То что нужно настоящему мужыку!

Операция «Кама», или Как советские подводники американцев перехитрили



Легендарная Б-59, которая могла развязать ядерную войну



Форпост СССР у американских границ

Кубинская революция 1959 года и приход к власти пламенного революционера Фиделя Кастро стал большой неожиданностью для американской военщины, считавшей Остров Свободы своей курортной вотчиной. Немедленно были организованы несколько попыток совершения государственного переворота и физического уничтожения «железного Фиделя», которые с треском провалились. Антиимпериалистическое правительство острова осознало, что искать помощи у соседей бессмысленно, и обратилось за этим к Советскому Союзу.

Славившийся своим взрывным и непредсказуемым характером Никита Хрущев немедленно дал команду разместить на Кубе до 50 тысяч советских военнослужащих, танки, истребительную и бомбардировочную авиацию. Основной ударной силой группировки должны были стать 16 пусковых установок ракет Р-14 и 24 пусковые установки Р-12, способные обрушить на врага ядерные заряды мощностью 70 мегатонн.


Одна из фотографий пусковых установок советских ракет на Кубе, сделанных американскими самолётами-разведчиками



Защищать военнослужащих с воздуха должны были силы ПВО, включающие 12 установок О-75 со 144 ракетами, а также 40 фронтовых истребителей МиГ-21Ф-13.

Но самое главное, в акватории Карибского моря планировалось развернуть 5-й военно-морской флот СССР в составе 26 боевых кораблей и 8 подводных лодок, способных нести на борту торпеды с ядерным боезарядом.

О том, что подготовка к боевым действиям велась очень серьезно, говорит и факт развертывания трех госпиталей на 600 койко-мест, санитарно-противоэпидемиологического отряда, 7 складов с боеприпасами, провиантом и снаряжением, а также полевого хлебозавода.

Начало открытого противостояния

Начальная часть операции по переброске ракетных систем прошла в полном соответствии с планом, но в сентябре—октябре 1962 года почувствовавшие неладное американцы все же смогли установить, что на Кубе находятся советские истребители и бомбардировщики. После расшифровки фотоматериалов, полученных высотными разведчиками U-2, стало ясно, что СССР уже успел развернуть несколько баллистических ракет, способных донести ядерные заряды практически до любой точки в США.

Для защиты собственных интересов 22 октября 1962 года Конгресс США принял решение о полной военной блокаде Кубы, дав разрешение своим ВМС топить любые военные суда и подлодки СССР, пытающиеся прорваться к Острову Свободы. Откуда им было знать, что еще 1 октября из губы Сайда (Кольский полуостров) к берегам Кубы отправились четыре дизельные подводные лодки Северного флота СССР, каждая из которых несла по одной атомной торпеде мощностью 20 килотонн.

Бестолковая организация операции «Кама»

В операции, получившей кодовое название «Кама», приняли экипажи субмарин Б-4 (командир Р. Кетов), Б-36 (А. Дубивко), Б-59 (В. Савицкий) и Б-130 (Н. Шумков). О секретности операции говорит хотя бы тот факт, что капитаны вскрыли специальные командирские пакеты и узнали о маршруте движения лишь после выхода из территориальных вод СССР, а матросы-подводники о цели похода не догадывались вплоть до самого последнего момента.



Нужно сразу сказать, что далекие от подводного флота начальники из Москвы дали указание идти к Кубе на повышенной скорости — до 10 узлов (нормальная — 5-6), что быстро изнашивало дизельные двигатели и приводило к их частным поломкам.

Огромной глупостью стало определение времени для проведения сеансов радиосвязи. По замыслу составителей плана «Кама», лодки должны были всплывать для радиосвязи в темные 00:00 часов по московскому времени. Вот только ни у кого не хватило ума учесть, что в Карибском море в это время всего 4 часа дня, и всплывшая субмарина становится отличной целью для обнаружения и атаки.

О непрофессионализме командования говорит и то факт, что советские подводные лодки не имели системы терморегуляции. В экваториальных морях, где температура забортной воды редко была ниже 30 градусов Цельсия, в отсеках столбик термометра поднимался до +60 градусов, а относительная влажность держалась на уровне 90-100%.

Беззащитные цели для американского флота

Поразительно, но командиров «Буков» (так на флоте называли подлодки серии «Б») просто забыли уведомить о начавшейся 22 октября американской блокаде Кубы, приказав занять позицию в 300 километрах восточнее Багамских островов и готовиться к отражению военной провокации США. При этом применять оружие разрешалось лишь по прямому приказу из Москвы, либо для отражения вражеской атаки, при которой корпус подлодки уже получил пробоину.

Откуда было знать морякам-подводникам, что на их поимку американцы отрядили более 180 военных судов и 200 самолетов противолодочной обороны, получивших задание любой ценой поднять на поверхность советские субмарины и взять в плен членов их экипажа?


Авианосец ВМС США "Рэндольф" CV15



Начавшаяся охота напоминала загон волков. Сверхсовременные гидролокаторы США реагировали на малейшие сигналы. Издававшиеся из морских глубин, а самолеты противолодочной обороны немедленно сбрасывали в указанный район акустические буи «Джули» и специальные маркеры, к которым незамедлительно устремлялись 3-4 эсминца.

Эсминцы сбрасывали на лодки учебные глубинные буи и передавали приказы на немедленное всплытие, но командирам «Буков» каждый раз удавалось уходить от преследования. Правда, делалось это в режиме сверхскоростей, а изношенные дальним походом двигатели систематически выходили из строя.

Русская смекалка в безвыходной ситуации

Первой на поверхность 26 октября вынуждена была всплыть Б-130, у которой вышли из строя все три двигателя. К ней подошел патрульный корабль США «Орион» и предложил команде сдаться. Но капитан М. Шумков начал затягивать переговоры, пока экипаж чинил двигатели и осуществлял продувку балласта. Когда ремонтные работы завершились, Б-130 неожиданно ушла на глубину и легко оторвалась от преследователей.

27 октября в окружении 11 американских кораблей, включая авианосец «Рендольф», всплыла Б-59. Не желавшие повторить ошибку с Б-130 американцы начали вести себя гораздо более агрессивно, открыв предупредительный огонь перед носом субмарины, которая в это время проводила зарядку электробатарей.


Спасший планету от ядерного пожара Василий Архипов

Понимая, что оказался в незавидной ситуации, капитан 2-го ранга Валентин Савицкий приказал зарядить атомную торпеду и заявил, что намерен атаковать авианосец «Рэндольф», если американские провокации немедленно не прекратятся.

И пускай практически сразу же им был получен приказ начальника штаба бригады подводных лодок Василия Архипова отказаться от этой затеи, американские вояки быстро остепенились и перестали вести себя настолько агрессивно.

Вечером 29 октября Савицкий отдал неожиданный приказ на погружение, предварительно выбросив за борт привальный брус, к которому моряки прибили большое количество пустых консервных банок. Только через 6 минут американские акустики поняли, что их провели, а Б-59 легко ушла от преследователей.

Экипаж субмарины Б-36 в течение 35 часов уходил от преследования эсминца «Чарльз Сесил», но вынуждена была всплыть, когда американцы сбили рамочную антенну пеленгатора с его рубки. Почти двое суток шли переговоры о «сдаче русских», а 2 ноября Б-36, предварительно забив помехами частоту гидролокатора «Чарльза Сесила», погрузилась на глубину 200 метров и скрылась.


Советская субмарина в окружении кораблей и противолодочных самолетов ВМС США



Только оснащенную новейшей шумопеленгаторной гидроакустической станцией МГ-10 подлодку Б-4 американцам так и не удалось поднять на поверхность. Они несколько раз обнаруживали ее, устраивали настоящие морские облавы с участием десятков кораблей и самолетов, но капитану 2-го ранка Р. Кетову каждый раз удавалось уходить от преследования. Лодка неоднократно по ночам поднималась на поверхность, перезаряжая свои аккумуляторы и пополняя запас свежего воздуха.

Без вины виноватые

Приказ о завершении операции «Кама» поступил только 14 ноября, а к середине декабря все советские субмарины вернулись в порт постоянного базирования. Правда, там их ждали не заслуженные почести, а серьезный нагоняй.


"Знаток" подводной войны Андрей Гречко

Начальник политуправления Северного флота вице-адмирал Сизов прямо сказал, увидеть подводников живыми никто и не ожидал, а возмущенный первый заместитель министра обороны СССР Андрей Гречко даже сломал собственные очки, возмущаясь, почему подводники всплывали в окружении американцев, а не геройски пошли ко дну.

По его мнению, командирам не нужно было ждать команд из Москвы, а моряки должны были просто забросать корабли противника ручными гранатами. Всего-то!!!

Только благодаря заступничеству главнокомандующего ВМФ СССР адмирала Горшкова было решено за этот беспримерный героический поход не наказывать командиров субмарин, а командиру Б-4 Р. Кетову даже вручили орден Красного Знамени.

Автор: Заблоцкий Роман


Источник: Операция «Кама», или Как советские подводники американцев перехитрили
Опубликовал:
Теги: скорость история море война Фотография смекалка

Комментарии (16)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Василий Семенников 
Интересно, а автор хоть что нибудь про подводные лодки знает? Такого бреда я давно не видел. Например та же Б-130 никуда уйти не могла, и шла трехузловым ходом в сопровождении кораблей США на встречу со спасательным судном СС-20, который взял ее на буксир и отволок на базу под Мурманском, сеансы связи с Москвой были каждые 4 часа, надводная скорость 16 узлов, подводная 15 узлов
георгий камша
Согласен с комментариями, где указывается на неграмотность автора: - прежде, чем писать что либо, необходимо знать "предмет" опуса(не могу иначе назвать подобное), т.е. не писать об услышанном, а конкретно знать предметно, изученной тему повествования! Здесь же полнейшая чушь!
Геннадий Мадан
Я военный. Готов ко многому. Но на подлодки..!!!
Увольте, братцы! Даже в страшном сне...
Подводники - настоящие герои! В моём роду их много.
Но я, сугубо сухопутный... артиллерист.
Андрей Михайлов
" В экваториальных морях, где температура забортной воды редко была ниже 30 градусов Цельсия" - это у поверхности, а на глубине ...
Геннадий Мадан
Дураки в пехоте,
Пьяницы во флоте,
Смелый в кавалерии,
Умный - в артиллерии!
Александр Кузнецов 
Это звучит иначе; "Щёголь в кавалерии, умник в артиллерии, труженик во флоте, а дурак в пехоте".
эдуард хамидулин
Какая то пропаганда, про дебилов начальников, и хитрых офицеров подводных лодок, которые вопреки приказам выкручивались, положившись на авось. Такая армия которая описывается в принципе никому противостоять не могла, автор??????? И русский офицер Архипов, который мог положить на приказ руководства. ))) Ржу. Это в американской армии да, наверно могло быть. В Советской вряд ли. Фантазер.... ))))
Геннадий Иванов 
Архипов своей властью отменил отчаянное и непродуманное решение командира лодки на применение ядерного оружия, тем самым предотвратил ядерный конфликт (читай - 3-ю мировую войну). К слову, адмирал Архипов был начальником военно-морского училища все 5 лет моего обучения.
эдуард хамидулин
Это да если б в статье так было написано, как вы говорите. Но там написано про дебилов начальников и хитрожопых офицеров.
Сергей Бессонов 
Не служил - не знаю... и зная - промолчу!
Роман Аллахяров
А что вы хотите? Американское влияние на каждом шагу. Автор типа патриот и статья типа американских высказываний:"Мы разгромили Гитлера."
dnk
Чушь! Все было совершенно не так...
Георгий Ситнянский
"Все было совершенно не так" - А как?
Александр Сагомонян
Только не во флоте, а НА флоте
Вячеслав Яшин 
Статья-х....йня полная !!! знания о подплаве у аффтыря как и у барана в Коране!А специально для Эдуарда -я сам в осень 1972 го чуть не распилил из 2-М-7 японский сейнер,хорошо что второй раз затворы не передёрнул как положено!
Фарид-уд-дин Ганжишакар 
Гм. Дело в том, что я читал что то очень-очень похожее, в каком то военном журнале Министерства обороны, как бы не в "Морском сборнике".
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Как советские подводники авианосец таранили
Как советские подводники авианосец таранили
3
Авто-Тема 20:58 21 мар 2019
Операция «Кама» — авантюра советского руководства во время Карибского кризиса
Операция «Кама» — авантюра советского руководства во время Карибского кризиса
17
Мужской журнал 08:01 04 апр 2019
Чем между собой отличались самые лучшие велосипеды СССР: «Десна» и «Кама»?
Чем между собой отличались самые лучшие велосипеды СССР: «Десна» и «Кама»?
0
Авто-Тема 13:21 14 дек 2021
Аномалия, которая атакует исключительно американцев
Аномалия, которая атакует исключительно американцев
14
Ваши новости 08:29 25 авг 2021
Как советский капитан «щёлкнул по носу» американцев
Как советский капитан «щёлкнул по носу» американцев
9
Мужской журнал 09:01 22 сен 2021
«Таран в Японском море»: как советская подлодка столкнулась с авианосцем США
«Таран в Японском море»: как советская подлодка столкнулась с авианосцем США
36
Мужской журнал 10:00 05 сен 2020
Что в 1945 году обнаружили у берегов Антарктиды советские подлодки
Что в 1945 году обнаружили у берегов Антарктиды советские подлодки
27
Мужской журнал 09:01 22 дек 2018
В Шаге от Войны: Как Советские моряки Разнесли наглый Американский крейсер, который отказался покидать территориальные воды СССР
В Шаге от Войны: Как Советские моряки Разнесли наглый Американский крейсер, который отказался покидать территориальные воды СССР
78
Мужской журнал 10:01 15 дек 2021
Добровольцы – подводники Испанской войны
Добровольцы – подводники Испанской войны
0
Мужской журнал 10:01 19 июл 2021
Как советские солдаты отстреливали немецким «Тиграм» стволы
Как советские солдаты отстреливали немецким «Тиграм» стволы
9
Мужской журнал 09:01 17 окт 2021
Самые неудачные советские мотоциклы
Самые неудачные советские мотоциклы
16
Авто-Тема 14:19 16 фев 2021
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
3
Все о работе руками 10:20 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства