Телевизор в советской квартире имел куда большее значение, чем просто бытовая техника: он объединял семью, собирал соседей и являлся неким символом достатка. Стоил он отнюдь немало, но вместе с этим регулярно ломался практически у каждого. Эта особенность имела практически национальных характер, быстро вошла в массовую культуру и до сих пор вызывает улыбку.
Так почему же советские телевизоры часто выходили из строя?
Настоящее испытание для семьи
По своему значению и масштабу покупку телевизора можно было сравнить с приобретением автомобиля. За ним охотились месяцами, стояли в очередях, подключали знакомых и коллег, чтобы получить заветный талон или по блату достать дефицит. Телевизор стоил баснословно дорого, фактически был большой диковинкой, а первый вечер с новым экраном превращался в настоящий праздник с массовым просмотром телепередач. Пусть их список и был весьма скудным. Поломка же воспринималась как маленькая катастрофа, а ремонт превращался в серьёзную проблему. С одной стороны, ремонт основательно бил по семейному бюджету, и многие его откладывали на долгий срок. С другой же, не у всех была в наличии машина, чтобы отвезти большой и неподъёмный ящик в телеателье. По этой причине телемастер воспринимался не иначе как спасителем.
При отсутствии других развлечений, возвращение к жизни сломанного телевизора было подобно большому чуду, а сам процесс собирал много зрителей, которым было очень интересно. Как бы то ни было, подобное время от времени происходило в каждом доме, где удосужились приобрести отечественный телевизор. Интересно, что не было разницы, какую именно технику приобрели и за какую цену, результат всегда был один. В один прекрасный момент телевизор обязательно выходил из строя, и тому были вполне очевидные причины.
Слабые места советской техники
Что старые советские телевизоры на электронных лампах, что немалая часть поздних на полупроводниках, имели одну общую черту – крайне низкую надёжность. Причин для этого было очень много, например, низкое качество материалов, и соответственно, компонентов, что во многих случаев и приводило к быстрому износу и многочисленным и разнообразным поломкам. Из некачественных деталей просто невозможно было собрать что-то надёжное. Другая немаловажная причина – ручная сборка. Поначалу все телевизоры собирались исключительно вручную, причём делалось это на потоке по принципу «чем больше, тем лучше». Вполне ожидаемо, сопутствующих проблем было много: ошибки во время сборки, забытые и неверно установленные детали, несоблюдение технологии, плохо пропаянные контакты и многое другое. Результат был предсказуемым и довольно печальным для покупателей, у которых телевизор вполне мог сгореть после первого же включения или же вообще не включиться.
Одна из главных бед даже позднего СССР – это кинескопы плохого качества. Рассчитывать на чёткое изображение и яркие цвета можно было лишь в первые годы эксплуатации, после чего кинескоп сдавал и заметно терял в ресурсе. Причём не только они, даже в мелочах всё было не очень хорошо. Продавливались и переставали нажиматься кнопки, отламывались переключатели, разваливались крепления и появлялась масса других проблем. Ситуация ещё больше усугублялась частыми перепадами напряжения, которые вполне могли сжечь телевизор. Впрочем, даже на этом мрачноватом фоне особо выделялись наиболее капризные модели. Например, «Рекорд» славился тем, что перегревался быстрее других. «Горизонты» считались крепкими, но не могли похвастаться хорошим блоком питания. «Рубин» мог показать тёмный экран, а в «Электрониках» глобальной бедой были кнопки. Телевизор жил собственной жизнью и отказывался работать как положено.

Народная смекалка против поломок
Поломка телевизора не всегда означала вызов мастера, и многие семьи вырабатывали собственные приёмы лечения техники, не прибегая к дорогостоящим услугам мастеров. Самый популярный способ — лёгкий удар по корпусу. Причина – плохой контакт, который после удара временно становился на место, и телевизор вновь начинал работать после неласкового намёка. Правда, не очень надолго. Другие пользовались спичками или монетами: ими поджимали разъёмы, закрепляли кнопки или даже временно заменяли предохранители. В результате каждый телевизор имел собственный уникальный характер и целый набор костылей, за счёт которых он и работал.
Доморощенные радиолюбители превращались в телевизионных дел мастеров, а телевизор становился главным объектом экспериментов: одни учили детей держать паяльник, другие гордились умением ставить технику на ноги. И здесь в дело вступила народная смекалка и изобретательность. Любопытно, что в итоге телевизор стал для людей с техническим складом ума своеобразным учебником электротехники. Люди без инженерного образования начинали понимать схемы, узнавать назначение деталей и различать запах перегоревших резисторов. Телевизор учил целое поколение паять, проверять контакты и не бояться электроники. В результате из обычного обывателя вырастал почти специалист, который уже знал, где в телевизоре слабое место и как его обойти.
Современные телевизоры: новая крайность
Техника нового века кажется полной противоположностью тем капризным ящикам. Современный телевизор лёгкий, плоский, с яркой картинкой и десятками функций. Он включается почти мгновенно, не требует долгого прогрева и почти не шумит. Качество изображения по сравнению с советскими моделями поражает: миллионы оттенков, плавное движение и огромные диагонали. Вот только вместе с новыми технологиями пришла другая крайность — ремонт стал практически бессмысленным.
Лампы и блоки питания прошлого можно было заменить или перепаять, а у современных панелей при поломке часто меняют целые модули. Стоимость ремонта иногда сравнима с покупкой нового телевизора, поэтому большинство владельцев просто предпочитает обновить технику. В сервисных центрах нередко говорят прямо: «Разбился экран — проще выбросить». Получается, что ломаются они реже, но и живут в среднем меньше, ведь ремонт как культура почти исчез. Контраст с советской эпохой разительный. Тогда телевизор могли чинить десятилетиями, «держать на ходу» с помощью подручных средств и смекалки. Сегодня же, если что-то выходит из строя, пользователь скорее идёт в магазин, чем зовёт мастера. Удобство взяло верх над привычкой возиться с электроникой.
Интересно, что ностальгия по старым телевизорам всё равно остаётся. В воспоминаниях они предстают не только как техника, но и как источник историй, шуток, семейных вечеров. Современные панели удобнее во всём, но в них нет того самого «характера», который заставлял ругаться, ждать мастера или искать паяльник. В итоге прошлое и настоящее сосуществуют: одни с удовольствием смотрят на гигантском OLED-экране, а другие вспоминают, как когда-то оживляли свой «Горизонт» лёгким ударом по боку.
Комментарии (0)