То что нужно настоящему мужыку!

Почему телевизоры в СССР так часто ломались

Телевизор в советской квартире имел куда большее значение, чем просто бытовая техника: он объединял семью, собирал соседей и являлся неким символом достатка. Стоил он отнюдь немало, но вместе с этим регулярно ломался практически у каждого. Эта особенность имела практически национальных характер, быстро вошла в массовую культуру и до сих пор вызывает улыбку.

Так почему же советские телевизоры часто выходили из строя?

Настоящее испытание для семьи

По своему значению и масштабу покупку телевизора можно было сравнить с приобретением автомобиля. За ним охотились месяцами, стояли в очередях, подключали знакомых и коллег, чтобы получить заветный талон или по блату достать дефицит. Телевизор стоил баснословно дорого, фактически был большой диковинкой, а первый вечер с новым экраном превращался в настоящий праздник с массовым просмотром телепередач. Пусть их список и был весьма скудным. Поломка же воспринималась как маленькая катастрофа, а ремонт превращался в серьёзную проблему. С одной стороны, ремонт основательно бил по семейному бюджету, и многие его откладывали на долгий срок. С другой же, не у всех была в наличии машина, чтобы отвезти большой и неподъёмный ящик в телеателье. По этой причине телемастер воспринимался не иначе как спасителем.

При отсутствии других развлечений, возвращение к жизни сломанного телевизора было подобно большому чуду, а сам процесс собирал много зрителей, которым было очень интересно. Как бы то ни было, подобное время от времени происходило в каждом доме, где удосужились приобрести отечественный телевизор. Интересно, что не было разницы, какую именно технику приобрели и за какую цену, результат всегда был один. В один прекрасный момент телевизор обязательно выходил из строя, и тому были вполне очевидные причины.

Слабые места советской техники

Что старые советские телевизоры на электронных лампах, что немалая часть поздних на полупроводниках, имели одну общую черту – крайне низкую надёжность. Причин для этого было очень много, например, низкое качество материалов, и соответственно, компонентов, что во многих случаев и приводило к быстрому износу и многочисленным и разнообразным поломкам. Из некачественных деталей просто невозможно было собрать что-то надёжное. Другая немаловажная причина – ручная сборка. Поначалу все телевизоры собирались исключительно вручную, причём делалось это на потоке по принципу «чем больше, тем лучше». Вполне ожидаемо, сопутствующих проблем было много: ошибки во время сборки, забытые и неверно установленные детали, несоблюдение технологии, плохо пропаянные контакты и многое другое. Результат был предсказуемым и довольно печальным для покупателей, у которых телевизор вполне мог сгореть после первого же включения или же вообще не включиться.

Одна из главных бед даже позднего СССР – это кинескопы плохого качества. Рассчитывать на чёткое изображение и яркие цвета можно было лишь в первые годы эксплуатации, после чего кинескоп сдавал и заметно терял в ресурсе. Причём не только они, даже в мелочах всё было не очень хорошо. Продавливались и переставали нажиматься кнопки, отламывались переключатели, разваливались крепления и появлялась масса других проблем. Ситуация ещё больше усугублялась частыми перепадами напряжения, которые вполне могли сжечь телевизор. Впрочем, даже на этом мрачноватом фоне особо выделялись наиболее капризные модели. Например, «Рекорд» славился тем, что перегревался быстрее других. «Горизонты» считались крепкими, но не могли похвастаться хорошим блоком питания. «Рубин» мог показать тёмный экран, а в «Электрониках» глобальной бедой были кнопки. Телевизор жил собственной жизнью и отказывался работать как положено.

Народная смекалка против поломок
Поломка телевизора не всегда означала вызов мастера, и многие семьи вырабатывали собственные приёмы лечения техники, не прибегая к дорогостоящим услугам мастеров. Самый популярный способ — лёгкий удар по корпусу. Причина – плохой контакт, который после удара временно становился на место, и телевизор вновь начинал работать после неласкового намёка. Правда, не очень надолго. Другие пользовались спичками или монетами: ими поджимали разъёмы, закрепляли кнопки или даже временно заменяли предохранители. В результате каждый телевизор имел собственный уникальный характер и целый набор костылей, за счёт которых он и работал.

Доморощенные радиолюбители превращались в телевизионных дел мастеров, а телевизор становился главным объектом экспериментов: одни учили детей держать паяльник, другие гордились умением ставить технику на ноги. И здесь в дело вступила народная смекалка и изобретательность. Любопытно, что в итоге телевизор стал для людей с техническим складом ума своеобразным учебником электротехники. Люди без инженерного образования начинали понимать схемы, узнавать назначение деталей и различать запах перегоревших резисторов. Телевизор учил целое поколение паять, проверять контакты и не бояться электроники. В результате из обычного обывателя вырастал почти специалист, который уже знал, где в телевизоре слабое место и как его обойти.

Современные телевизоры: новая крайность

Техника нового века кажется полной противоположностью тем капризным ящикам. Современный телевизор лёгкий, плоский, с яркой картинкой и десятками функций. Он включается почти мгновенно, не требует долгого прогрева и почти не шумит. Качество изображения по сравнению с советскими моделями поражает: миллионы оттенков, плавное движение и огромные диагонали. Вот только вместе с новыми технологиями пришла другая крайность — ремонт стал практически бессмысленным.

Лампы и блоки питания прошлого можно было заменить или перепаять, а у современных панелей при поломке часто меняют целые модули. Стоимость ремонта иногда сравнима с покупкой нового телевизора, поэтому большинство владельцев просто предпочитает обновить технику. В сервисных центрах нередко говорят прямо: «Разбился экран — проще выбросить». Получается, что ломаются они реже, но и живут в среднем меньше, ведь ремонт как культура почти исчез. Контраст с советской эпохой разительный. Тогда телевизор могли чинить десятилетиями, «держать на ходу» с помощью подручных средств и смекалки. Сегодня же, если что-то выходит из строя, пользователь скорее идёт в магазин, чем зовёт мастера. Удобство взяло верх над привычкой возиться с электроникой.

Интересно, что ностальгия по старым телевизорам всё равно остаётся. В воспоминаниях они предстают не только как техника, но и как источник историй, шуток, семейных вечеров. Современные панели удобнее во всём, но в них нет того самого «характера», который заставлял ругаться, ждать мастера или искать паяльник. В итоге прошлое и настоящее сосуществуют: одни с удовольствием смотрят на гигантском OLED-экране, а другие вспоминают, как когда-то оживляли свой «Горизонт» лёгким ударом по боку.


Источник: Почему телевизоры в СССР так часто ломались
Опубликовал:
Теги: native-yes

Комментарии (5)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Александр
Автор, наверное, слишком молод...
Денис
Ждём статью "Почему ломались японские телевизоры".
Владимир Розов
Лучше чем написал об этом советский журналист Владимир Цветов в своей книге про Японию "Пятнадцатый камень сада Рёандзи" (1985), не напишешь:
"В голубых отутюженных курточках, украшенных эмблемой электронного концерна «Мацусита дэнки», кадры у конвейера, на котором собирались телевизоры, выглядели близнецами. Если б не фамилии, вышитые оранжевыми нитками над левым кармашком курточек, близнецов не распознал бы, наверное, и мастер, который время от времени подходил к рабочим. Каждые десять секунд голубые курточки снимали с конвейерной ленты ощетинившиеся мельчайшими проводками панели и клали перед собой. Восемнадцать аккуратно подстриженных черных голов склонялись над панелями, что-то припаивали или привинчивали к ним, и руки опять взлетали над конвейером, чтобы положить панели обратно на ленту и взять новые. Синхронностью и точностью движений рабочие напоминали хорошо вышколенный кордебалет на сцене первоклассного театра, гребцов в лодке, финиширующих в решающем заезде.
– Производительность труда в концерне «Мацусита дэнки» выше, чем на любом аналогичном предприятии Соединенных Штатов или Западной Европы, – сказал сопровождающий и не без гордости добавил: – Наши телевизоры выходят из строя в 16 раз реже, нежели любые другие в мире.
...Разговор с менеджером начался с моего вопроса, почему американский бизнесмен вкладывает деньги сначала в капитальное строительство, в технологию, в оборудование и только потом в персонал, тогда как японский бизнесмен – прежде в персонал, а уж затем в капитальное строительство, технологию и оборудование. Рюити Хасимото долго работал на телевидении до того, как занялся проблемами организации производства. Вероятно, незабытые им еще традиции журналистской солидарности побудили к обстоятельному и откровенному разговору со мной.
– Нынешняя научно-техническая революция требует, – сказал Хасимото, – максимального использования человеческих способностей, знаний, энтузиазма. Орудовать кувалдой можно было принудить силой. Но думать силой не принудишь, причем думать так, чтобы это было полезно производству и выгодно фирме...
Выпускающая туалетную бумагу фабрика американской фирмы «Проктор энд Гембл» терпела убытки из-за непрекращавшегося брака. Производственная технологическая цепь состояла из нескольких машин. На каждой работал оператор. Если на какой-то из машин допускался брак, то выявлялся он лишь через три, а то и четыре этапа, то есть на третьей или четвертой машине, когда исправить брак уже не представлялось возможным. За работой операторов внимательно следил мастер, единственной задачей которого было выявить бракоделов. Но удавалось это ему далеко не всегда. Операторы изобретали массу уловок, чтобы скрыть свой брак. И уж совсем не испытывали они желания обмениваться мыслями об улучшении производства и об искоренении брака.
Японский консультант, приглашенный фирмой, перво-наперво предложил убрать мастера-надсмотрщика. Из операторов он образовал самостоятельную бригаду, подобрав в нее психологически совместимых людей и предоставив им право из своей среды выбрать старшего. Иными словами, консультант сконструировал нечто похожее на японскую общину в ее производственном варианте. Японский консультант внес в отношения между бригадой и управляющими и внутри самой бригады «ниндзё» в форме проявления доверия менеджеров к операторам и операторов друг к другу. Это породило «гири» – стремление членов бригады оправдать оказанное им доверие и готовность к взаимной помощи. Операторы стали сообща думать над совершенствованием производственного процесса и, если случался брак, не скрывали его, а тут же исправляли...
В сборочном цехе телевизорного завода концерна «Мацусита дэнки» я попросил главного инженера дать интервью для телепрограммы, которую снимал о концерне. Кинооператор включил камеру, я пустил магнитофон.
– Бывает ли в цехе брак?
– Что? – переспросил главный инженер.
– Брак, – повторил я.
– А что это такое? – удивился главный инженер.
Останавливаю магнитофон. Кинооператор опускает камеру. Ясно, что без уточнения терминологии интервью не получится.
– Неужели вы не знаете, что такое брак? – Я не верил в искренность главного инженера.
– Что вы имеете в виду под браком? – в свою очередь спросил главный инженер.
– Предположим, с конвейера сходит собранный телевизионный приемник, – принялся объяснять я. – Вы включаете его в электросеть, а он не работает. Или начинает работать и через некоторое время гаснет.
– Но почему же собранный у нас телевизор не должен работать? – Главный инженер даже обиделся. – Землетрясения на заводе не было, в цехе не вспыхивал пожар, наводнение конвейер не заливало.
Я понял, что брак ассоциируется у главного инженера со стихийным бедствием.
– Уж не хотите ли вы сказать, что ваша продукция сплошь отличного качества? – Я почувствовал безотчетное раздражение.
– К сожалению, не сплошь, – сокрушенно сказал главный инженер. – Дефекты случаются.
– Много? – спросил я. Сознаюсь, в это мгновение я испытал, к стыду своему, удовлетворение.
– Много, – убито ответил главный инженер. – Пять тысячных дефекта на телевизионный приемник. Один дефект на 200 телевизоров, подсчитал я.
– Что же это за дефекты?
– Например, винт, которым крепится задняя крышка к корпусу телевизора, не совсем точно идет по резьбе".
Алекс Майоров
Полная хрень! Были телевизоры, которые за много лет службы не ломались ни разу. Советские телики были качественные, особенно первые. Ремонт был простым, так как телевизоры были ламповые, просто меняли вышедшие из строя лампы. Сие писала бездарь на службе у пендосов, потому и выходит 90 процентов брехни!
Igor
Легко рассуждать о вкусе авокадо не разу его не попробуя. Автор явно решил поймать "хайп" кинуть лопатку говна на вентилятор. Мне 57 годиков и мне не надо расказывать как это было, я там жил. Статья полный фуфел. Отец купил "Горизонт" в кредит в 1900 году. "Одна из главных бед даже позднего СССР – это кинескопы плохого качества" - ты их видел? Нет, а я видел. Отличное качество. "Рассчитывать на чёткое изображение и яркие цвета можно было лишь в первые годы эксплуатации, после чего кинескоп сдавал и заметно терял в ресурсе" Ты хочеш сказать, что панасоник через пять лет блестал яркостью?!. "Причём не только они, даже в мелочах всё было не очень хорошо. Продавливались и переставали нажиматься кнопки, отламывались переключатели, разваливались крепления и появлялась масса других проблем. Ситуация ещё больше усугублялась частыми перепадами напряжения, которые вполне могли сжечь телевизор" - Дядя ты дебил? В каждом доме были СТАБИЛИЗАТОРЫ НАПРЯЖЕНИЯ! Что бы сжеч телевизор надо было сначало сжечь весь дом! Кнопки были из нормального пластика, а не китайского. Хрен ты её сломаеш. А если, вдруг, у тебя спьяну это получиться, то купить запасную дело пяти минут. Сотни ателье по ремонту на каждом углу. Все лампы и блоки были взаимо заменяемые, пренципиальная схема шла с паспортом, поэтому ремонт не был проблемой.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Почему голосовые сообщения часто вызывают раздражение
Почему голосовые сообщения часто вызывают раздражение
1
Мужской журнал 05:00 12 окт 2025
Какие детали чаще всего ломались в советских телевизорах
Какие детали чаще всего ломались в советских телевизорах
1
Мужской журнал 21:40 23 сен 2025
Почему телевизоры в СССР накрывали салфетками — вы ни за что не догадаетесь
Почему телевизоры в СССР накрывали салфетками — вы ни за что не догадаетесь
9
Все о работе руками 08:01 30 сен 2024
Почему вариатор часто критикуют водители?
Почему вариатор часто критикуют водители?
0
Авто-Тема 18:55 14 янв 2022
Почему в СССР давали участки именно по 6 соток
Почему в СССР давали участки именно по 6 соток
4
Все о работе руками 08:20 01 апр 2025
Почему в СССР люде не страдали от клещей
Почему в СССР люде не страдали от клещей
2
Мужской журнал 04:20 15 окт 2025
Необычные консервы времен СССР
Необычные консервы времен СССР
1
Мужской журнал 21:40 05 авг 2025
Почему пропали плазменные телевизоры
Почему пропали плазменные телевизоры
0
Читайте самую соль! 06:47 24 апр 2025
Пять дорожных знаков которые часто ставят в тупик даже опытных водителей России
Пять дорожных знаков которые часто ставят в тупик даже опытных водителей России
5
Авто Скрежет 09:40 25 сен 2025
Почему американские и европейские грузовики так сильно отличаются друг от друга
Почему американские и европейские грузовики так сильно отличаются друг от друга
0
Авто Скрежет 03:40 13 окт 2025
Почему в СССР запретили бодибилдинг в 1973 году
Почему в СССР запретили бодибилдинг в 1973 году
3
Мужской журнал 03:40 15 июл 2025
Goodyear представила уникальные шины для премиального внедорожника BYD Yangwang U8L
Goodyear представила уникальные шины для премиального внедорожника BYD Yangwang U8L
0
Авто Скрежет 08:20 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства