То что нужно настоящему мужыку!

Почему пассажирские лайнеры летают гораздо ниже бизнес-джетов

Нет ничего приятнее, чем ехать на машине по магистрали, избегая пробок и столпотворений. Примерно так же чувствуют себя пассажиры частных бизнес-джетов. Пока огромные авиалайнеры с сотнями пассажиров курсируют на высотах 9-11 километров, их более компактные и стремительные собратья легко взмывают на высоту 13, а некоторые — до 15,5 километров. Это даже не вопрос статуса, а следствие инженерных различий, экономической целесообразности и доступа к эксклюзивному воздушному пространству.

Секрет высотного полета кроется в сочетании технологий, недоступных обычной авиации.

Воздушные автострады

В небе, как и на земле, имеются свои правила движения и четкое разделение транспортных потоков. Большинство больших пассажирских лайнеров, таких как Boeing и Airbus, движутся по оживленным «воздушным автострадам», которые называются эшелонами. Эти коридоры пролегают на высотах от 9 до 12 километров. Здесь царит интенсивное движение, и каждый самолет следует строгому курсу под контролем диспетчеров.


В свою очередь бизнес-джеты изначально проектируются для полетов выше этой суеты. Их рабочая среда обычно находится чуть выше основных маршрутов — на эшелонах порядка 13–14 километров, а лучшие модели способны подниматься и к рубежу 15 километров. Это своего рода полоса для избранных, где воздушное пространство практически свободно. Такой привилегированный доступ позволяет пилотам частных самолетов выбирать более прямые и эффективные маршруты и не огибать пробки из других воздушных судов. Интересно, что среди бизнес-джетов абсолютным рекордсменом среди серийных моделей считается Gulfstream G650ER. Этот самолет способен подниматься на фантастические 51 000 футов, что составляет более 15,5 километров. На такой высоте небо приобретает глубокий темно-синий, почти черный оттенок, а кривизна Земли становится видимой невооруженным глазом, открывая пассажирам вид, доступный лишь немногим.

Двигатели и крылья для разреженного воздуха

Подняться на столь большую высоту — задача, непосильная для обычного авиадвигателя, и одна из особенностей бизнес-джетов заключается в их силовых установках, которые можно сравнить с гоночными двигателями «Формулы-1». В разреженном воздухе, где кислорода катастрофически мало, обычный двигатель начал бы задыхаться. Поэтому на частных самолётах устанавливают турбовентиляторные двигатели, позволяющей сохранять тягу на больших высотах.

Мощный компрессор засасывает и сжимает разреженный воздух, нагнетая необходимое для горения количество кислорода в камеру сгорания. Это позволяет сохранять тягу там, где другие самолеты нормально летать уже не могут, но одной мощи мало. Аэродинамика такого полета — это отдельное искусство. Крылья самолетов, подобных Gulfstream G650 или Bombardier Global 7500, имеют особую форму и большое удлинение, оптимизированное для полета на высоких дозвуковых скоростях. Такая конструкция создает достаточную подъемную силу даже в разреженной атмосфере. На высоте 15 километров плотность воздуха составляет лишь около 12% от плотности на уровне моря. Двигатели бизнес-джета работают здесь на пределе возможностей, подобно болиду на прямом шоссе Ле-Мана. Давление за бортом настолько низкое, что без герметичной кабины человек потерял бы сознание за секунды, но внутри салона поддерживается комфортное давление, как в горах на курорте.


Практические преимущества полета над облаками

Высота для бизнес-джета — это и впечатляющие цифры на дисплее, и вполне осязаемые выгоды, которые превращают перелет в максимально эффективное, эффектное и комфортное путешествие. Самое очевидное преимущество — это обход зон турбулентности. Подавляющее большинство вызывающих тряску погодных явлений, таких как грозовые фронты и мощная облачность, остаются далеко внизу, на высотах до 10-11 километров. Пассажиры на борту частного самолета на высоте 13-15 км наслаждаются невероятно плавным «стеклянным» полетом, когда можно спокойно работать с документами или пить кофе, не опасаясь внезапных воздушных ям.

Следующий козырь — прямая экономия времени. Разреженный воздух создает значительно меньшее сопротивление, что позволяет бизнес-джетам развивать и поддерживать крейсерскую скорость, близкую к звуковому барьеру, при этом двигатели работают в оптимальном, а не форсированном режиме. Меньше сопротивление — меньше расход топлива. Кроме того, находясь над основным потоком воздушного движения, пилоты могут прокладывать самые короткие маршруты «по прямой», не будучи жестко привязанными к изгибам общедоступных воздушных коридоров. Ярким доказательством эффективности высотных полетов является мировой рекорд кругосветного путешествия, установленный бизнес-джетом Gulfstream G650ER. Он обогнул планету за 41 час 7 минут, во многом благодаря тому, что практически весь путь машина провела на высотах около 15 километров, используя попутные струйные течения и избегая каких-либо задержек.


Почему большие авиалайнеры остаются внизу

Возникает резонный вопрос: если летать выше так выгодно и комфортно, почему же гигантские пассажирские Boeing и Airbus не поднимаются вслед за частными джетами? Ответ лежит в совершенно неожиданной плоскости – в суровой экономической целесообразности и в конструктивных компромиссах. Переоборудование обычного лайнера, предназначенного для регулярных полетов, под работу на высотах 13-15 километров потребовало бы колоссальных затрат. Потребуются еще более мощные двигатели, а значит, возрастет их стоимость и расход топлива. Фюзеляж пришлось бы укреплять, чтобы он смог выдержать значительно больший перепад давления между салоном и разреженной внешней средой, что сделало бы самолет значительно тяжелее. Все это привело бы к удорожанию каждого рейса настолько, что билеты стали бы недоступны для 99% пассажиров.

Для массовых авиаперевозок важен оптимальный баланс между скоростью, стоимостью и пассажировместимостью. Высота 9-11 километров является этой золотой серединой для современных лайнеров. Кроме того, пропускная способность воздушного пространства не безгранична. Поднятие тысяч больших самолетов на эшелоны бизнес-авиации создало бы неразрешимую проблему для систем управления воздушным движением. Чтобы было понятнее, немного цифр и фактов о рабочих параметрах и комфорте. Давление в салоне бизнес-джета на высоте 15 км соответствует нахождению на курорте в горах на высоте 1200-1500 метров. В то же время в обычном лайнере на 11 км давление за бортом таково, что внутри салона создается условия, как на высоте 2000-2500 метров над уровнем моря. Разница весьма ощутима для пассажиров, и это наглядно демонстрирует пропасть в комфортабельности, в стоимости и в техническом оснащении.

Так и получается, что высота полета частного джета — это отнюдь не блажь, а продуманный инженерный и экономический расчет. Это преимущество, покупаемое за десятки миллионов долларов, которое делает перелёт гораздо быстрее и намного комфортабельнее.



Источник: Почему пассажирские лайнеры летают гораздо ниже бизнес-джетов
Опубликовал:
Теги: native-yes

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Почему ведьмы летают именно на метлах
Почему ведьмы летают именно на метлах
3
Мужской журнал 03:40 Вчера
Почему пассажирские самолёты не летают через полюса
Почему пассажирские самолёты не летают через полюса
47
Мужской журнал 05:59 12 ноя 2018
Почему самолёты не летают над Антарктидой?
Почему самолёты не летают над Антарктидой?
1
Мужской журнал 06:01 05 дек 2019
Почему самолеты не летают над Тихим океаном. 6 секретов авиаперелетов
Почему самолеты не летают над Тихим океаном. 6 секретов авиаперелетов
10
Мужской журнал 11:01 11 апр 2020
Почему китайцы не летают в космос вместе со всеми, и другие интересные факты об МКС
Почему китайцы не летают в космос вместе со всеми, и другие интересные факты об МКС
11
Мужской журнал 10:58 01 дек 2018
Настолько далеко, что самолеты не летают: 3 места, куда не так легко добраться
Настолько далеко, что самолеты не летают: 3 места, куда не так легко добраться
5
Мужской журнал 12:00 03 янв 2022
Почему Луна с Земли выглядит иначе, чем с другой стороны?
Почему Луна с Земли выглядит иначе, чем с другой стороны?
0
Мужской журнал 21:40 28 сен 2025
Александр Роджерс:О невиданной мощи украинской авиации (или почему свиньи не летают)
Александр Роджерс:О невиданной мощи украинской авиации (или почему свиньи не летают)
16
Ваши новости 13:01 17 окт 2018
Почему в Японии гораздо теплее, чем во Владивостоке, хотя они на одной широте. Объясняю на пальцах
Почему в Японии гораздо теплее, чем во Владивостоке, хотя они на одной широте. Объясняю на пальцах
16
Мужской журнал 10:00 05 сен 2021
Оружейные мифы: почему прятаться за автомобилем - плохая идея
Оружейные мифы: почему прятаться за автомобилем - плохая идея
1
Мужской журнал 04:20 30 сен 2025
9 доказательств того, что сотрудники аэропорта знают о нас гораздо больше, чем мы думаем
9 доказательств того, что сотрудники аэропорта знают о нас гораздо больше, чем мы думаем
11
Мужской журнал 10:01 10 апр 2018
История про трусы раздора
История про трусы раздора
0
Мужской журнал 21:40 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства