Олегу Николаевичу Ефремову сегодня было бы 92 года. Талантливый, яркий и благородный. Как вспоминали коллеги и близкие, его любимыми героями были Дон Кихот и Сирано де Бержерак. Ефремов никогда не бывал в дурном, пессимистическом настроении, а если оказывался чем-то огорчён, тут же придумывал, как вернуть себе хорошее расположение духа.
Поклялся заветам Станиславского собственной кровью
Ефремов поступил в Школу-студию МХАТ, это было в 1945 году, сразу после войны, когда конкурс был 500 человек на место.
Режиссёр Кама Гинкас вспоминал, мол, "ему вообще был интересен театр. Он, один из немногих, ходил и смотрел спектакли в Москве".
Коллеги говорили, что личность Ефремова не вписывается в список сыгранных им ролей и поставленных спектаклей.
Олег Николаевич был преданным последователем школы Станиславского, боролся с нормативностью и фальшью в актёрской игре, от учеников и коллег требовал понимания своего героя и всегда учил "думать, думать, думать".
Кстати, кто-то из актёров рассказывал как-то, что ещё в студенческие годы Ефремов и его друзья по школе-студии поклялись в верности заветам Станиславского, расписавшись собственной кровью.
А в одном из интервью режиссёр говорил так: "Если произведение искусства - удачное оно или неудачное - не решает какую-то обязательную бытийную, жизненную, человеческую задачу, духовную, то тогда мне это уже неинтересно".
А мог бы стать домушником по кличке Лисья мордочка?
Однажды в своем интервью Ефремов признался, что он мог стать не актёром, а... преступником. Хоть Олег Николаевич и родился в коммуналке на Арбате, но первые годы жизни провёл рядом с воркутинскими лагерями.
Кто-то из актёров рассказывал как-то, что ещё в студенческие годы Ефремов и его друзья по школе-студии поклялись в верности заветам Станиславского. Фото: Vyacheslav Panov/globallookpress.
Отец Олега Ефремова работал замначальника планово-финансового отдела лагерей ГУВЖД, составлял сметы для строительства воркутинского железнодорожного полотна. А строили его заключённые. С ними-то и завёл дружбу Олег Ефремов.
Как пишет
Однако как только до отца дошли слухи о новом увлечении сына, он тут же отказался от работы и перевёз семью в столицу.
Искусство театра - современно!
Молодого Ефремова после окончания Школы-студии в труппу МХАТа не взяли, хотя он был уже введён в несколько спектаклей. Он дебютировал в Центральном детском театре (ныне РАМТ) сначала в качестве актёра в роли Володи Чернышёва в спектакле "Её друзья" (1949) по первой пьесе драматурга Виктора Розова, чьи произведения позже не раз ставил сам, а затем - режиссёра с музыкальной комедией "Димка-невидимка" в 1955-м.
Параллельно в мхатовской театральной студии, куда Ефремова пригласили преподавателем, на репетициях дипломного спектакля с первыми учениками начал формироваться коллектив будущего театра "Современник", вдохнувшего жизнь в театральную Москву. К ним примкнули студенты МХАТа Олег Табаков, Евгений Евстигнеев, Алла Покровская, а также его выпускники, уже трудившиеся в других театрах, - Николай Пастухов из Театра Советской армии, Лилия Толмачёва из Театра Моссовета, Всеволод Ларионов из МХАТа.
Название нового театра - "Современник" - не случайно: молодые актёры под руководством Олега Ефремова противопоставляли себя закостеневшему "главному театру страны".
Как пишет
"Нежность" и несостоявшаяся история любви покорила зрителя
Современниковский период жизни Олега Ефремова завершился в 1970 году, когда старшее поколение актеров МХАТа, заставших ещё Станиславского и Немировича-Данченко, предложили ему возглавить театр. Он серьёзно взялся за реформирование Художественного театра.
Его театральные постановки заслуживали тёплого внимания критиков. Но помимо театра Ефремов снимался, разумеется, и в кино. Главных и эпизодических ролей он сыграл около ста.
В двухсерийном фильме Александра Столпера "Живые и мёртвые", который вышел на экраны в 1963-м, Олег Ефремов сыграл танкиста Иванова, которому принадлежит та самая знаменитая фраза: "На моей фамилии вся Россия держится". Этот фильм был награжден на кинофестивале в Карловых Варах.
Эта сцена навсегда осталась в сердцах зрителей. Фото: скрин с Twitter/@hamyklyn
А ещё больше советского зрителя покорила трогательная история несостоявшейся любви деревенской женщины Нюры (её сыграла актриса Татьяна Доронина) и столичного шофёра Саши (Олег Ефремов) в "Три тополя на Плющихе". Лента вышла в 1964-м.
Когда Нюра неумело исполняет песню "Нежность", а шофёр Саша слушает её (именно эту песню он пытался найти на радио) и после приглашает на свидание, но… увы, Нюра так на него и не пришла. Эта сцена навсегда осталась в сердцах зрителей.
Жизнь человеческого духа
Людмила Иванова, одна из первых актрис зарождавшегося "Современника", несколько лет назад рассказывала корреспонденту
Эльдар Рязанов нашёл в Олеге Ефремове идеального Максима Подберёзовикова для фильма "Берегись автомобиля". Фото: Russian Look/globallookpress
Иванова говорила, что Ефремов над любой сценой бился очень долго, работал подробнейше, не допускал ни секунды фальши - ни себе, ни другим.
"В этом была творческая установка Ефремова. Он убеждал нас: «В своего персонажа надо максимально углубиться, жить этим. И важно не то, что он произносит, не слова как таковые, а то, о чём он думает, чем живет. Ведь каждая мысль актёра считывается зрителями, а, значит, необходимо, чтобы эти мысли были", - вспоминала актриса.
Тогда уж, ваше величество, отвечайте и за воду, и за газ
Коллеги Ефремова из "Современника" рассказывали такую историю. В спектакле "Декабристы" Олег Николаевич играл Николая I. В одной из сцен он должен был произнести реплику: "Я в ответе за всех!" Однажды на спектакле артист оговорился и сказал: "Я в ответе за свет!"
Его партнёр Евгений Евстигнеев, игравший декабриста Чернышёва, находящийся в этот момент на сцене, не растерялся и тут же продолжил: "Тогда уж, ваше величество, отвечайте и за воду, и за газ!"
Комментарии (1)