Его создали в Египте копты. Кто они?
Именно в этот день один из рабочих автобусного парка, что в пригороде Каира, поднял голову и увидел нечто, о чем говорят «не поверил своим глазам». Рабочий был мусульманин (что для нашего рассказа немаловажно) и воззвал к Аллаху. Но все в Зейтуне, как называется этот каирский пригород, оставалось как всегда. Пыльная улица, по которой шествовали неторопливые ослики, запряженные в тележки с фруктами и овощами, и маневрирующие среди них редкие старые такси.
Серые дома, построенные в колониальном стиле, во внутренних двориках которых сушилось на веревках белье. Стоял на месте и огромный христианский храм-новостройка, увенчанный привычным здесь, в Каире, крестом с перекладинами, делающими его обращенным на восток и на запад. И старинная небольшая пятикупольная церковь тоже стояла на своем месте...
Однако именно с этой церковью происходило что-то неладное. На ее крыше появилась полупрозрачная женская фигура, от которой исходило свечение. Рабочий кликнул своих товарищей. Те сначала не поняли, что происходит. Потом ужаснулись.
Весть о светящейся женщине вмиг облетела все близлежащие кварталы. Те, кто бывал в этой церкви прежде, сразу узнали в фигуре на крыше Богородицу, какой она изображена на здешнем иконостасе: молящуюся перед крестом храма, от которого исходило сияние.
Прибежавшие фотографы и телеоператоры сделали снимки. Весть о чуде в храме облетела Египет, потом и другие страны. Во все мире заговорили о коптах: пятикупольная церковь принадлежала им.
Возвращение Богородицы?
Тогда, в 1968 году, журналисты, описывающие чудо в Зейтуне, частенько повторяли слова «возвращение Богородицы». Людям, сведущим в Новом Завете, не надо было ничего объяснять. Из Евангелия известно, что царь Ирод, испугавшийся пророчества о том, что родился новый царь Иудеи, приказал умертвить всех младенцев до 1,5 лет. Узнав об этом, Иосиф решил вместе с Марией и маленьким Иисусом бежать в Египет. Четыре года, до смерти Ирода, прожило святое семейство в этой стране. После чего вернулось уже не в Вифлеем, где родился Иисус, а в Назарет, где, собственно, он и стал Христом.
После конца земной жизни Христа апостолы отправились нести весть о его учении во все стороны тогдашнего мира. В память о пребывании святого семейства в Египте апостол Марк избрал местом своей проповеди берега Нила.
Евангелист прибыл сюда в 47-м году и успешно проповедовал христианство в основанной еще Александром Македонским столице тогдашнего Египта Александрии.
Выбор Марка оказался весьма удачным. В Египте было немало почитаемых и сегодня мест, где останавливалось святое семейство. Но главным залогом успеха оказалось тяжелейшее положение египтян, попавших после владычества греков и македонцев под мощную руку римлян. Айгюпост, как называли египтян греки (от этого слова и образовалось «копты»), страдали от непосильных налогов, от своего рабского положения, от жестоких наказаний за любое выражение недовольства. В 69 году римляне замучили и святого Марка, которого Коптская церковь считает своим основателем и первым патриархом. Часть мощей святого Марка и сегодня хранится в коптском храме в Александрии.
Видя возрастающее количество сторонников новой религии, император Деций создал специальную комиссию, перед лицом которой христиане должны были совершать языческие обряды. Отказавшихся отправляли в тюрьмы, морили голодом, сжигали на кострах или бросали на съедение диким животным.
В 258 году император Валериан издал указ о казни всех без исключения христианских священников и превращении знатных христиан, не желающих совершать жертво-приношения, в рабов. Многие египтяне не выдержали мучений и отступились от своей веры. Но далеко не все.
Православные, но по-своему
Рим постоянно нуждался во все новых солдатах. В сформированном в египетских Фивах легионе оказалось немало христиан. Так в Швейцарию в 285 году попал святой Морис, оказавшийся весьма успешным проповедником христианства. Сейчас его останки покоятся в аббатстве города Вале. А его соотечественники Феликс, Регула и Эксуперий, обезглавленные римлянами, захоронены в Цюрихе.
Эти коптские миссионеры стали своеобразным символом Цюриха, их изображение оказалось на гербе этого города.
Коптские миссионеры путями римских войск смогли добраться даже до Ирландии. И ранние кельтские церкви явно были построены когда-то по образцу коптских храмов.
Самостоятельная, отдельная Коптская церковь ведет свою историю с 451 года. Случилось это в результате раскола, происшедшего на Вселенском халкидонском соборе, где египетские иерархи отвергли представление о двуединой (божественной и человеческой) сущности Христа и отстаивали его монофизитство, признавая в Христе только божественную сущность. Копты сами себя считают православными, но в мировом христианстве о них говорят как о представителях древних
восточных или дохалкидонских христиан.
После завоевания страны арабами положение коптов на протяжении более века оставалось относительно благополучным. Никто не требовал от них отказа от христианства. Коптский, то есть древнеегипетский, язык использовался даже в официальных документах. Все изменилось, когда в Багдаде — столице арабской империи — воцарилась династия Аббасидов. Появились дискриминационные по отношению к коптам законы. Под давлением ислама копты постепенно стали в Египте национально-религиозным меньшинством.
Когда римский император Константин Великий в 313 году объявил себя христианином и издал указ о вероисповедании, христианство в Египте уже получило широкое распространение. Перед иерархами церкви встала задача перевести Священное писание с греческого языка на язык египтян-коптов. Но иероглифическое египетское письмо для этой цели не годилось. Пришлось изобретать новую письменность. Сейчас письмо коптов включает в себя многие буквы, похожие на греческие.
Но общеупотребительным коптский язык так и не стал. Сначала он был исключен из официального употребления. А в 1517 году, когда власть в Египте перешла к туркам, их гонения на египтян привели к тому, что в XVII веке этот язык перестал быть и разговорным.
Со временем же сложилась ситуация, когда копты говорят на языке своей страны — арабском, а их священники ведут богослужения на языке своих древних предков — доарабских египтян, который и называют коптским. Впрочем, этот язык не пропал не только для религии, но и для науки. Он был использован знаменитым Франсуа Шампольоном для дешифровки древнейших египетских иероглифов.
Кресты среди минаретов
Западные путешественники еще в XVI-XVII вв. с изумлением писали об удивительном христианском острове в океане мусульманских стран.
Но этот остров таковым и остался. Положение коптского меньшинства и сейчас весьма проблематично. Хотя копты составляют 8-9 процентов населения Египта, в руководстве страны нет ни одного представителя этой этноконфессиональной группы. Но как бы там ни было, самая большая христианская община на Ближнем
Востоке в одном Египте насчитывает 3 миллиона 900 тысяч человек. Это официальные правительственные данные. Сама же Коптская церковь считает, что к ней во всем мире принадлежит около 8 миллионов верующих. Живут копты компактно, заселяя целые городки или городские кварталы. Туристу легко узнать эти места по колокольням и крестам на многочисленных храмах.
Несмотря на положение во многом дискриминируемого меньшинства, копты законно гордятся тем, что Буторос (Петр) Бутрос-Гали — копт и потомок фараонов, был в свое время Генеральным секретарем ООН. Подобно евреям, коптам удалось не раствориться среди других народов и этнических групп благодаря своей вере и ее проповедникам. Как уже сказано, копты считают, что у Христа была единственная — божественная — сущность и отрицают в нем полноту человеческой природы.
Относясь к восточной ветви христианства, копты близки к традиционному православию. Коптские храмы, включая гигантский собор Святого Марка в Каире, заложенный в 1969 году к 1000-летию гибели основателя Коптской церкви, своей изысканной простотой напоминают русские церкви. На иконостасе, сделанном из резных деревянных панелей, сравнительно мало икон. Фрески на простых беленых стенах очень редки. Изображения на них плоские, пропорции не соблюдаются.
От российских церквей коптские отличаются тем, что в большинстве последних имеются скамейки. Как уже сказано выше, здесь иная форма крестов на куполах: они ориентированы в двух направлениях. С какой стороны ни посмотри, виден крест. Коптские священники носят шапочки-тюрбаны, кресты на груди у них, как правило, из кожи.
И все-таки влияние ислама заметно. При входе в храм копты непременно снимают обувь. Женщины отделены от мужчин перегородкой. Молятся семь раз в сутки и обязательно в головных уборах. В году у коптов семь праздников и пять обязательных длительных постов.
Пожалуй, главный вклад Коптской церкви в христианство — «изобретение» монашества, которое значительно позже стало неотъемлемой частью православной и католической культуры.
Уже в IV веке преподобный Антоний Великий основал в Восточной пустыне самый первый в христианском мире монастырь, который существует и сегодня. Почти одновременно с ним возник монастырь Святого Павла. Такие подвижники, как Макарий Египетский и святая Мария Египетская, жили здесь, на берегах Нила, и весьма почитаемы русскими православными.
В наше время происходит явное возрождение монашества. Молодые монахи заселяют древние за-брошенные монастыри. Занимаются в них сельским хозяйством и издают книги. И несмотря на очень строгий устав — монахи питаются лишь хлебом и водой, — число монастырей множится. Сейчас есть двенадцать мужских и шесть женских. Число мужчин превышает 600, женщин — 300.
Коптский патриарх получил титул папы гораздо раньше, нежели римский епископ. С 563 года копты избирают своего папу-патриарха, чье постоянное местонахождение вместе с синодом — Каир. Папа избирается пожизненно на поместном соборе из числа самых уважаемых монастырских духовников, проживших много лет в пустыне. Папа не только лидер верующих, но и всех коптов, включая диаспору в других странах. Eгo авторитет непререкаем.
Нынешний коптский папа именуется Шендуем Третьим. Он родился в 1923 году, а избран на пост папы Александрийского, Патриарха престола святого Марка, в 1971 году.
По сравнению с папой римским Шендуй очень доступен, особенно для приехавших издалека. Еженедельно в соборе Святого Марка он проводит встречи с народом. Папа при этом садится за стол, произносит духовное слово, а затем без подготовки отвечает на записки с вопросами, заранее опущенные в специальный сосуд.
Близость Коптской церкви к Русской православной настолько велика, что в Каире говорят о церквях-сестрах. Сейчас между Коптским патриархатом и Московской патриархией идет активный диалог, и есть надежда, что церкви-сестры в не столько далекое время договорятся об объединении.
Чудеса продолжаются
Вернемся, однако, к чуду в Зейтуне. Явления Богородицы повторялись на продолжении трех лет. Тысячи людей стали тому свидетелями. Зафиксированы многочисленные случаи исцеления безнадежно больных, в том числе и мусульман. В последний раз в Зейтуне это произошло в 1971 году, а в 1986 году видение повторилось уже в пригороде Каира, над церковью Святой Демианы.
Образ Девы Марии, возникающий над коптскими храмами, неизменно собирал такие толпы людей, что каирская полиция во избежание беспорядков посылала туда специальные наряды. И тогда полицейские тоже становились свидетелями курящихся над куполом дымов ладана и того, как сам купол начинал светиться, когда видение появлялось прямо над ним.
Ученые, как водится, пытались объяснить этот феномен то зрительным обманом, то массовыми галлюцинациями, то появлением электрических разрядов, при которых возникают особые оптические явления. Но пока вразумительного объяснения происходящему над коптскими церквями никто не дал.
Михаил БРИМАН
Источник:
Комментарии (0)