около 130 дней в году. И этой возможностью с успехом пользовались сибирские казаки-первопроходцы. Встречаются исторические свидетельства, где рассказывается, что служилые люди Василия Колесникова (1646 год), оказавшись на нартах на голом льду Байкала, догадались использовать дующий в спину сильнейший байкальский ветер. Они просто приспособили на сани паруса.
Особенно выросло значение зимников в XVII веке, что однозначно было связано с активизацией торговли с Китаем. Полагали, что более удачного пути для доставки драгоценных шкурок – с одной стороны, а шелков и чая – с другой просто нет.
И уж размеры транспортировки грузов через Байкал неизмеримо возрастают, когда сначала Российская империя, а затем и Советский Союз начинают хозяйственное освоение сибирских и дальневосточных территорий. Это возведение Кругобайкальской железной дороги в рамках строительства Транссиба, протянутые по льду с началом Русско-японской войны рельсы, идущие параллельно гужевой дороге, и, наконец, прерванная Великой Отечественной войной попытка изыскать северный путь по Байкалу, связанный с планированием Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
Поиски наиболее удачных вариантов прокладки БАМа возобновились немедленно после окончания войны. Была определена конкретная задача: завести по льду Байкала автотранспортом большое количество грузов по трассе Иркутск – Баяндай – Еланцы – Кулара – Нижнеангарск.
Подобного опыта не было! На байкальский зимник впервые должна была въехать целая колонна автомашин! Было неизвестно, как поведет себя сарма, как быстро обнаруживать, а затем преодолевать страшные трещины… Но первый рейс состоялся и подтвердил, что с проблемами снежной дороги можно справиться. В полной мере это показало строительство «большого» БАМа, где с начала семидесятых годов XX века и вплоть до самого пуска в эксплуатацию огромный объем грузов был переброшен именно зимами по нитке Усть-Баргузин – Нижнеангарск.
Страшная «дань» байкальских зимников
Сегодня официальная, признанная ледовая дорога на Байкале, находящаяся под постоянным контролем МЧС и дорожных служб, оснащенная знаками, вешками, специальными съездами на лед – это переправа Куркут – Ольхон, связывающая остров с материком.
Соответственно, формально, остальные зимники можно считать несанкционированными, но куда без них? Отдаленные точки особо охраняемых природных территорий, метеостанции, зимовья, туристические базы требуют завоза массы необходимых вещей. Популярность Байкала и зимнего на нем отдыха сделали регулярным проведение на льду различных трофи, автопробегов, экспедиций, туров на квадроциклах…
Полагают, что самое активное движение встречается на Малом море, Баргузинском и Чивыркуйском заливах, в «квадрате» Северобайкальск – мыс Котельниковский – Хакусы-Аяя – Нижнеангарск.
И при этом всегда необходимо помнить, что прозрачная дорога Байкала – это не только волшебная красота, но и страшная опасность!
Один пример – печально знаменитые «становые» щели, которые ученые называют «температурный шов». Они, к сожалению, проходят по всему озеру и возникают, как правило, в одном и том же месте, достигая длины аж до 10-40 км при ширине до 4 м. С научной точки зрения появление таких «провалов» вызвано линейным расширением или сжатием льда при суточных перепадах температуры, достигающих иногда 20-30°С.
А есть еще и открытые пропарины – полыньи, иногда «подернутые» тонкой корочкой льда, и торосы, и надвиги льда…
Все это опасно не только для машин, которые проваливаются под воду даже на традиционных зимниках, но и для лыжников, велосипедистов, снегоходно-квадрациклетных путешественников, пеших туристов…
Комментарии (2)