Кажется, что может быть естественнее цветочного венка: почти все в детстве плели эти милые и простые украшения. Однако в прошлом их могли носить на головах только представители высших сословий. Как же венки стали доступными всем?
Только для богов и победителей
Конечно, точно установить время, когда зародилась эта традиция, невозможно. Доподлинно известно, что в Древнем Риме и Греции они уже были. Круг имел сакральное значение: это была совершенная форма, отражающая гармонию мироустройства. Цветы и растения, сплетенные кругом, приносили в дар языческим богам. Особый статус венка подчеркивал избранность: носить на голове его могли только представители духовенства и знати, ими же украшали головы победителей соревнований.
Фрагмент картины «Вакх», около 1596 года. Микеланджело Меризи да КараваджоБыла у венка и защитная функция: с развитием культа бога виноделия Диониса венки стали обязательными атрибутами пира. Те, кто собирался на возлияния, надевали на голову венок, который должен был спасать от опьянения. С тех пор это украшение несколько потеряло налет сакральности.
Царский аксессуар
В XVIII веке венки снова вошли в моду — уже как элемент женского гардероба. Возобновила традицию австрийка, которая стала королевой Франции, Мария-Антуанетта. Стремясь эпатировать скучный двор, она отбросила церемонии и стала украшать цветами свои прически. Довольно быстро, уже к середине XIX века, цветы на голове сделались чуть ли не атрибутом монаршей свадьбы. Тон задала «бабушка Европы»: королева Виктория на свадьбе пожелала украсить голову флердоранжем, а не классической королевской тиарой. Примерно в это же время в Австрии и Германии наладили производство искусственных цветов, что значительно облегчило жизнь модницам. К концу века, на заре эпохи естественности, когда дамы стали отказываться от тугих корсетов, а в моду вернулась натуральность, простота и удобство, венки стали символом освобождения, близости к природе. Теперь их можно было встретить даже на рекламных плакатах: чешский художник Альфонс Муха создал целую серию таких работ. На его рисунках неземные создания часто украшены венком из трав и цветов и напоминают скорее нимф полей и гор.
Фрагмент работы «Жизмонда», 1894 год. Альфонс МухаДля звезд и болельщиц
В XX веке мода на венки стала исключительно свадебной, зато звездной. В венках вместо традиционных диадем выходили замуж Роми Шнайдер и Элизабет Тейлор. Это украшение стало и частью культуры хиппи: живыми цветами украшали головы в 60-е.
Сегодня венки мы воспринимаем как традиционный народный атрибут. Искусственные цветы, собранные на ободок, можно встретить на любом празднике: множество болельщиц прошедшего в России чемпионата мира по футболу были на трибунах именно с такими аксессуарами. Отчасти сегодня этот декор участвует и в политической борьбе: на Украине активистки движения Femen подчеркивают таким образом свою женственность.
«Украинская крестьянка», XX век. Екатерина Кацура-Фалилеева (1886-1948)
Источник:
Комментарии (0)