Первые зафиксированные упоминания о чайных церемониях относят к китайской эпохе до нашей эры. С тех времен чайная культура с разным успехом распространялась по миру, обрастая характерными особенностями в каждом народе. В России первыми с чаем познакомились сибиряки, что даже породило пословицу: чай для сибиряка, что картофель для ирландца. Оттуда родом и «чай с полотенцем», подтверждающий чайные пристрастия жителей Сибири.
Чайные пристрастия Российской империиРаньше и плотнее других в Российской империи с чаем подружились сибиряки.
В европейской России чай долго использовался лишь в качестве лекарственного средства, изначально не играя существенной роли в торговой отрасли. О коммерческих чайных поставках из Китая известно с начала 18 века. Причем вплоть до начала 19 столетия чай в Россию ввозился не напрямую из Поднебесной, а через Европу. Позже, в целях протекционизма, ввоз ставшего популярным товара стал возможен только через китайскую границу. В тот период русские вели с британцами торговые войны, а чай являлся активным объектом геополитических торговых взаимоотношений. После перехода чая из лекарственной категории в повседневные напитки в России начинается чайная эпоха. Послепетровская элита видела китайское конфуцианство идеальным обществом, управляемым просвещённым императором при поддержке подданных философов. Чайная экзотика из Поднебесной отлично вписалась в тренды того времени.
Особенности сибирского климата и актуальность чаяЧаепитие. Кустодиев.
Распространение чайных традиций в российском обществе проходило неравномерно. Многое зависело от культурных устоев конкретных регионов империи, уровня доходов и мировоззренческих векторов обитателей. Сибиряки подружились с чаем одними из первых – в 18 веке. Для большей части населения это удовольствие было по тем временам довольно дорогим. Чай виделся россиянам символом повышенного благосостояния. И если на основной территории страны чаепитие отличало купцов с чиновниками от простолюдинов, Сибирь выделялась на общем фоне. Здесь чай стал общедоступным в виду территориальной расположенности, а прижился благодаря климатическим условиям. Путешествующим по Сибири и торговцам чай помогал сохранять работоспособность.
В Забайкалье, где морозы достигали -35°С, горячий чай был спасением. Один из очевидцев описывал, как странники разгребали для ночлега в снегу яму, оборудуя себе в медвежьих шубах постели. В ногах разводился большой огонь, а к утру путешественники первым делом бросались к кипящему чайнику.
Кроме того, чай полюбился именно сибирякам в силу особенностей питания в суровой стороне. Отличительной чертой кухни сибиряков было обильное употребление мучных блюд. Зимой хлеб там выпекался впрок на месяцы и хранился замороженным в погребах. Излюбленным застольным угощением были вафли в виде полосок теста, подсушенных в русской печи. Повсеместно пеклись пироги, оладьи, шаньги, калачи. Пироги сибиряки готовили двух видов: на кислом тесте (подовые) и жареные (постные пряженые). Очень любили сибиряки хворост (или стружни) – перевитое, проваренное в масле тесто. Все эти плотные сытные блюда идеально сочетались с душистым чаем, которого под столь заманчивые закуски употреблялось огромное количество.
Чаевничать – значит общатьсяРусская чайная церемония не обходилась без самовара.
В Сибири повсеместное распространение чаепития из китайского листа совпало с формированием в той местности старожильческого населения. По этой причине тамошние потомки служивых и казачества считают чай традиционным напитком русской Сибири. Большая часть Сибирского тракта шла по ветви Великого чайного пути. Так что здесь чаепитие прижилось раньше, чем в европейской части России. Чай в Сибири был лучшего качества и стоил дешевле, чем в остальной России. Поэтому позволить себе чаепития могли не только зажиточные граждане. На языке сибиряков «общаться» обозначало то же, что и «чаевничать», а «звать на чаек» - «приглашать в гости».
Частым было и выражение «чаю покушать». Оно ярко отражало традицию не просто пить чай, но полноценно трапезничать. Ведь к горячему напитку подавались пшеничные блины, пироги с разными начинками, оладьи, сладкие калачи. Разнились и способы приготовления чая по-сибирски вплоть до самых экзотических. В Восточной части края из дешевого чая варился так называемый «затуран» с солью, молоком и поджаренной в масле мукой. Этот нетипичный рецепт описывал бывавший там по казенным вопросам чиновник. В своих записках он вспоминал, как на сибирской станции ему предложили согреться кипучим молочным чаем с салом и солью.
Чаепитие до седьмого пота и чайные аксессуарыЧай пили и в перерывах между полевыми работами.
Дома сибиряки пили чай из самовара, причем объемы выпиваемого вынуждали хозяйку пользоваться услугами помощницы. Так называемая полоскательница освежала чашки и стаканы, так как остатки спитого напитка на дне влияли на вкус свежей порции. Тогда и зародилась традиция «чая с полотенцем», когда в процессе церемонии приходилось утирать пот.
Отдельного внимания заслуживали самодельные самовары, изготовленные ручным способом из меди, латуни, серебра или мельхиора. Фасоны и формы были самыми разными, а емкость колебалась в пределах 2-80 литров. Сибиряки растапливали самовары сосновыми шишками и березовыми углями. Выше всего ценилось березовое сырье, не дающее постороннего запаха.
Неслучайно выбиралась и чайная посуда, которая по большей части была фаянсовой. Конфеты и варения к чаю подавались в хрустальных тарелочках, причем каждый отдельный вид на отдельном блюдце. Таким же способом сервировались орехи, урюк, сушеные винные ягоды, чернослив. Пили чай и вприкуску с сахаром, который покупался головами и очень экономно расходовался в силу высокой стоимости. Пользовался популярностью китайский сахар-леденец. Часто сибиряки заменяли сахар медом и изюмом, считавшихся исконно сибирской чайной приправой. Лучшим считали алтайский мед, который славился даже за пределами Сибири. Причем, стоил он дешевле сахара. Мед подавали в конце обеда в качестве отдельного блюда, а также в сотах. Ели его сам по себе или с хлебом, запивая чаем. Интересно, что в Сибири было привычным делом дополнять чайно-медовые церемонии свежими огурцами.
Комментарии (5)